ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-411/20 от 08.10.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Зверькова А.М. Дело № 33а-8198

Докладчик: Решетняк А.М. (42RS0020-01-2020-000288-02)

(2а-411/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово «8» октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Решетняка А.М.,

судей Быковой С.В., Пронченко И.Е.,

при секретаре Черняеве В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Решетняка А.М. административное дело по иску Дугина Александра Петровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Кемеровской области о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Кемеровской области

по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Кемеровской области на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 3 июня 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

Дугин А.П. обратился с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 5 по Кемеровской области о признании незаконными действий.

Требования мотивированы тем, что он является собственником транспортного средства «ТОYОТА HILUX», 2014 г.в., г.р.з. и плательщиком транспортного налога на основании ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В сентябре 2019 года он получил налоговое уведомление № 39209348 от 25.07.2019 о расчете транспортного налога за 2018 года на указанный автомобиль в сумме 516 рублей, который оплатил в полном объеме. Однако в последующем, налоговым органом ему было вручено новое уведомление № 90171233 от 13.12.2019 на оплату транспортного налога за 2018 год за указанный автомобиль в сумме 3 744 рубля, которую он также оплатил.

Согласно ответа налогового органа от 23.01.2020 на его обращение за разъяснениями, расчет транспортного налога произведен по ставке для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно в размере 40 рублей за 1 лошадиную силу, так как в паспорте транспортного средства тип его автомобиля определен как «грузовой-бортовой», с чем не согласен. Полагает что его автомобиль является легковым, поскольку согласно ПТС отнесен к категории «В» с разрешенной максимальной массой 2 690 кг., массой без нагрузки 1 920 кг.

Считает, что тип кузова «грузовой-бортовой» свидетельствует только о типе кузова данного автомобиля, а не о функциональном назначении, так как владелец может заменить тип кузова с последующей регистрацией в органах ГИБДД на иной (седан, универсал), при этом характеристики автомобиля (грузоподъемность, мощность двигателя) не изменятся, в связи с чем не может являться определяющим для отнесения транспортного средства в типу легковых или грузовых.

Просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 5 по Кемеровской области по начислению транспортного налога за 2018 год на автомобиль «ТОYОТА HILUX», 2014 года выпуска, государственный регистрационный знак , возложить обязанность на налоговый орган возвратить ему излишне уплаченный транспортный налог за 2018 год в размере 3 744 рублей, взыскать с административного ответчика в его пользу государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 3 июня 2020 года исковые требования Дугина А.П. удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Кемеровской области Карабейникова Т.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая на то, что паспорт транспортного средства – это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства, в связи с чем именно этот документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории «грузовые автомобили» или «легковые автомобили». При этом глава 28 НК РФ при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования. Категория «В», указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.

Налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства и при исчислении суммы транспортного налога ставка налога должна применяться на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, предоставленными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. На основании полученных от органов осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств сведений, автомобиль «ТОYОТА HILUX», 2014 г.в., г.р.з. имеет тип транспортного средства – грузовые автомобили бортовые, категорию транспортного средства «В», в связи с чем инспекция правомерно исчислила Дугину А.П. транспортный налог по ставке, предусмотренной для грузовых автомобилей.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Кемеровской области Каурова Ю.Н. просила решение суда отменить.

Истец Дугин А.П. просил решение суда оставить без изменения.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Дугин А.П. является собственником транспортного средства «ТОYОТА HILUX», 2014 г.в., г.р.з. (л.д.23 – свидетельство о регистрации).

Согласно налоговому уведомлению от 25.07.2019 за № 39209348 за 12 месяцев владения вышеуказанным автомобилем по итогам налогового периода 2018 года Дугину А.П. начислен транспортный налог в размере 516 рублей, исходя из его мощности в 144 лошадиных силы из расчета 14 рублей за одну лошадиную силу (л.д.15), который был уплачен административным истцом 05.09.2019 (л.д.16 – чек - ордер).

Впоследствии, ответчиком в адрес истца было направлено налоговое уведомление за № 90171233 от 13.12.2019 о перерасчете транспортного налога по уведомлению № 39209348 и необходимости доплаты транспортного налога в размере 3744 рубля, исходя из налоговой ставки 40 рублей за 1 лошадиную силу (л.д.13), которая произведена административным истцом 14.12.2019 (л.д. 14 – чек - ордер).

Считая действия налогового органа по перерасчету транспортного налога незаконными, истец с вышеуказанными требованиями обратился в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сославшись на положения Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР № 5938-VШ от 29 апреля 1974 г., согласился с мнением административного истца о том, что его автомобиль является легковым, относится к категории «В», и налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте ТС, указав также на то, что в период с 2015 по 2018 год транспортный налог исчислялся как за легковой автомобиль.

Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Транспортный налог на территории Кемеровской области-Кузбасса введен Законом Кемеровской области от 28.11.2002 № 95-03 «О транспортном налоге», ставки налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя.

Согласно статьям 358, 361 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, грузовые и легковые автомобили, а также другие транспортные средства.

В силу статьи 2 Закона Кемеровской области от 28.11.2002 № 95-03 «О транспортном налоге» налоговые ставки транспортного налога соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 14 рублей; грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 40 рублей.

Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Кемеровской области от 28.11.2002 № 95-03 «О транспортном налоге» не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениями о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Из пункта 2 этого нормативного акта следует, что все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России (ГИБДД), а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее, - в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор).

В соответствии с классификацией транспортных средств по категориям (Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств») к категории M отнесены транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, к категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили; к категории N отнесены транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе: Категория N1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.

Согласно пункту 1.2.1. вышеуказанного регламента, к транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M и N.

Приказами МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 г. утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение).

В силу указанного Положения паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном настоящим Положением.

В соответствии с пунктом 28 Положения к категории «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. При этом, согласно приложению № 3 «Сравнительная таблица категорий транспортных средств», к данной категории относятся как «механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения» (легковые автомобили) – M1, так и «механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны» - N1, то есть грузовые автомобили.

Таким образом, категория «В» может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям и, следовательно, только по категории нельзя определить принадлежность транспортного средства к грузовым или легковым автомобилям.

Согласно пункту 27 Положения в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением, из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструкторских особенностях автомобиля. Таким образом, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к категории «грузовые» или «легковые» автомобили.

Вышеуказанные положения полностью соответствуют Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), на которую ссылался суд первой инстанции, где установлено, какие автомобили относятся к категории «В».

Действительно, на основании указанной Конвенции тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 паспорта технического средства. При этом под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т.д.); категория транспортных средств «B» - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Согласно паспорту транспортного средства, принадлежащего административному истцу, в строке «3. Наименование (тип ТС)» он классифицируется как «грузовой бортовой» (л.д.10), разрешенная максимальная масса 2 690 кг., то есть N1 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, категории «В» - автомобиль, разрешенная максимальная масса которого не превышает 3,5 тонны и число сидящих мест которого, помимо сиденья водителя не превышает 8 (л.д.55 - ответ).

Из представленного одобрения типа транспортного средства также следует, что автомобиль истца является грузовым транспортным средствам повышенной проходимости (л.д.64-64).

При таких обстоятельствах, поскольку Законом Кемеровской области «О транспортном налоге» установлены разные налоговые ставки для легковых и для грузовых автомобилей, транспортный налог истец должен был платить как за грузовой автомобиль по ставке 40 рублей за 1 лошадиную силу.

То обстоятельство, что налоговый орган ранее присылал истцу налоговое уведомление об уплате транспортного налога по ставке, установленной для легковых автомобилей, не является основанием для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу положений статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1).

Согласно абзацам 1, 2 и 3 пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно статьей 71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику или плательщику сборов уточненное требование.

Как следует из содержания апелляционной жалобы в 2016 году от регистрирующего органа в отношении спорного автомобили в электронном виде пришли сведения без указания типа транспортного средства, в связи с чем, в информационном ресурсе налогового органа автоматически присвоен тип спорного автомобиля – легковой, что объясняет ранее начисление истцу налоговым органом транспортного налога с использованием ставки, предусмотренной для легковых автомобилей.

Как указывает ответчик, в последствии в рамках мероприятий налогового контроля по правомерности исчисления транспортного налога на запрос налогового органа направлена карточка транспортного средства, в которой имеется указание на его тип «грузовой бортовой», категория «В» (л.д.12).

Таким образом, у Дугина А.П. с момента приобретения автомобиля возникла объективная обязанность по уплате транспортного налога, доначисление суммы которого произведено на основании поступивших сведений из регистрирующего органа в связи с чем Межрайонной ИФНС России № 5 по Кемеровской области в его адрес и было направлено уточненное налоговое уведомление № 90171233 от 13.12.2019.

При таких обстоятельствах, доводы административного истца являются несостоятельными, расчет транспортного налога Межрайонной ИФНС России № 5 по Кемеровской области произведен с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 паспорта технического средства, как на грузовой автомобиль обоснованно и оснований для признания действий налогового органа незаконными не имеется, соответственно не имеется оснований и для возвращения истцу денежных средств в размере 3 744 рублей.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 3 июня 2020 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении

административного иска Дугина Александра Петровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Кемеровской области о признании незаконными действий отказать.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Определение в окончательной форме изготовлено 8 октября 2020 года.

Председательствующий:

Решетняк А.М.

Судьи:

Быкова С.В. Пронченко И.Е.