ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4281-2021 от 02.03.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Шуминова Н.В. УИД 51RS0001-01-2021-006939-53

№ 33а-684-2022

№ 2а-4281-2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск 02 марта 2022 года.

Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

ФИО2

Мильшина С.А.

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губернатора Мурманской области о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов города Мурманска VI созыва ФИО4

по апелляционным жалобам Совета депутатов города Мурманска и представителя ФИО4 по доверенности ФИО5 на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Мильшина С.А., выслушав представителей Совета депутатов города Мурманска ФИО6, ФИО7, представителя ФИО4 по доверенности ФИО5, поддержавших доводы собственных апелляционных жалоб, возражения против доводов апелляционных жалоб представителя Губернатора Мурманской области ФИО8, мнение представителей Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области ФИО9, ФИО10, помощника прокурора Октябрьского округа города Мурманска Щекуновой Е.В., возражавших против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Губернатор Мурманской области обратился в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов города Мурманска VI созыва ФИО4

В обоснование заявленных требований указано, что по итогам проверки, проведенной Управлением по реализации антикоррупционной политики Мурманской области, установлен факт неполноты и недостоверности сведений, представленных ФИО4 о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений, касающихся его супруги, за 2019 год.

В справке относительно себя ФИО4 указано, что сумма денежных средств, поступивших на его счет в ПАО «Банк ВТБ», открытый 12 июля 2017 года, не превысила общий доход его и супруги за отчетный (2019) год с учетом продажи транспортного средства и объекта недвижимости, составив 13 278 523 рубля 20 копеек, в то время как по данным банка в течение 2019 года на данный счет за 2019 год поступило 62 610 456 рублей 01 копейка, что явно превышает доход семьи ФИО4 за отчетный год и два предшествующих.

При этом в нарушение требований действующего законодательства ФИО4 за отчетный период не приложена выписка о движении денежных средств по счету.

В этой же справке ФИО4 не отражен факт наличия финансового обязательства по имеющемуся договору займа между ним и ООО «КУСТО», на сумму 2 000 000 рублей. Согласно данным, полученным в ходе проверки, установлено, что займ возвращен только частично в размере 1 000 000 рублей, перечисленных ФИО4 13 декабря 2019 года, остальная часть займа не возвращена.

Также в справке на свою супругу ФИО11 в разделе «Сведения о доходах» указано, что доход последней от вкладов в банках и иных кредитных организациях за отчетный год составил 47 копеек, однако по данным АО Банк «МСКБ» доход супруги административного ответчика составил за отчетный год 19 138 рублей 52 копейки именно от вкладов в указанном банке.

Также в справке на супругу ФИО4 указано четыре счета в АО Банк «МСКБ» с различным остатком, при этом им не указан счет от 02 апреля 2012 года с остатком 148 108 рублей 85 копеек и счет от 27 мая 2019 года с остатком в 450 000 рублей.

Губернатор Мурманской области полагал, что ФИО4 не исполнил обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», Федеральным законом «Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года, а также Уставом муниципального образования город Мурманск, утвержденным Советом депутатов города Мурманска № 45-787 от 02 апреля 2018 года.

Губернатор Мурманской области просил досрочно прекратить полномочия депутата Совета депутатов города Мурманска VI созыва ФИО4 в связи с неполнотой и недостоверностью представленных в отношении себя и своей супруги ФИО11 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обратив решение суда к немедленному исполнению.

Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 ноября 2021 года полномочия депутата Совета депутатов города Мурманска VI созыва ФИО4 прекращены досрочно.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Совета депутатов города Мурманска по доверенности ФИО7 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы о чрезмерности примененной к ФИО4 меры ответственности в виде досрочного прекращения его полномочий.

Обращает внимание на то, что справка на супругу заполнялась ФИО4 на основании предоставленной АО «БАНК МСКБ» справки.

Утверждает, что поскольку справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией самим физическим лицам, ФИО4 был лишен возможности удостовериться в полноте и достоверности сведений о счетах и вкладах, предоставленных ему супругой.

Полагает, что отсутствие факта отражения ФИО4 счета и дохода супруги от вкладов АО «Банк МСКБ», не свидетельствует о наличии у него умысла на их сокрытие, поскольку указанные сведения имелись в распоряжении налогового органа и кредитной организации, и впоследствии были представлены в рамках проводимой проверки административному истцу.

Отмечает, что не указание ФИО4 вышеприведенных сведений не носило умышленный характер и не способствовало получению им какой-либо выгоды. В обоснование приведенного довода ссылается на приведенную в обзоре Минтруда Российской Федерации практику привлечения должностных лиц к ответственности за допущенные неточности при заполнении справки.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФИО4 по доверенности ФИО5 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Не оспаривая выводы суда о допущенных ФИО4 двух фактов ошибочного заполнения справки на супругу за 2019 год, приводит доводы о чрезмерности примененной в отношении административного ответчика меры ответственности – в виде досрочного прекращения полномочий депутата.

Утверждает, что допущенное административным ответчиком неверное заполнение справки на супругу за 2019 год не является значительным коррупционным проступком, влекущим прекращение полномочий депутата.

В обоснование приведенных доводов ссылается на приведенную в обзоре Минтруда Российской Федерации практику привлечения должностных лиц к ответственности за допущенные неточности при заполнении справки, а также на судебную практику.

Отмечает, что ФИО4 не допущено факта сокрытия дохода в целях получения необоснованной выгоды.

Приводит доводы о том, что неотражение дохода по процентам от вкладов и счета, открытого в ПАО «МСКБ» от 27 мая 2019 года, не образуют коррупционного проступка, поскольку указанные сведения не содержались в полученной от банка справке от 14 февраля 2020 года об остатках денежных средств на счетах.

Обращает внимание, что в письменных объяснениях, предоставленных Управлению, ФИО4 пояснил, что доход по вкладам супруги отражен им как остаток по счетам.

Не соглашается с выводами суда об отклонении доводов административного ответчика о наличии ошибки банка в выданной справке, поскольку он не основан на доказательствах по делу. Отмечает, что приходя к указанному выводу, судом не была допрошена в качестве свидетеля ФИО11

Поскольку предоставленная ПАО Банк «МСКБ» справка отвечала всем требованиям официального документа, у ФИО4 не имелось оснований сомневаться в достоверности предоставленной банком информации, и обращения к супруге за дополнительными уточнениями сведений. Отмечает, что за достоверность предоставленных сведений ответственность несет именно банк, что свидетельствует об отсутствии со стороны административного ответчика умысла и вины в указании сведений, отличающихся от фактических.

Также указывает, что в ходе проведенной проверки банками в Управление по реализации антикоррупционной политики Мурманской области предоставлены справки, также содержащие в себе недостоверные сведения.

Относительно апелляционной жалобы представителя административного ответчика ФИО4 - ФИО5 представителями заинтересованного лица Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области ФИО10 и ФИО9 представлены возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Совета депутатов города Мурманска помощником прокурора Октябрьского округа города Мурманска содержится просьба об оставлении решения районного суда без изменения.

О времени и месте рассмотрения дела административный истец – Губернатор Мурманской области ФИО12, административный ответчик ФИО4 извещены заказной корреспонденцией, также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Мурманского областного суда. Таким образом, учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела настоящее дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что депутат представительного органа муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно части 7.1 статьи 40 указанного Федерального закона депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 этой же статьи).

Пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.

Согласно части 7.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В силу положений части 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Согласно Порядку проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, должность главы местной администрации, лицами, претендующими на замещение этих должностей, являющемуся Приложением № 2 к Закону Мурманской области от 26 октября 2007 года № 898-01-ЗМО «О противодействии коррупции в Мурманской области», проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - проверка достоверности и полноты сведений), представленных лицами, замещающими муниципальные должности, лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту (далее - глава местной администрации), за год, предшествующий году представления указанных сведений (отчетный период), и за два года, предшествующих отчетному периоду, на отчетную дату, определенную в соответствии с пунктом 3 приложения № 1 к настоящему Закону, проводится по решению Губернатора Мурманской области.

Решение, указанное в пункте 2 настоящего Порядка, принимается отдельно в отношении каждого лица, замещающего муниципальную должность, должность главы местной администрации, лица из числа претендующих на замещение этих должностей (за исключением указанных в пункте 1 настоящего Порядка) (далее - лицо, в отношении которого проводится проверка) и оформляется распоряжением Губернатора Мурманской области.

Проверка достоверности и полноты сведений проводится органом Мурманской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, каковым является Управление по реализации антикоррупционной политики Мурманской области, что не оспаривалось сторонами.

Основанием для проверки достоверности и полноты сведений является достаточная информация, представленная в письменном виде Губернатору Мурманской области или в уполномоченный орган, в частности, правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с сентября 2019 года ФИО4 является депутатом представительного органа муниципального образования город Мурманск - Совет депутатов города Мурманска VI созыва.

ФИО4 02 марта 2020 года Губернатору Мурманской области предоставлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя лично и своей супруги за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.

21 марта 2021 года и.о. прокурора Мурманской области в адрес Губернатора Мурманской области направлено предписание об устранении нарушений законодательства о коррупции. В частности, в отношении депутата Совета депутатов города Мурманска ФИО4 указано, что им не представлены сведения об открытии им 17 июля 2017 года расчетного счета в ПАО «Банк ВТБ»; при предоставлении сведений в отношении своей супруги ФИО11 отсутствуют сведения об открытии 30 июля 2019 года расчетного счета в АО «ОТП Банк», 02 апреля 2012 года и 27 мая 2019 года в АО «Мурманский социальный коммерческий банк», в разделе 1 справки занижен доход от ценных бумаг (ПАО «Сбербанк»), который составил 6400 рублей.

20 апреля 2021 года Губернатором Мурманской области издано распоряжение № 113-РГ, согласно которому Управлению по реализации антикоррупционной политики Мурманской области поручено провести проверку достоверности и полноты сведений, представленных депутатом ФИО4 в отношении себя и членов его семьи за отчетные 2017-2019 гг.

23 июля 2021 года начальником Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области Губернатору Мурманской области предоставлен доклад по результатам проверки в отношении депутата ФИО4

Среди поддержанных административным истцом совершенных депутатом ФИО4 нарушений, в указанном докладе указано следующее:

- пункт 3 доклада. В Справке в разделе 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера» в подразделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» ФИО4 не указал обязательство в сумме 2 000 000 рублей по договору займа от 25 июля 2019 года с ООО «КУСТО». На отчетную дату обязательство погашено на сумму 1 000 000 рублей (13 декабря 2019 года частичный возврат по договору процентного займа от 25 июля 2019 года от ООО «КУСТО» в сумме 1 000 000 рублей).

Таким образом, в подразделе 6.2. не указано срочное финансовое обязательство на сумму 2 000 000 рублей;

- пункт 4 доклада. В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО4 в отношении своей супруги ФИО11, за 2019 год (далее - Справка на супругу), в разделе 1 «Сведения о доходах» в графе «Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях» указан доход в сумме 0 рублей 47 копеек.

По информации, полученной из ПАО Банк «МСКБ» (отчетный период по 31 декабря 2019 года выписка подписана начальником ОПЕРО ФИО13 доход за период с 01 января 2019 года, от имеющихся у ФИО11 вкладов, составил 19 138 рублей 52 копейки.

Таким образом, ФИО4 в разделе 1 «Сведения о доходах в Справке на супругу неверно указан доход от счетов в банках и иных кредитных организациях открытых на ее имя;

- пункт 5 доклада. В справке на супругу, в разделе 4 «Сведения о счетах в банке и иных кредитных организациях» указаны счета открытые на ее имя в ПАО Банк «МСКБ»:

- Счет от 02.04.2001 с остатком 62 473 рубля 23 копейки;

- Счет от 19.03.2014 с остатком 24 рубля 14 копеек;

- Счет от 16.12.2013 с остатком 208 153 рубля 55 копеек.

По информации полученной из ПАО Банк «МСКБ», на имя ФИО11 открыты следующие счета, не указанные в Справке на супругу:

- Счет от 02.04.2012 с остатком 148 108 рублей 85 копеек;

- Счет от 27.05.2019 с остатком 450 000 рублей.

Таким образом, в Справке на супругу указан счет, открытый в ПАО Банк «МСКБ» (от 02.04.2001 с остатком 62473 рубля 23 копейки), которого по данным банка не существует. Кроме того, не указаны два счета, открытые в указанном банке от 02.04.2012 с остатком 148 108 рублей 85 копеек и от 27.05.2019 с остатком 450 000 рублей.

По результатам проверки Губернатор Мурманской области, полагая допущенные депутатом ФИО4 искажения сведений о доходах и об имуществе существенными, принял решение об обращении в суд с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с неисполнением обязанности по представлению Губернатору Мурманской области полных и достоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за отчетный 2019 год на основании частей 7.1, 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 4.5 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Закона Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области» от 26 октября 2007 года № 898-01-ЗМО.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив факт допущенного депутатом ФИО4 нарушения, выразившегося в предоставлении неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу, в отсутствие оснований для признания данного искажения несущественным и применения иной меры ответственности, не связанной с досрочным прекращением полномочий депутата, пришел к выводу о правомерности заявленных требований и наличию оснований для прекращения полномочий ФИО4 как депутата представительного органа муниципального образования.

При этом, судом первой инстанции из числа вмененных ФИО4 нарушений обоснованно исключено не указание им в Справке на себя лично в разделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» наличия договора процентного займа, заключенного им как заимодавцем и ООО «КУСТО» как заемщиком, 25 июля 2019 года. В указанной части, проанализировав положения пункта 149 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год), являющихся приложением к Письму Минтруда России от 27 декабря 2019 года № 18-2/10/В-11200, суд исходил из того, что на конец отчетного периода сумма основного долга по договору составляла менее 500 000 рублей.

Кроме того, судом установлено, что инициирование проверки в отношении депутата ФИО4 осуществлено в соответствии с нормами действующего законодательства.

Решение о проведении проверки принято Губернатором Мурманской области и поручено надлежащему органу – Управлению по реализации антикоррупционной политики Мурманской области.

Содержание распоряжения Губернатора Мурманской области от 20 апреля 2021 года № 113-РГ о проведении проверки соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, принято уполномоченным лицом.

Данное распоряжение с разъяснением прав направлено в адрес ФИО4 21 апреля 2021 года.

Таким образом, проверка проведена уполномоченным органом, в соответствии с его компетенцией, права проверяемого лица в ходе проверки были соблюдены, результат проверки оформлен в соответствии с законом.

Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции не имеется, они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы жалобы представителя ФИО4 ФИО5 о том, что не отражение в Справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сведений о наличии у ФИО11 дохода по процентам от вклада, открытого в ПАО «МСКБ», а также о наличии открытого 27 мая 2019 года на имя ФИО11 счета № *, было обусловлено отсутствием указанных сведений в предоставленной ПАО «МСКБ» справке от 14 февраля 2020 года, подлежит отклонению.

Пунктом 2 Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, должность главы местной администрации, лицами, претендующими на замещение этих должностей, являющихся приложением №1 к Закону Мурманской области от 26 октября 2007 года № 898-01-ЗМО «О противодействии коррупции в Мурманской области» предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности (за исключением лиц, замещающих муниципальные должности депутатов представительного органа сельского поселения, и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе), лица, замещающие должность главы местной администрации по контракту (далее - глава местной администрации), ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным календарным годом, представляют Губернатору Мурманской области: сведения о своих доходах, расходах за отчетный календарный год, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного календарного года; сведения о доходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный календарный год, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного календарного года.

Из материалов дела следует, что в силу занимаемой должности ФИО4 надлежало представить справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе в отношении своей супруги ФИО11 за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.

Вместе с тем, внося в указанную Справку сведения об остатках денежных средств, ФИО4 руководствовался данными, содержащимися в справке АО «МСКБ» от 14 февраля 2020 года, не учитывая того обстоятельства, что они приведены на иную даты, то есть не являлись актуальными.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно указанной выше справке в АО «МСКБ» на имя ФИО11 открыты следующие счета: * – дата открытия 02 апреля 2012 года, код валюты - 810; * – дата открытия 19 марта 2014 года, код валюты -840; * – дата открытия 16 декабря 2013 года, код валюты – 978.

По значению, указанному в графе «Код валюты» согласно «ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000. Общероссийский классификатор валют», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 года № 405-ст: значение «978» означает евро, значение «840» означает доллар США.

Остаток денежных средств на 01 января 2020 года по указанным счетам, согласно данной справке, составляет 62 473,23 рубля, 0,39 долларов США, 3001,90 евро.

Вместе с тем, в представленной ФИО4 справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своей супруги ФИО11 за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года указано, что на имя ФИО11 в АО «МСКБ» открыто три текущих счета: от 02 апреля 2001 года – валюта счета рубль, остаток 62 473,23 рубля, от 19 марта 2014 года – валюта счета доллары США, остаток 24,14 рубля, от 16 декабря 2013 года – валюта счета евро, остаток 208 153,55 рубля.

При таких данных доводы жалобы о том, что справка на супругу заполнялась ФИО4 на основании справки, предоставленной АО «БАНК МСКБ» от 14 февраля 2020 года, являются безосновательными.

Изложенное свидетельствует о том, что ФИО4 в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своей супруги ФИО11 указаны сведения, не соответствующие справке АО «МСКБ» от 14 февраля 2020 года, следовательно вывод суда о том, что при заполнении Справки на супругу ФИО4 не проявил должной степени заботливости, ответственности и осмотрительности, является обоснованным, а доводы жалоб в указанной части несостоятельными.

Не влияют на правильность выводов суда и доводы апелляционных жалоб о возможности применении к депутату ФИО4 меры ответственности, не связанной с досрочным прекращением полномочий.

В соответствии с частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: предупреждение; освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Из смысла приведенной нормы следует, что основанием для возможного применения мер ответственности, не связанных с досрочным прекращением полномочий указанных должностных лиц, является признание искажения представленных ими сведений несущественным.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Закона №131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральными законами №273-ФЗ, № 230-ФЗ.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 г. N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 г. N 104-О).

Таким образом, гражданин, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что депутатом ФИО4 допущено нарушение безусловной обязанности по предоставлению полных и достоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что соответствующих мер к указанию полных и достоверных сведений, а также их достоверному уточнению в дальнейшем, ФИО4 не принималось, о чем свидетельствуют результаты проверки представленных им сведений.

Изложенное указывает на то, что административный ответчик, вступив в должность депутата Совета депутатов города Мурманска VI созыва, и приняв на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения, не принял соответствующих мер для соблюдения критериев и требований, определяющих качество предоставляемых им, как депутатом представительного органа местного самоуправления, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, основой которых является их полнота и достоверность, отнесся к своим обязанностям небрежно.

В связи с этим позиция, изложенная в апелляционных жалобах, сводящаяся к незначительности допущенного нарушения не основана на требованиях действующего законодательства, несоответствие сведений о доходах от вкладов и не указание счета, открытого на супругу в данном случае, с учетом фактических обстоятельств дела, не может преобладать над его обязанностью депутата неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения.

Ссылка апеллянтов на Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов или неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденные письмом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2015 года № 18-2/10/П-7073 (далее - Методические рекомендации), в частности, на Примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как несущественные проступки (Приложение N 3, пункты 1,11), является несостоятельной и не свидетельствует о незаконности решения.

Приложение № 3 к Методическим рекомендациям содержит примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как несущественные (но не малозначительные) проступки в случаях, когда такие нарушения допущены впервые, также не содержит указания на факты и обстоятельства, соответствующие допущенным истцом нарушениям.

Приведенные в пунктах 1 и 11 данного приложения примеры, в части ошибочного не указания в Справке общей величины всех доходов или величины остатка на счете в банке или иной кредитной организации, которая не превышает 10 000 рублей вследствие округления в большую или меньшую сторону величины дохода, остатка; не указание сведений о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 10 000 рублей, при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось, не могут быть приняты во внимание, поскольку в Справке на супругу в разделе 1 пункт 4 «Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях» не указаны сведения о доходе от вкладов в ПАО Банк «МСКБ», составившем 19 138 рублей 52 копейки вместо заявленных 47 копеек, а в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» не указан счет № * в ПАО Банк «МСКБ», открытый на имя ФИО11 27 мая 2019 года по вкладу «Доходный +», с остатком по вкладу в размере 450 000 рублей на отчетную дату 31 декабря 2019 года.

Судебная коллегия приходит к выводу, что представление ФИО4 недостоверных сведений о доходе от вкладов, а также сведений о счете в отношении ФИО11 не может быть признано несущественным, а допущенное нарушение малозначительным.

Судебная коллегия также учитывает, что в силу подпункта «г» пункта 2 Методических рекомендаций не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий представление служащим в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах и имуществе, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им справках не отраженные или не полностью отраженные сведения. Указанные обстоятельства в данном случае также отсутствуют.

В целом апелляционные жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, не допущено, судебной коллегией таких нарушений не установлено, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 174, 177, 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов города Мурманска и представителя ФИО4 по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 11 марта 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: