ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4249/20238Д от 08.12.2023 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Ермилова А.С. № 2а-4249/2023 8 декабря 2023 года

Докладчик Лобанова Н.В. № 33а-8775/2023 город Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Лобановой Н.В.,

судей Беляковой Е.С., Сека Ю.А.,

при секретаре Кашутиной А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 10 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконными действий (бездействия) филиала «Северный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, выразившихся в не предоставлении жилищной субсидии вне очереди, нарушении порядка истребования документов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании действий (бездействия) филиала «Северный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – Учреждение), выразившихся в не предоставлении жилищной субсидии вне очереди, нарушении порядка истребования документов, возложении обязанности принять решение о предоставлении жилищной субсидии не позднее десяти рабочих дней после получения необходимых документов.

В обоснование административного иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи из восьми человек состоит на учете нуждающихся в получении жилых помещений с формой обеспечения – жилищная субсидия. Имеет на иждивении <данные изъяты>. 24 марта 2023 года ему было сообщено о поступлении лимитов бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии, в связи с чем им направлены необходимые для ее получения документы. До настоящего времени жилищная субсидия ему не выплачена. Полагает действия (бездействие) административного ответчика незаконными, нарушающими его жилищные права.

Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 10 августа 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.

С данным судебным постановлением не согласился административный истец ФИО1 В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы приводит доводы о несоблюдении административным ответчиком очередности выплаты жилищной субсидии. Полагает необоснованной ссылку суда на Порядок предоставления военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и (или) членам их семей субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2023 года № 222, который вступил в силу 26 июня 2023 года. По мнению подателя жалобы, при разрешении возникшего спора подлежит применению Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510, который не предусматривал предоставление заверенных копий свидетельств о рождении военнослужащего и его супруги.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (семнадцатый абзац пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Категории военнослужащих-граждан и граждан, уволенных с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма в соответствии с указанным федеральным законом предоставляются вне очереди определены пунктом 17 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». К их числу, в частности, относятся лица, имеющие трех и более детей, проживающих совместно с военнослужащими-гражданами и гражданами, уволенными с военной службы.

Порядок организации деятельности по принятию граждан, указанных в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и проверки оснований, дающих право состоять на данном учете и право на предоставление жилищной субсидии и жилого помещения, порядок предоставления таким гражданам жилищной субсидии и жилого помещения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (девятнадцатый абзац пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее по тексту – также Порядок № 510), который действовал до 25 июня 2023 года.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2023 года № 222 утвержден Порядок предоставления военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, и (или) членам их семей субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма (далее по тексту – также Порядок № 222), введенный в действие с 26 июня 2023 года.

В соответствии со вторым абзацем пункта 5 Порядка № 510 и пунктом 57 Порядка № 222 решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) при наличии доведенных необходимых объемов лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов оплаты расходов и при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях, для чего проводится актуализация сведений, содержащихся в учетном деле военнослужащих-граждан и граждан, уволенных с военной службы.

Как усматривается из материалов дела, административный истец проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 составом семьи из восьми человек состоит на учете нуждающихся в получении жилых помещений, относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное получение жилищной субсидии.

Письмом от 4 апреля 2023 года Учреждение для получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости запросило у ФИО1 документы, которые административным истцом в полном объеме не были представлены.

Полагая, что Учреждение неправомерно бездействует, не выплачивая ему жилищную субсидию вне очереди, ФИО1 обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской, для удовлетворения административного иска.

Судебная коллегия с таким выводом соглашается.

Материалами дела достоверно подтверждается, что ФИО1 не представлены в полном объеме документы, необходимые для принятия решения о выплате жилищной субсидии. В частности, административным истцом в отношении него и его супруги не представлены документы (в том числе, документы, содержащие сведения о фамилии супруги до заключения брака), необходимые для получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах гражданина, уволенного с военной службы, и членов его семьи на жилые помещения на всей территории Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 5 Порядка № 510, подпунктом 1 пункта 18 Положения № 222, что исключало возможность принятия решения о выплате жилищной субсидии.

Помимо изложенного, в силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Выплата жилищной субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству обороны Российской Федерации для предоставления жилищной субсидии на соответствующий финансовый год.

В случае, если поступивших на цели выплаты жилищной субсидии денежных средств недостаточно для обеспечения всех лиц, имеющих равное с административным истцом право на внеочередное получение названной субсидии и принятых на учет ранее административного истца, следует исходить из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о выплате этих средств принято быть не могло, что согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 3 (Судебная коллегия по делам военнослужащих) Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 за 2016 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года.

Как следует из представленных Департаментом финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации сведений, на 2023 год Минобороны России предусмотрены средства на предоставление жилищных субсидий в размере 37,78 миллиарда рублей.

Согласно сведениям, представленным административным ответчиком, по состоянию на 8 июня 2023 года на учете нуждающихся в жилых помещениях состоит <данные изъяты> граждан, имеющих право на внеочередное получение жилищной субсидии, обратившихся с заявлением о постановке на такой учет ранее ФИО1, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имеет.

Ссылка подателя апелляционной жалобы на допускаемые Учреждением нарушения установленной очередности предоставления жилищной субсидии судебной коллегией отклоняется как не имеющая правового значения для разрешения данного административного дела. Данное обстоятельство, вопреки доводам апелляционной жалобы, не может служить основанием для возложения судом на административного ответчика обязанности по выплате жилищной субсидии административному истцу до ее получения лицами, у которых такое право возникло ранее ФИО1

Установив, что оспариваемые действия (бездействие) соответствуют законодательству, не нарушают права и законные интересы административного истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к субъективной оценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда. Апелляционная жалоба не содержат каких-либо новых данных, не учтенных судом при рассмотрении дела.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии с требованиями процессуального закона, материальный закон применен верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 10 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 декабря 2023 года.

Председательствующий

Судьи