УИД 34RS0011-01-2023-005349-94 Административное дело № 2а-4160/2023
Судья Лиманская В.А. Дело № 33а-13794/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 14 декабря 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Рогозиной В.А.
при ведении протокола помощником судьи Федорченко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Волжского Волгоградской области к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о признании не действующим в части нормативного правового акта
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Морозовой Е.О.
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 19 сентября 2023 г., которым постановлено:
Признать не действующими с даты вступления в законную силу настоящего решения суда абзацы 3 и 4 пункта 1 постановления администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 29 марта 2023 г. № 1718 «Об установлении платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - город Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность».
Возложить на администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области обязанность сообщить о принятом судебном решении в официальном печатном издании органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Волжского Волгоградской области обратился в суд с административным иском к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, в котором с учетом уточнения требований просил признать абзацы 3, 4 пункта 1 постановления администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от 29 марта 2023 г. № 1718 «Об установлении платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми. осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа -город Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность», не соответствующими пунктам 34 приложения к приказу комитетаобразования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 14 ноября 2022 г. № 87 «Об установлении максимального размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий и ухода за детьми, на 2023 год» и не действующими с даты вступления в силу решения суда. В обоснование требований указано, что комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области вынесен приказ от 14 ноября 2022 г. № 87 «Об установлении максимального размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий и ухода за детьми, на 2023 год», пунктом 34 приложения к которому для городского округа - город Волжский Волгоградской области на 2023 год максимальный размер родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, в зависимости от условий и ухода за детьми, установлен в сумме 2526 рублей на детей в возрасте от одного года до трех лет с продолжительностью пребывания детей в группе 10,5-12 ч. (исходя из 23 рабочих дней в месяце) и 2702 рубля на детей в возрасте от трех лет до семи лет с продолжительностью пребывания детей в группе 10,5-12 ч. (исходя из 23 рабочих дней в месяце). Таким образом, региональным законодателем для родителей детей первой категории максимальный размер ежедневной платы за соответствующие услуги установлен в сумме 109,8 рублей, для второй - 117,47 рублей. Изучение абзаца 3, 4 пункта 1 постановления администрации № 1718 показало, что они не соответствуют указанным нормам законодательства, поскольку размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, установлен в сумме 127,32 рублей в день на одного ребенка в возрасте до 3 лет с пребыванием детей 12 часов и 138,07 рублей в день на одного ребенка в возрасте от 3 до 8 лет с пребыванием детей 12 часов. Прокуратурой г. Волжского 10 мая 2023 г. на постановление администрации № 1718 принесен протест, который согласно письму от 7 июня 2023 г. № 04-12/523 отклонен. Вместе с тем завышение муниципальным нормативным правовым актом размера платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа город - Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку необоснованно накладывает на граждан, чьи дети посещают дошкольные образовательные учреждения г. Волжского обязанность по уплате излишних денежных средств за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Морозова Е.О. выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить и отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме. В обоснование, оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, указывает на то, что судом не принят во внимание тот факт, что Приказ № 87 по своему содержанию не является нормативным правовым актом, поскольку не содержит рассчитанных на неоднократное применение правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, в том числе и для административного ответчика. Приказ № 87 регулирует установление и взимание родительской платы в муниципальных организациях Волгоградской области реализующих программу дошкольного образования на соответствующий отчетный период, носит индивидуально-распорядительный характер и не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца. Также судом не дана надлежащая правовая оценка положениям Приказа № 87, не установлено и не исследовано - соответствует ли Приказ № 87 нормам и требованиям нормативно-правового акта имеющего наибольшую юридическую силу, в частности Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), а также методикам расчета нормативных затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в образовательных организациях, установленных Минобрнауки России, соответственно обжалуемое Постановление № 1718 на предмет соответствия указанным нормативным актам судом также исследованию не подвергалось. Отмечает, что орган местного самоуправления в лице администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области уполномочен на принятие муниципальных правовых актов в области дошкольного образования городского округа. При этом из прямого толкования Закона об образовании следует, что размер родительской платы за присмотр и уход за детьми должен устанавливаться с учетом затрат организаций на осуществление комплекса мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, что сторонами не оспаривалось и было установлено судом. Указывает, что Методика расчета платы, разработанная Минобрнауки России, не предусматривает применение каких-либо индексов потребительских цен при определении размера платы, в то время как Приказ № 87 устанавливает именно индивидуальный размер родительской платы для каждого из муниципальных районов или городских округов, в том числе для городского округа - город Волжский, исчисляемый как произведение наибольшего размера платы за отчетный период и индекса потребительских цен, что противоречит методике расчета, разработанной Минобрнауки, и создает проблемы с организацией полноценного питания и ухода за детьми в детских садах г. Волжского, поскольку рассчитанные таким методом нормативы не покрывают расходы, связанные с приобретением продуктов питания и расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены. При этом методика расчета максимального размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях на территории Волгоградской области, утвержденная Приказом № 1652 комитета образования и науки Волгоградской области от 10 ноября 2015 г., вообще не содержит каких-либо примерных расчетов, не определяет нормативных затрат на приобретение продуктов питания и прочих расходов. Из указанного следует, что предложенная комитетом образования и науки Волгоградской области методика расчета родительской платы, утвержденная Приказом № 1652, не только не предусматривает процедуру самого расчета, но и составлена в нарушение положений, предложенных Минобрнауки России и Закона об образовании. Более того, Приказ № 1652, определивший методику расчета платы в Волгоградской области в установленном законом порядке, на официальных интернет-порталах правовой информации http://pravo.gov.ru, www.pravo.volgograd.ru, в сетевом издании «Волгоград.Ру», а также в иных средствах массовой информации опубликован не был, то есть отсутствуют сведения об официальном опубликовании (обнародовании) данного документа органами власти Волгоградской области. В свою очередь нормативный правовой акт, который установил этот «максимальный размер платы», то есть Приказ № 87 комитета, был издан на основании Решения Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. № 79/2437, пунктом № 6 которого определен порядок расчета платы родителей в садах, как минимум не должен ему противоречить, а учитывая, что Методика, утвержденная Приказом № 1652, в правовом поле не существует, то муниципальное образование, в частности администрация г. Волжского, вправе самостоятельно устанавливать размер родительской платы согласно Закону об образовании. Полагает, что, таким образом доказательства несоответствия абзацев 3 и 4 пункта 1 Постановления № 1718 положениям Закона об образовании, являющегося нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, в материалах дела отсутствуют. При этом тот факт, что абзацы 3 и 4 пункта 1 Постановления № 1718 не соответствуют пункту 34 приложения к Приказу № 87, не свидетельствует о том, что Постановление № 1718 является незаконным или принятым в нарушение норм вышестоящего нормативного правового акта, регулирующего общественные отношения, возникающие в сфере образования, поскольку Приказ № 87 не обладает признаками акта, определяющего правовые нормы (правила поведения), обязательные к применению для неопределенного круга лиц, носит индивидуально-распорядительный характер и не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца. Кроме того, судом установлено, что в оспариваемой части Постановление № 1718 не противоречит нормам гражданского и семейного законодательства, принято в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», имеющем наибольшую юридическую силу. Полагает, что поскольку судом установлено, что Постановление № 1718 принято с соблюдением формы и порядка введения его в действие, соответствует форме установленной Общими требованиями к нормативным правовым актам, официально опубликовано (обнародовано), порядок его опубликования соблюден, и положения Постановления № 1718 доведены до всеобщего сведения, что также не оспаривалось административным истцом, то признание абзацев 3, 4 пункта 1 данного Постановления не соответствующими приказу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области № 87, не может повлечь его незаконность и/или недействительность как таковое, поскольку не нарушает установленные законом требования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Афанасьеву Е.А., представителя заинтересованного лица Тихомолова Э.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Брежневу Т.А., считавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьей 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В порядке части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативно-правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу подпункта 16 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Устав городского округа - город Волжский Волгоградской области к вопросам местного значения городского округа также относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Волгоградской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно части 1 статьи 9 Устава по вопросам местного значения населением городского округа непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу части 1, части 2 и части 4 статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.
За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.
Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
Закон Волгоградской области от 4 октября 2013 г. № 118-ОД «Об образовании в Волгоградской области» регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в Волгоградской области в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей.
В силу частей 1, 2 статьи 6 Закона Волгоградской области от 4 октября 2013 г. № 118-ОД «Об образовании в Волгоградской области» (принят Волгоградской областной Думой 20.09.2013) государственное управление в сфере образования на территории Волгоградской области осуществляется органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере образования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области.
Орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сфере образования, в пределах своей компетенции устанавливает максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
Приказом комитета образования и науки Волгоградской области от 10 ноября 2015 г. № 1652 утверждена Методика расчета максимального размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий и ухода за детьми».
Приказом комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 14 ноября 2022 г. № 87 «Об установлении максимального размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий и ухода за детьми, на 2023 год» (далее – Приказ № 87) установлен для муниципальных образований, расположенных на территории Волгоградской области, максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми, на 2023 год согласно приложению.
Приказ №87 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 17 ноября 2022 г., в сетевом издании "Волгоград.Ру" www.pravo.volgograd.ru, 17 ноября 2022 г., в "Волгоградской правде" № 117, 25 ноября 2022 г.
Из приложения к Приказу №87 следует, что для городского округа – город Волжский Волгоградской области размер родительской платы составляет: в сумме 2526 рублей на детей в возрасте от одного года до трех лет с продолжительностью пребывания детей в группе 10,5-12 ч. (исходя из 23 рабочих дней в месяце) и 2702 рубля на детей в возрасте от трех лет до семи лет с продолжительностью пребывания детей в группе 10,5-12 ч. (исходя из 23 рабочих дней в месяце).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки по обращению Олейниковой А.Д. на предмет соответствия муниципальных нормативных правовых актов требованиям федерального законодательства прокуратурой города Волжского Волгоградской области установлено, что постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29 марта 2023г. № 1718 «Об установлении платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - город Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Постановление № 1718) установлен размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольные образовательных учреждениях установлен в сумме 127,32 рублей в день на одного ребенка в возрасте до 3 лет с пребыванием детей 12 часов и 138,07 рублей в день на одного ребенка в возрасте от 3 до 8 лет с пребыванием детей 12 часов.
Постановление № 1718 опубликовано в Волжском муниципальном вестнике №13 (789) 4 апреля 2023 г.
Абзацы 3 и 4 пункта 1 Постановления № 1718 противоречат части 4 статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации», согласно которой размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
В адрес главы администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Воронина И.Н. прокурором города Волжского внесен протест, которым прокурор требовал абзацы 3, 4п. 1 Постановления № 1718 изменить, привести в соответствие с федеральным законодательством.
2 июня 2023 г. администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области с участием старшего помощника прокурора г. Волжского Усачевой Е.А. рассмотрен протест прокурора города Волжского с принятием решения о его отклонении, со ссылкой, что при принятии Постановления № 1718 администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области руководствовалась требованиями управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, обязывающими руководителей муниципальных дошкольных образовательных учреждений организовать питание в соответствии с действующим санитарным законодательством, таким образом, увеличение размера родительской платы в 2023 году является обоснованным. Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области неоднократно обращалась в комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области по вопросам увеличения для г. Волжского максимального размера родительской платы, внесения изменений в методику расчета максимального размера родительской платы, утвержденную приказом от 10 ноября 2015 г. № 1652, также обращение об оказании содействия в утверждении максимального размера родительской платы за детский сад в г. Волжском на уровне г. Волгограда было направлено в адрес прокуратуры г. Волжского. В связи с вышеизложенным, администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области полагает, что основания для удовлетворения протеста в настоящее время отсутствуют.
3 апреля 2023 г. комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области обращался в адрес главы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области с письмом о необходимости установления размера платы в соответствии с Приказом №87.
21 апреля 2023 г. комитет был уведомлен об отсутствии намерений по внесению соответствующих изменений.
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу о том, что размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях платы, установленный Постановлением № 1718, превышает максимальный размер, установленный №87, изданным, в свою очередь, в порядке, предусмотренным федеральным законодателем в части 4 статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации», признав абзацы 3, 4 пункта 1 постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29 марта 2023 г. № 1718 недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку согласно разъяснениям, данным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в силу которых, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В рассматриваемом случае абзацы 3 и 4 пункта 1 постановления администрации городского округа -город Волжский Волгоградской области от 29 марта 2023 г. №1718 противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно положениям Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» и приказу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области №87 от 14 ноября 2022 г.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, сводятся в ошибочному толкованию норм материального закона и выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 19 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Морозовой Е.О. – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы в порядке, установленном главой 35 КАС РФ, через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи