Судья Быхун Д.С. Дело № 33а-1419/2022
УИД 22RS0068-01-2021-005273-91
№ 2а-4103/2021 (в 1 инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 марта 2022 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Титовой В.В., Котликовой О.П.,
при секретаре Семеновой Е.Е.,
с участием прокурора Бугуновой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, апелляционное представление прокурора г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 12 августа 2021 года по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью «АлтайГАЗавтосервис» о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Котликовой О.П., судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью «АТП «АГАС-Транс» (далее - ООО «АТП «АГАС-Транс», Общество) обратилось в суд с административным иском об оспаривании пункта 3.2 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации г. Барнаула от 11 августа 2016 года № 1633 и пункта 4 Шкалы для оценки критериев Приложения № 5 к названному Положению со дня принятия нормативного правового акта.
В обоснование требований указано, что постановлением администрации города Барнаула от 11 августа 2016 года № 1633 утверждено Положение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам (далее - Положение о проведении открытого конкурса).
ООО «АТП «АГАС-Транс» с 2013 года является субъектом отношений в сфере пассажирских перевозок, регулируемых указанным Положением о проведении открытого конкурса, и осуществляет перевозки по маршрутам регулярных перевозок г. Барнаула № 33, 77, 121 по нерегулируемым тарифам.
По мнению административного истца, установленный пунктом 4 Шкалы для оценки критериев Приложения № 5 к Положению о проведении открытого конкурса порядок присвоения баллов не позволяет определить, каким образом исчисляется максимальный срок эксплуатации транспортного средства и каким образом применяется критерий К4 при наличии в заявке нескольких транспортных средств.
Таблица расчета количества баллов по критерию К4 пункта 4 Шкалы для оценки критериев Приложения № 5 Положения о проведении открытого конкурса противоречит пункту 4 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку позволяет трактовать максимальный срок эксплуатации транспортного средства в зависимости от года выпуска каждого (одного) транспортного средства, заявленного на конкурс, а не от срока эксплуатации всех транспортных средств в течение срока действия свидетельства, как это указано в Федеральном законе. Данное обстоятельство приводит к тому, что Комитетом присваивается 0 баллов по самому старшему транспортному средству в составе заявки, что подтверждается протоколом № 2 от 25 декабря 2018 года.
Ввиду правовой неопределенности данной части оспариваемого нормативного правового акта у перевозчиков отсутствует возможность сформировать выигрышные конкурсные заявки.
Кроме того, Положение о проведении открытого конкурса не позволяет победить в конкурсе действующему перевозчику, поскольку в силу пункта 3.2 Положения заявка на участие в открытом конкурсе не должна содержать сведений о транспортных средствах, используемых на иных маршрутах, в связи с чем лишаются возможности участия в конкурсе перевозчики, транспортные средства которых будут свободны от обязательств по перевозке пассажиров на дату начала осуществления перевозок пассажиров по результатам конкурса, что безосновательно ограничивает конкуренцию.
Определением Центрального районного суда г. Барнаула от 09 февраля 2021 года производство по делу прекращено в связи с принятием административным ответчиком изменений в нормативный правовой акт, которыми оспариваемые положения были изложены в другой редакции.
Определениями Алтайского краевого суда от 08 июня 2021 года произведена процессуальная замена административного истца ООО «АТП «АГАС-Транс» на его правопреемника – общество с ограниченной ответственностью «АлтайГАЗавтосервис» (далее – ООО «АлтайГАЗавтосервис»), определение Центрального районного суда г. Барнаула от 09 февраля 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 12 августа 2021 года административное исковое заявление ООО «АлтайГАЗавтосервис» удовлетворено. Признана недействующей со дня принятия до дня вступления в силу постановления администрации города Барнаула от 02 февраля 2021 года № 95 таблица расчета количества баллов по критерию К4 пункта 4 Шкалы для оценки критериев Приложения № 5 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 11 августа 2016 года № 1633.
Признан недействующим со дня принятия до дня вступления в силу постановления администрации города Барнаула от 02 февраля 2021 года № 95 пункт 3.2 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 11 августа 2016 года № 1633, в части отсутствия условий, позволяющих включить в заявку на участие в открытом конкурсе транспортные средства, используемые на маршрутах, срок действия свидетельств по которым заканчивается на дату начала действия свидетельств по объявленному открытому конкурсу. С администрации г. Барнаула в пользу ООО «АлтайГАЗавтосервис» взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
В апелляционных жалобах администрация г. Барнаула и комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула просят отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаются на то, что положения пункта 5.3.4 Постановления № 1633 «максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых участником открытого конкурса для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства» в редакции постановления от 07 мая 2019 года № 725 и от 02 февраля 2021 года № 95 не противоречит положениям подпункта 4 пункта 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ; вопреки выводам суда первой инстанции, при рассмотрении дела установлено, что в отношении заявителя не принимались решения о не допуске к участию в открытом конкурсе на основании пункта 4 приложения 5, а также по спорному критерию начислялись баллы именно в том размере, как было отражено в конкурсной документации, что также не оспаривается административным истцом; критерий К4 не является расчетным, поэтому в редакции положения, действующего до 02 февраля 2021 года, нет методики расчета баллов критерия, при присвоении определении количества баллов по критерию не осуществляются действия по суммированию баллов за каждое транспортное средство; иного толкования понятия «срок эксплуатации» не допущено»; какого-либо несоответствия пункта 3.2 не имеется, поскольку сведения о транспортных средствах, используемых на маршрутах и включенных в договор на диспетчерское обслуживание на дату окончания действия свидетельств по иным маршрутам, являются непроверяемыми, кроме того, из системного толкования Федерального закона № 220-ФЗ следует, что требования, установленные к участникам открытого конкурса, являются реальными; также указывает, что в связи с отказом ООО «АТП «АГАС-Транс» от осуществления перевозок пассажиров и багажа по маршруту № 33 Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула 18 марта 2021 года издан приказ № 35 о прекращении действия свидетельств по указанному маршруту, следовательно, в силу статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ заявитель не имеет права на участие в открытых конкурсах до марта 2022 года, в связи с чем отсутствующее право не подлежит защите в судебном порядке; 31 марта 2021 года ООО «АТП «АГАС-Транс» прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО «АлтайГАЗавтосервис», который не имеет лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в сфере перевозок пассажиров и багажа, таким образом, оспариваемые положения не нарушают прав заявителя.
В апелляционном представлении прокурор г. Барнаула просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что права заявителя оспариваемыми положениями не нарушены; в отношении административного истца не принималось решений о не допуске к участию в открытом конкурсе по критерию 4 приложения 5 Постановления № 1633; Критерий К4 до внесения изменений 02 февраля 2021 года не являлся расчетным, поэтому баллы по данному критерию не рассчитываются, а присваиваются; пункт 3.2 Постановления № 1633 не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу и прав административного истца не нарушает.
Апелляционная жалоба лиц, не привлеченных к участию в деле - ООО «Барнаульское Автотранспортное предприятие», ООО «Бизнес-Авто», ИП ФИО1 - апелляционным определением судьи Алтайского краевого суда от 02 февраля 2022 года возвращена заявителям в связи с отменой определения судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 07 октября 2021 года о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы и представление Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, ООО «АлтайГАЗавтосервис» просят оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации г. Барнаула и заинтересованного лица комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула Н. поддержала апелляционные жалобы по изложенным в них доводам, прокурор Б. поддержала апелляционное представление, представитель административного истца ООО «АлтайГАЗавтосервис» Р. просила оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалобы, представления, не явились, об отложении разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционных жалобы, представления, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
В силу частей 1, 4 статьи 7 указанного Федерального закона, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Алтайского края от 05 мая 2016 года № 32-ЗС «Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае» предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования в соответствии с Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Алтайского края и муниципальными правовыми актами.
Пунктом 7 статьи 19 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года № 789 (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Аналогичное содержание приведено в пункте 7 статьи 13 действующего Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года № 71.
Положение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам утверждено постановлением администрации г. Барнаула от 11 августа 2016 года № 1633, опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» 23 августа 2016 года № 123 (4425).
Постановлениями администрации г. Барнаула от 08 августа 2018 года № 1339 и от 07 мая 2019 года № 725 в Положение о проведении открытого конкурса внесены изменения, которые опубликованы в газете «Вечерний Барнаул» 14 августа 2018 года № 118 (4814) и 18 мая 2019 года № 70 (4962) соответственно.
Исходя из приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация г. Барнаула приняла оспариваемый нормативный правовой акт и последующие изменения в него в пределах предоставленной ей компетенции, в надлежащей форме с соблюдением порядка введения нормативного правового акта в действие, в том числе правил опубликования.
На федеральном уровне отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ), вступившим в законную силу со дня официального опубликования 14 июля 2015 года (за исключением статей 4 - 32, 36 - 38, вступивших в силу с 11 января 2016 года, и статей 33 - 35, 40, вступивших в силу по истечении одного года после дня официального опубликования закона).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 данной статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).
Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ предусмотрено осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам и регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Главой 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам (статьи 14 - 15) и нерегулируемым тарифам (статьи 17 - 20), в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21 - 24).
Частью 4 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ предусмотрено, что установление требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам допускается муниципальным нормативным правовым актом, при этом в силу части 2 статьи 24 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, а также критерии оценки и сопоставления заявок перечислены в статьях 23, 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок;
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Во исполнение данных предписаний, в Приложении № 5 Положения о проведении открытого конкурса (в редакции от 07 мая 2019 года) предусмотрена Шкала для оценки критериев, пунктом 4 которой установлен критерий оценки максимального срока эксплуатации транспортных средств, предлагаемых участником открытого конкурса для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Количество баллов определяется в соответствии со значением критерия K4.
Значение критерия К4 | Количество баллов |
до 1 года (включительно) | 40 |
свыше 1 года до 3 лет (включительно) | 30 |
свыше 3 до 5 лет (включительно) | 20 |
свыше 5 лет | 0 |
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Суд первой инстанции, проанализировав содержание пункта 4 Приложения № 5 Положения о проведении открытого конкурса (в редакции от 07 мая 2019 года), пришел к выводу о том, что данный пункт не содержал методику расчета (присвоения) баллов по критерию «максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых участником открытого конкурса для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок», из имеющейся таблицы не понятен порядок присвоения баллов – за каждое транспортное средство, либо в зависимости от среднеарифметического значения всех транспортных средств в заявке. Кроме того, установил, что имеется неясность в части формирования значения К4 – от года выпуска транспортного средства до начала срока действия свидетельства на право осуществления перевозок по маршруту, либо от года выпуска транспортного средства до окончания срока его эксплуатации в период действия свидетельства на право осуществления перевозок по маршруту, либо от срока эксплуатации транспортного средства в течение срока действия свидетельства на право осуществления перевозок на право осуществления перевозок по маршруту, либо от иных обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку содержащийся в пункте 4 Приложения № 5 Положения о проведении открытого конкурса (в редакции от 07 мая 2019 года) критерий оценки в оспариваемой части не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер, что препятствует участникам конкурса при формировании заявки достоверно определить количество присваиваемых им баллов.
Вместе с тем, признав неопределенный характер пункта 4 Приложения № 5 оспариваемого положения в части отсутствия разъясняющих положения применения таблицы значения критерия К4, суд первой инстанции в резолютивной части признал недействующей всю таблицу расчета количества баллов по критерию К4, вместе с тем для признания недействующей всей правовой нормы не имелось оснований, сама таблица не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению путем указания на признание недействующим пункта 4 Шкалы для оценки критериев Приложения № 5 к Положению о проведении открытого конкурса, в той мере, в которой он не предусматривает порядок исчисления максимального срока эксплуатации транспортного средства и применения критерия К4 при наличии в заявке нескольких транспортных средств.
Судебная коллегия находит также правильным вывод суда первой инстанции о несоответствии пункта 3.2 Положения о проведении открытого конкурса требованиям законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Так, содержание пункта 3.2 Положения о проведении открытого конкурса (в редакции от 07 мая 2019 года) предусматривал, что заявка на участие в открытом конкурсе с перечнем прилагаемых документов (далее - заявка) не должна содержать сведений о транспортных средствах, используемых на иных маршрутах и включенных в договор на диспетчерское обслуживание с организацией, осуществляющей автоматизированный контроль и управление движением на территории города Барнаула, с даты окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, а также сведений о транспортных средствах, включенных в иные заявки, в случае подачи претендентом двух и более заявок в отношении разных лотов.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
В силу части 4 названной статьи (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 480-ФЗ) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выдано по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению перевозок по данному маршруту не позднее чем через девяносто дней со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее окончания срока действия последнего из ранее выданных свидетельств об осуществлении перевозок по данному маршруту.
Из содержания приведенных норм следует, что на федеральном уровне действующее законодательство не ограничивает право на участие в конкурсе действующих перевозчиков, имеющих свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту, срок действия которого истекает к моменту начала действия свидетельства, выданного по результатам проведения соответствующего конкурса.
В свою очередь пункт 3.2 Положения о проведении открытого конкурса (в редакции от 07 мая 2019 года) ограничивал право включать в заявку сведения о транспортных средствах, используемых на иных маршрутах и включенных в договор на диспетчерское обслуживание с организацией, осуществляющей автоматизированный контроль и управление движением на территории города Барнаула, с даты окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе, указанной в извещении о проведении открытого конкурса.
Указанная в данном пункте формулировка не позволяла включать в заявку на участие в открытом конкурсе транспортные средства, используемые на маршрутах, срок действия свидетельств по которым заканчивается на дату начала действия по объявленному открытому конкурсу, что ограничивало право действующих перевозчиков на участие в проведении открытого конкурса, что не согласуется с вышеприведенными положениями статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ и требованиям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате необоснованного ограничения права на участие в конкурсе.
При таких данных судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о противоречии действующему законодательству пункта 3.2 Положения о проведении открытого конкурса в части отсутствия условий, позволяющих включить в заявку на участие в открытом конкурсе транспортные средства, используемые на маршрутах, срок действия свидетельств по которым заканчивается на дату начала действия свидетельств по объявленному открытому конкурсу.
Поскольку постановлением администрации города Барнаула от 2 февраля 2021 года № 95 «О внесении изменений в постановление администрации города Барнаула от 11.08.2016 №1633» оспариваемые части Положения о проведении открытого конкурса изложены в новой редакции, которая в рамках данного административного дела административным истцом не оспаривалась, является правильным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания недействующими оспариваемых положений нормативно-правового акта со дня принятия до дня вступления в силу постановления администрации города Барнаула от 02 февраля 2021 года № 95.
Доводы апелляционных жалоб и представления об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемыми положениями являются несостоятельными, поскольку судом первой инстанции установлено, что ООО «АТП «АГАС-Транс» с 2013 года является субъектом отношений в сфере пассажирских перевозок, регулируемых Положением о проведении открытого конкурса.
Кроме того, отменяя определение Центрального районного суда г. Барнаула от 09 февраля 2021 года о прекращении производства по данному административном делу, Алтайский краевой суд исходил из установления факта применения в отношении административного истца оспариваемого нормативного правового акта момента его принятия.
То обстоятельство, что на официальном сайте комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула было опубликовано официальное разъяснение конкурсной документации, напротив свидетельствует о неполноте содержания пункта 4 Приложения № 5 Положения о проведении открытого конкурса.
Таким образом, применение критерия К4 при подаче заявки административным истцом на участие в открытом конкурсе, в отсутствие правового урегулирования вопроса о порядке присвоения баллов и оценки критерия К4, свидетельствует о нарушении прав административного истца как потенциального участника такого конкурса.
Относительно пункта 3.2 Положения о проведении открытого конкурса судом первой инстанции достоверно установлено, и это подтверждается материалами дела, что данный пункт напрямую применялся при оценке заявки административного истца, которая впоследствии была отклонена как несоответствующая данному пункту, что также свидетельствует о нарушении оспариваемой частью нормативно-правового акта прав ООО «АлтайГАЗавтосервис» (до реорганизации – ООО «АТП «АГАС-Транс»).
Ссылка в жалобах и в представлении на то, что критерий К4 не является расчетным, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности принятия муниципального правового акта, содержание которого должно отвечать требованиям ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. При этом в данном случае необходимо было разъяснение не порядка расчета как такового, а урегулирование вопроса порядка присвоения баллов, в частности, в том случае, когда в заявке по одному маршруту участвуют транспортные средства, имеющих различный срок эксплуатации, на что правильно указано судом первой инстанции.
Указание в жалобе на отказ ООО «АТП «АГАС-Транс» от оказания услуг по перевозке по маршруту № 33 не влияет на правильность выводов суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и нарушении прав административного истца.
Кроме того, в жалобах указано на невозможность административного истца в связи с указанными обстоятельствами участвовать в открытых конкурсах до марта 2022 года, однако на момент рассмотрения судом апелляционной инстанции настоящего дела данный срок истек, что не свидетельствует о защите отсутствующего права.
Также принимается во внимание, что решением суда вышеуказанные положения признаны недействующими с момента принятия до дня вступления в силу постановления администрации города Барнаула от 2 февраля 2021 года № 95, следовательно, период защиты нарушенных прав административного истца не распространяется на период прекращения оказания услуг по перевозке по маршруту № 33.
Ссылка в апелляционных жалобах на отсутствие у ООО «АлтайГАЗавтосервис» на момент рассмотрения настоящего дела лицензии на осуществление перевозок опровергается выпиской Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора из реестра лицензий от 24 июня 2021 года о выдаче ООО «АлтайГАЗавтосервис» лицензии на осуществление перевозок пассажиров и иных лиц автобусами (т. 3 л.д. 137).
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и представления не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия находит необходимым исключить из мотивировочной части решения суда вывод о том, что комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на основании оспариваемого нормативного правового акта устранялась конкуренция на рынке перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок с действующими перевозчиками в отсутствие предусмотренных законом оснований, поскольку такие обстоятельства по делу не установлены и предметом рассмотрения не являлись.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 12 августа 2021 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части в следующей редакции:
«Признать недействующим со дня принятия до дня вступления в силу постановления администрации города Барнаула от 2 февраля 2021 года № 95 пункт 4 Шкалы для оценки критериев Приложения № 5 к Положению о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 11 августа 2016 года № 1633, в той мере, в которой он не предусматривает порядок исчисления максимального срока эксплуатации транспортного средства и применения критерия К4 при наличии в заявке нескольких транспортных средств.».
Исключить из мотивировочной части решения суда вывод о том, что комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на основании оспариваемого нормативного правового акта устранялась конкуренция на рынке перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок с действующими перевозчиками в отсутствие предусмотренных законом оснований.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, апелляционное представление прокурора г. Барнаула – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: