Судья Асламбекова Г.А. дело № 2а-4137/2023
№ 33а-176/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 11 января 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Степина А.Б.,
судей областного суда Вилисовой Л.А., Ковалевой А.П.,
с участием прокурора Мухамбетова Ф.Н.,
при помощнике судьи Тутариновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ковалевой А.П. дело по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г.Астрахани на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области к Туркменову А.Н. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛА:
начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Туркменова А.Н., указав, что последний осужден приговором Наримановского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.264.1 УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ, конец срока ДД.ММ.ГГГГ. Ранее Туркменов А.Н. был судим Харабалинским районным судом Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ по п. «б» ч.2 ст.131, ч.3 ст.162, с учетом ч.3 ст.69 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Освобожден по отбытию наказания ДД.ММ.ГГГГ. Решением Ленинского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Туркменова А.Н. был установлен административный надзор сроком на 3 года. Ответчик отбывает наказание за преступление небольшой тяжести, при рецидиве преступлений, поскольку имеет не снятую и непогашенную судимость за особо тяжкое преступление по приговору от ДД.ММ.ГГГГ. В период нахождения под административным надзором, вновь совершил преступление. За время отбывания наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ Туркменов А.Н. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, за систематические нарушения. Постановлением начальника исправительного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Постановлением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Туркменеову А.Н. заменена не отбытая часть наказания по приговору Наримановского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ в виде лишения свободы сроком 6 месяцев 16 дней на принудительные работы на срок 6 месяцев 16 дней с ежемесячным удержанием из заработной платы осужденного 15% в доход государства. В связи с чем, просит установить в отношении Туркменова А.Н. административный надзор сроком на 3 года, с установлением административных ограничений: запретить посещение мест проведения массовых и культурно-массовых мероприятий, кафе, баров и иных питейных заведений с 22.00 до 06.00 часов; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в ночное время суток; запретить выезд за пределы Астраханской области; обязать являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области Сарсенов Д.Д. поддержал доводы, указанные в иске, просил требования удовлетворить.
Административный ответчик Туркменов А.Н. в судебном заседании участия не принимал, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения.
Помощник прокурора Тихонова А.А. в судебном заседании, считала обоснованным установить в отношении Туркменова А.Н. административный надзор, с установлением всех указанных в иске ограничений.
Представитель УФИЦ ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградского области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Туркменова А.Н. установлен административный надзор сроком на 3 года, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в УМВД России по месту жительства для регистрации; запрета на посещение мест проведения массовых, культурно-массовых мероприятий, кафе, баров и иных питейных заведений с 22.00 06.00 часов; запрета выезда за пределы Астраханской области, а в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации-за пределы территории этого субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства, за исключением выездов, связанных с трудовой деятельностью; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток с 22.00 час. до 06.00 час, за исключением случаев, связанных с работой. Срок административного надзора исчислять со дня отбытия наказания в виде принудительных работ до погашения судимости.
В апелляционном представлении прокурор просит изменить решение суда в части, указав, что судом неверно определен срок административного надзора, поскольку срок погашения судимости с учетом назначенного дополнительного наказания истекает ДД.ММ.ГГГГ, а также указывает, что Туркменову А.Н. установлено ограничение в виде обязательной явки в УВМД России по месту жительства для регистрации, без учета требования о необходимости явки поднадзорного для регистрации по месту пребывания или фактического нахождения.
На заседание судебной коллегии представитель административного истца – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области, УФИЦ ФКУ ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области, будучи надлежаще извещенными, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представлено.
Заслушав докладчика, объяснения прокурора Мухамбетова Ф.Н., поддержавшего доводы апелляционного представления, административного ответчика Туркменова А.Н., участвующего посредством видеоконференц-связи, возражавшего против доводов апелляционного представления, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в силу статьи 2 которого административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов.
Под административными ограничениями понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом, за несоблюдение которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 11 Федерального закона № 64-ФЗ).
Часть 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ предусматривает основания для установления административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость.
В пунктах 1 - 4 части 2 названной статьи перечислены случаи, когда административный надзор устанавливается в отношении такого лица независимо от условий указанных в части 3 этой же статьи.
В частности, административный надзор устанавливается судом в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (пункт 4).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица, в частности совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 Уголовного кодекса РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ).
Из материалов дела следует, что приговором Харабалинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Туркменов А.Н. осужден по п. <данные изъяты> УК РФ, в соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год.
В период отбывания данного наказания по приговору суда на основании постановления ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ Туркменов А.Н. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Освобожден из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области по отбытию наказания ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ решением Ленинского районного суда г.Астрахани в отношении Туркменова А.Н. установлен административный надзор сроком на 3 года с установлением административных ограничений.
Приговором Наримановского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ Туркменов А.Н. осужден по части 1 статьи 264.1 УК РФ к одному году лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на срок три года, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
С указанного периода административный надзор, назначенный решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, прекращен в силу закона.
Постановлением Ленинского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ Туркменову А.Н. заменена не отбытая часть наказания по приговору Наримановского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ в виде лишения свободы сроком 6 месяцев 16 дней на принудительные работы на срок 6 месяцев 16 дней с ежемесячным удержанием из заработной платы осужденного 15% в доход государства
Администрацией исправительного учреждения Туркменов А.Н. характеризуется положительно, в ФКУ ИК-2 содержится с ДД.ММ.ГГГГ, по прибытию трудоустроен не был, обучение при ФКУ ИК-2 не проходил, мероприятия воспитательного характера в колонии посещает без принуждения администрации, на проводимую индивидуально-воспитательную работу реагирует положительно, соблюдает распорядок дня, за период отбывания наказания взысканий и поощрений не имеет, по складу характера спокойный, уравновешенный, способен противостоять чужому негативному влиянию, стремится к саморазвитию, вежлив, не конфликтен, поддерживает дружеские отношения с осужденными положительной направленности, опрятен, на профилактическом учете не состоял,, исполнительных листов не имеет.
Установив изложенные обстоятельства, учитывая, что Туркменов А.Н. освобождается из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления и в период отбывания наказания в местах лишения свободы был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также имеет непогашенную и не снятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, суд первой инстанции, исследовав собранные доказательства по делу, ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом разъяснений в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Туркменова А.Н. и необходимости установления в его отношении мер административного ограничения.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Вместе с тем судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционного представления о неверном установлении срока административного надзора, а также в части установленных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц по месту жительства по адресу регистрации, запрета на выезд за пределы Астраханской области, как постановленного не на основании норм материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости). При назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
Согласно пункту "в" части 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой тяжести, - по истечении 3 (три) лет после отбытия наказания.
В силу части 4 статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике применения судами при рассмотрении уголовных дел законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости» течение срока погашения судимости начинается лишь при условии отбытия или исполнения как основного, так и дополнительного наказания.
Положениями пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике применения судами при рассмотрении уголовных дел законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости» предусмотрено в случае назначения наказания по совокупности преступлений или совокупности приговоров сроки погашения судимости, установленные статьями 86 и 95 Уголовного кодекса Российской Федерации, исчисляются после отбытия (исполнения) окончательного наказания (основного и дополнительного).
Суд первой инстанций, установил Туркменову А.Н. административный надзор сроком на 3 года, вместе с тем указанный вывод суда первой инстанции был сделан без учета положений пунктов 13 и 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике применения судами при рассмотрении уголовных дел законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости», содержащих указание, что сроки погашения судимости исчисляются после отбытия как основного, так и дополнительного наказания (в настоящем деле - лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года).
Течение срока погашения судимости за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, начнется только после отбытия дополнительного наказания - лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что Туркменов А.Н. подлежит освобождению по отбытию наказания в виде лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, с этого момента начинает исчисляться трехлетний срок дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, а затем трехлетний срок, установленный законом для погашения судимости.
С учетом положений пункта «в» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость будет погашена ДД.ММ.ГГГГ, после отбытия дополнительного наказания.
Также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ были внесены изменения в пункт 5 части 1 статьи 4 Закона № 64-ФЗ, в соответствии с которыми в отношении поднадзорного лица может устанавливаться административное ограничение в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Вместе с тем судом первой инстанций при вынесении решения в части установления административного ограничения в виде обязательной явки указанные изменения закона не учтены.
В частности, не указано о том, что Туркменов А.Н. обязан являться в орган внутренних дел для регистрации не только по месту жительства, но и по месту пребывания, или месту фактического нахождения.
Другие установленные административные ограничения в отношении Туркменова А.Н. не носят произвольный характер, соответствуют предписаниям статьи 4 Закона об административном надзоре, направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения противоправного, антиобщественного поведения последнего, что согласуется с разъяснениями, данными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
Установить в отношении Туркменова А.Н. административный надзор на срок до погашения судимости, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Установить в отношении Туркменова А.Н. административные ограничения в виде:
обязать являться 2 (два) раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
запретить выезд за пределы территории Астраханской области, а в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации-за пределы территории этого субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства, за исключением выездов, связанных с трудовой деятельностью;
запретить посещение мест проведения массовых, культурно-массовых мероприятий, кафе, баров и иных питейных заведений с 22.00 до 06.00 часов;
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением случаев, связанных с работой.
Срок административного надзора, установленного в отношении Туркменова А.Н. исчислять со дня отбытия наказания в виде принудительных работ до погашения судимости.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: А.Б. Степин
судьи областного суда: Л.А. Вилисова
А.П. Ковалева