Судья Гарыкина О.А. Дело № 2а-4181/2020
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2020 года № 33а-4272/2020
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Коничевой А.А.,
судей Ширяевской Е.С., Сотникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Железовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 15 июля 2020 года по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по г.Вологде, РЭО ГИБДД УМВД России по г.Вологде о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения представителя административного истца ФИО2, судебная коллегия
установила:
18 февраля 2020 года ФИО1 обратился в РЭО ГИБДД УМВД России по г.Вологде с заявлением о государственной регистрации и постановке на учет мотоцикла ..., 2005 года выпуска, VIN №..., приобретенного по договору купли-продажи у ФИО3 19 февраля 2014 года.
<ДАТА> госинспектором РЭО ГИБДД УМВД России по г.Вологде ФИО4 ФИО1 отказано в приеме заявления и документов к рассмотрению, необходимых для предоставления государственной услуги, на основании п.4 части 1 и п.1 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03 августа 2018 года №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также п.92.4 Административного регламента МФД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, а именно: в связи с несоответствием регистрационных данных сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство.
Не согласившись с вынесенным отказом, ФИО1 15 мая 2020 года обратился в суд с административным иском к УМВД России по г.Вологде, РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде о признании его незаконным.
В обоснование требований указал, что решение противоречит п.32 Административного регламента, в котором указаны основания для отказа в приеме заявления и документов со ссылкой на п.28, согласно которому такое основание как «несоответствие регистрационных данных сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство» отсутствует.
Просил признать данное решение об отказе в приеме заявления и документов незаконным, обязать административного ответчика зарегистрировать и поставить на учет мотоцикл ..., 2005 г.в., VIN №..., на свое имя.
Протокольным определением Вологодского городского суда Вологодской области от 15 июля 2020 к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика УМВД России по г.Вологде, в качестве заинтересованного лица - государственный инспектор РЭО ГИБДД УМВД России по г. Вологде ФИО4
Решением Вологодского городского суда от 15 июля 2020 года ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1, ссылаясь на прежние доводы, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО2 апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней. Пояснил, что до 2017 года ФИО1 пользовался мотоциклом без постановки его на регистрационный учет. В 2017 году он решил продать мотоцикл, и в момент продажи мотоцикл был угнан вместе с подлинником ПТС. У ФИО1 на руках осталась заверенная нотариусом копия ПТС, а имеющийся в материалах дела другой ПТС, является поддельным. Лица, угнавшие мотоцикл, изготовили дубликат ПТС с ошибками. Производство по уголовному делу в настоящее время приостановлено.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Приказом МВД РФ от 21 декабря 2019 года №950 утвержден «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» (далее – регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), связанных с предоставлением государственной услуги, а также порядок взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены функции по предоставлению государственной услуги, с федеральными органами исполнительной власти при предоставлении государственной услуги.
В пункте 22 регламента указано, что срок предоставления государственной услуги не должен превышать одного часа. Срок предоставления государственной услуги исчисляется с момента приема к рассмотрению у заявителя документов, необходимых для предоставления государственной услуги, независимо от способа подачи заявления.
В силу пункта 61 регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- прием заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги,
- проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах,
- осмотр транспортного средства,
- принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий,
- принятие решения о возможности нанесения дополнительной маркировки.
- оформление и подписание документов, подлежащих выдаче заявителю, присвоение государственных регистрационных номеров,
- внесение информации в автоматизированные информационные системы,
- выдача документов и государственных регистрационных знаков,
- оформление и выдача выписки из государственного реестра транспортных средств.
Согласно пункту 27 регламента для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно:
- заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий;
- документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия;
- документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных;- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства;
- документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета;
- документ об уплате государственной пошлины.
В силу пункта 27.3 регламента в качестве документов, идентифицирующих транспортное средство, заявитель предоставляет паспорт транспортного средства (шасси транспортного средства), регистрационные документы (свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства) - для транспортных средств, состоящих на государственном учете.
Основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является невыполнение требований пункта 28 Административного регламента (пункт 32 регламента), согласно которому текст документов должен быть написан разборчиво, копии представляемых для регистрации транспортных средств документов не могут служить заменой подлинников.
Из материалов дела следует, что <ДАТА> между ФИО1 и Р.М.В. заключен договор купли-продажи мотоцикла ..., 2005 года выпуска, VIN №....
Данный мотоцикл был у ФИО1 похищен. По данному факту <ДАТА> возбуждено уголовное дело, которое впоследствии было приостановлено, что следует из постановления о приостановлении предварительного следствия от <ДАТА>, принятого следователем СО-1 СУ УМВД России по г.Вологде.
Из постановления о возвращении вещественных доказательств от 10 июля 2017 года следует, что принадлежащий ФИО1 мотоцикл был изъят в рамках предварительного следствия и возвращен на ответственное хранение потерпевшему ФИО1
Вместе с тем, из представленных материалов следует, что в отношении похищенного в 2017 году у ФИО1 мотоцикла были совершены и зарегистрированы сделки по его купле-продаже, начиная с 2014 года, а именно:
- 11 апреля по 21 мая 2014 года мотоцикл был зарегистрирован за П.А.А. (<адрес>),
- с 21 мая 2014 года по 16 сентября 2015 года мотоцикл был зарегистрирован за Ч.И.Ю.<адрес>
- с 16 сентября 2015 года по 11 декабря 2019 года мотоцикл был зарегистрирован за С.Н.В. (<адрес>), которая продала его гражданину Б.В.А.<ДАТА> без снятия с регистрационного учета и который представил <ДАТА> мотоцикл для регистрационного учета в МРЭО №4 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю (г.Крымск).
Данные сведения представлены в материалы дела административным ответчиком.
18 февраля 2020 года ФИО1 обратился в РЭО ГИБДД УМВД России по г.Вологде с заявлением о государственной регистрации и постановке на учет мотоцикла .... К заявлению были приложены договор купли-продажи мотоцикла, постановления из материалов уголовного дела, квитанция об уплате госпошлины. В принятии документов ФИО1 было отказано.
Разрешая заявленные требования и признавая отказ должностного лица в приеме заявления и документов к рассмотрению законным, суд первой инстанции исходил из того, что в силу пункта 92.4 Административного регламента основанием для отказа в совершении регистрационных действий является несоответствие регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов.
Между тем, в силу приведенных выше положений Административного регламента, отказу в совершении регистрационных действий предшествуют иные административные процедуры, а именно: прием заявления и документов, проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, осмотр транспортного средства.
Административный ответчик не оспаривает, что административному истцу было отказано в приеме заявления и документов к рассмотрению о постановке на государственный учет мотоцикла. При этом оснований к отказу, предусмотренных пунктами 32 и 28 регламента, административным ответчиком не приведено.
Таким образом, предметом административного искового заявления является отказ уполномоченного органа в приеме заявления о постановке транспортного средства на учет.
Эти обстоятельства судом первой инстанции не были учтены при разрешении требований, которые административным истцом не уточнялись и не изменялись, поэтому в данной части решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Что касается требований административного истца об обязании ответчика зарегистрировать и поставить на учет мотоцикл ..., 2005 г.в., VIN №..., то в данной части они не могут быть удовлетворены, поскольку, как установлено судом апелляционной инстанции, фактически государственная услуга по регистрации транспортного средства не началась.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании отказа в принятии заявления и документов для оказания государственной услуги по постановке на учет транспортного средства незаконным с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 15 июля 2020 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения госинспектора РЭО ГИБДД УМВД России по г.Вологде об отказе в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по постановке на регистрационный учет мотоцикла ..., 2005 г.в., VIN №..., отменить. Принять в данной части новое решение.
Обязать РЭО ГИБДД УМВД России по г.Вологде повторно рассмотреть вопрос о приеме у ФИО1 заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по постановке на регистрационный учет мотоцикла ..., 2005 г.в., VIN №....
В остальном решение Вологодского городского суда Вологодской области от 15 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: