Председательствующий: Яковлев К.А. Дело № 33а-2983/2021
2а-427/2021
55RS0003-01-2020-008362-24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Шукеновой М.А.,
судей областного суда Усовой Е.И., Харламовой О.А.,
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 июня 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области к ФИО1 о взыскании недоимок и пеней по страховым взносам
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Омска от 15 марта 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области (далее МИФНС России № 4 по Омской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 взыскании недоимок и пеней по страховым взносам.
В обоснование указала, что в адрес административного ответчика, являющегося с 10.03.2010 адвокатом, направлялись требования об уплате недоимок и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017-2019 годы <...>, которые в добровольном порядке исполнены им не были.
Судебным приказом от 08.06.2020 с ФИО1 были взысканы недоимки и пени по вышеуказанным требованиям. Определением от 07.07.2020 судебный приказ был отменен.
Просила признать причину пропуска срока подачи заявления о вынесении судебного приказа по требованиям № <...> и <...> уважительной, восстановить пропущенный срок, взыскать с ФИО1 задолженность в размере 38 045,90 руб., в том числе:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2017 год (1 процент от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период) - 57,27 руб.;
2) пени в сумме 641,57 руб., начисленные за период с 16.03.2018 по 05.07.2018 на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2017 год;
3) пени в сумме 122,52 руб., начисленные за период с 19.03.2018 по 05.07.2018 на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2017 год;
4) пени в сумме 39,68 руб., начисленные за период с 06.07.2018 по 12.07.2018 на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2017 год;
5) пени в сумме 11,09 руб., начисленные за период с 06.07.2018 по 12.07.2018 на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2017 год;
6) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2019 год - 29 354,00 руб.;
7) пени в сумме 207,92 руб., начисленные за период с 01.01.2020 по 03.02.2020 на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2019 год;
8) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 2019 год - 6 884 руб.
9) пени в сумме 48,76 руб., начисленные за период с 01.01.2020 по 03.02.2020 на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2019 год;
10) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2018 год (1 процент) - 677,57 руб.;
11) пени в сумме 1,52 руб., начисленные за период с 02.07.2019 по 10.07.2019 на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР за 2018 год (1 процент).
Решением Ленинского районного суда г. Омска от 15.03.2021 постановлено:
«Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, <...> года рождения, зарегистрированного по адресу: <...>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области задолженность по страховым взносам за 2019 год на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 29 354,00 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 207,92 рублей, задолженность по страховым взносам за 2019 год на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС в размере 6 884,00 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС за 2019 год в размере 48,76 рублей, задолженность по страховым взносам за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в размере 677,57 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 1,52 рублей, всего взыскать 37 173 (тридцать семь тысяч сто семьдесят три) рубля 77 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области отказать.
Взыскать ФИО1, <...> года рождения, зарегистрированного по адресу: <...>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 315,21 рублей».
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней ФИО1 просит решение суда в части удовлетворения иска отменить, прекратить производство по делу. Считает, что суд неверно истолковал законы, не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28.01.2020 № 5-П.
Обращает внимание, что является получателем пенсии за выслугу лет, установленную Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Размер получаемой пенсии за выслугу лет и ежемесячная выплата как ветерану боевых действий устраивает его полностью, в связи с этим он не имеет намерений претендовать на получение пенсии по старости в будущем. Более того, фактически он не сможет за оставшийся период до наступления страхового случая сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент и получить право на получение обязательного страхового обеспечения.
Кроме того, как ветерану боевых действий ему гарантировано право на получение внеочередной бесплатной медицинской помощи в федеральных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Также он продолжает быть получателем бесплатной медицинской помощи в связи с наличием статуса пенсионера МВД на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1232 он также продолжает быть получателем бесплатной медицинской помощи.
Указывает, что вследствие наступления условий для получения пенсии по старости адвокат, являющийся пенсионером МВД, при внесении фиксированных платежей лишается части своих денежных средств.
В результате частичного удовлетворения требований на сумму 37 173,77 руб. он неправомерно лишается части заработанных им денежных средств.
Обращает внимание на то, что в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" адвокат, являющийся пенсионером МВД, с 11.01.2021 не обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
МИФНС России № 4 по Омской области относительно доводов апелляционной жалобы принесен отзыв.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на них, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию признавались индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Пунктом 3 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) прямо предусмотрено, что действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.
Вопросы уплаты страховых взносов с 01.01.2017 регулируются главой 34 НК РФ.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно положениям статьи 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, <...> года рождения, в 2017-2019 гг. имел статус адвоката, в связи с чем на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов в фиксированном размере.
МИФНС России № 4 по Омской области направляла ФИО1 следующие требования:
- № <...> на уплату в срок до 26.07.2018: 1) недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2017 год (1 процент от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период) - 57,27 руб., 2) пеней в сумме 641,57 руб., начисленных за период с 16.03.2018 по 05.07.2018 на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2017 год; 3) пеней в сумме 122,52 руб., начисленных за период с 19.03.2018 по 05.07.2018 на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2017 год (л.д. 11-14).
- № <...> от 13.07.2018 на уплату в срок до 02.08.2018: 1) пеней в сумме 39,68 руб., начисленных за период с 06.07.2018 по 12.07.2018 на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2017 год; 2) пеней в сумме 11,09 руб., начисленных за период с 06.07.2018 по 12.07.2018 на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2017 год (л.д. 15-18);
- № <...> от 28.06.2019 на уплату в срок до 10.09.2019 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2017 год (1 процент от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период) - 57,27 руб. (л.д. 19-21);
- № <...> от 11.07.2019 на уплату в срок до 27.08.2019: 1) недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2018 год (1 процент) - 677,57 руб.; 2) начисленные на указанную недоимку пени в размере 1,52 руб. (л.д. 22-24);
- № <...> от 04.02.2020 на уплату в срок до 20.03.2020: 1) недоимки по страховым взносам за 2019 год на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии - 29 354,00 руб.; 2) пеней в сумме 207,92 руб., начисленных за период с 01.01.2020 по 03.02.2020 на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2019 год; 3)недоимки по страховым взносам за 2019 год на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 6 884 руб., 4) пеней в сумме 48,76 руб., начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС за 2019 год (л.д. 25-27).
Неисполнение указанных требований в установленные сроки послужило основанием для обращения налогового органа в суд.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4). Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 6).
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалами истребованного судом первой инстанции дела № 2а-3588/2020 подтверждается, что 02.06.2020 налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание спорной задолженности.
В качестве доказательств возникновения задолженности уполномоченный орган ссылался на требования № <...>, составляющие доказательственную базу по настоящему административному делу.
08.06.2020 исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 53 в Ленинском судебном районе мировым судьей судебного участка № 54 в Ленинском судебном районе в городе Омске вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России № 4 по Омской области:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в ПФР на выплату страховой пенсии, за периоды с 2017-2019 гг. в сумме 30 088,84 руб., пени в сумме 895,88 руб. за период с 04.07.2018 по 03.02.2020;
- пеней в сумме 523,85 руб., начисленных за период с 01.01.2017 по 06.07.2018 на недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017;
- недоимки в размере 6 884 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС, за 2019 год и пеней за период с 04.07.2018 по 03.02.2020 в сумме 182,37 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 53 в Ленинском судебном районе в городе Омске от 07.07.2020 указанный судебный приказ был отменен (л.д. 36).
23.12.2020 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с настоящим административным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что применительно к положениям абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ общая сумма задолженности по страховым взносам и пени, включенной в требования № <...> и <...> превысила 3 000 руб. на дату истечения срока исполнения требования № <...> (до 02.08.2018), в связи с чем налоговый орган должен был обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимок и пеней по данным требованиям не позднее 02.02.2019.
Поскольку административным истцом помимо ссылок на незначительность пропуска срока и существенность суммы задолженности для бюджета ПФР не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что пропуск процессуального срока обусловлен объективными обстоятельствами, суд, сославшись на положения ст. 219 КАС РФ, признал пропуск установленного срока достаточным основанием к отказу в удовлетворении требований в указанной части.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании с административного ответчика сумм обязательных платежей по требованию № <...>, суд первой инстанции указал, что данное требование выставлено на уплату недоимки и пеней (недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 57,27 руб. за 2017 год (1 процент от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период), а также начисленные на указанную недоимку пени в сумме 5,20 руб.), которые ранее предлагалось уплатить в срок до 26.07.2018 требованием № <...>, что не свидетельствует о соблюдении процедуры принудительного взыскания взносов и пеней.
Разрешая административный иск в остальной части, суд первой инстанции указал на наличие правовых оснований для взыскания с административного ответчика недоимок и пеней по требованиям № <...> и <...>, поскольку применительно к положениям п. 1 ст. 48 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ), п. 2 ст. 48 НК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) общая сумма задолженности по страховым взносам и пени, включенной в указанные требования превысила 3 000 рублей на дату истечения срока исполнения требования от 04.02.2020 № <...> (до 20.03.2020), в связи с чем налоговый орган был вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 страховых взносов и пени по данным требованиям не позднее 20.09.2020. При этом с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание спорной задолженности налоговый орган обратился к мировому судье 02.06.2020. Настоящее административное исковое заявление было предъявлено в Ленинский районный суд г. Омска 23.12.2020, т.е. в пределах шести месяцев со дня вынесения определения от 07.07.2020 об отмене судебного приказа по делу № 2а-3588/2020.
Судебная коллегия считает, что положенные в основу принятого решения выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и подлежащим применению нормам материального права.
Действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможности направления налогоплательщикам повторных требований.
Действия налогового органа по переносу срока их уплаты не создают для плательщика новую обязанность по уплате взносов и не могут продлять срок принудительного взыскания недоимок.
Неоднократное выставление требований по уплате страховых взносов за один и тот же отчетный период и по одним и тем же взносам влечет не только изменение установленных в ст. 70 НК РФ сроков направления требования об уплате налога (сбора), но и позволяет взыскать налоги (сборы), срок принудительного взыскания которых налоговым органом пропущен, что является нарушением законодательства о налогах и сборах.
МИФНС России № 4 по Омской области доказаны обстоятельства, послужившие основанием для взыскания недоимок и пеней, о необходимости уплатить которые административный ответчик извещался требованиями № <...> и <...>, срок обращения в суд за взысканием недоимок и пеней по данным требованиям соблюден. Указанные требования направлялись ФИО1 заказными письмами в срок, предусмотренный п. 1 ст. 70 НК РФ, в подтверждение чего налоговым органом представлены списки заказных писем с номерами почтовых идентификаторов (л.д. 24, 27). К административному исковому заявлению приложен документ, подтверждающий наделение лица, подписавшего его, статусом руководителя налогового органа (л.д. 40). Правильность расчета страховых взносов и пеней проверена судом первой инстанции, оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Апелляционная жалоба не содержит иных, по сравнению с приведенными представителем ответчика в суде первой инстанции доводов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность решения.
Судом первой инстанции были правомерно отклонены доводы административного ответчика о том, что он не является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Как было упомянуто выше, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию признавались индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В редакции, действующей в течение 2017-2019 гг., названный Федеральный закон не содержал исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как военные пенсионеры.
Постановлением от 28.01.2020 N 5-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании (во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") решается вопрос о возложении на адвокатов из числа лиц, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (военных пенсионеров), обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе по солидарной части тарифа, без установления гарантий получения при наступлении страхового случая страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты.
Данные законоположения признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, относя указанных лиц к страхователям по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате соответствующих страховых взносов с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Наряду с этим оспоренные положения были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Федеральный законодатель, исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом указанного Постановления принял меры по устранению неопределенности нормативного содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в вышеупомянутом Постановлении.
Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 502-ФЗ) статья 6 и статья 7 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1) и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Нормами статьи 419 НК РФ определено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ N 4468-1, не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом РФ N 4468-1, прекращается по истечении десяти дней после дня официального опубликования Федерального закона N 502-ФЗ.
Федеральный закон N 502-ФЗ вступил в силу 10.01.2021 и не содержит положений, предусматривающих обратную силу.
В связи с изложенным правовых оснований полагать, что у адвоката прекратились обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование значительно ранее указанной даты, в том числе и за 2017-2019 гг., не имеется.
Доводы об отсутствии у административного ответчика обязанности уплачивать страховые взносы, поскольку он не имел намерений претендовать на получение пенсии по старости в будущем, правового значения для разрешения спора не имеют.
Сохранение за отдельной категорией граждан, являющихся получателями пенсии по Закону Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, права на бесплатную медицинскую помощь является дополнительной социальной гарантией, предусмотренной для ограниченного круга лиц с учетом особых оснований увольнения со службы, и не может рассматриваться как исключающее указанных лиц в случае осуществления ими иной деятельности, в частности адвокатской, из системы обязательного медицинского страхования, распространяющейся на все работающее население.
При таких обстоятельствах возложение на военных пенсионеров, имеющих статус адвоката, обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования не нарушает их конституционные права.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 15 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 03.06.2021