Дело № 11а-1391/2020 Судья Данилкина А.Л.
Дело № 2а-428/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2020 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Смолина А.А.,
судей Ишимова И.А., Абдрахмановой Э.Г.,
при секретаре Ахмировой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Давлетбаевой Татьяны Александровны к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области об оспаривании действия (бездействия), возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Давлетбаевой Татьяны Александровны на решение Пластского городского суда Челябинской области от 03 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., судебная коллегия
установила:
Давлетбаева Т.А. с учетом принятых судом уточнений обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, в котором просила обязать администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области экономически обосновать норматив на подогрев воды, действующий на территории Пластовского муниципального района за период с 2005 года по 30 июня 2018 года, а также признать, что администрация применяла завышенный норматив на подогрев горячей воды с 2009 года (л.д. 3-4, 68-69).
Требования мотивированы тем, что на территории Пластовского муниципального района с 2005 года по 01 июля 2018 года применялся норматив на подогрев холодной воды 0,0888 Гкал/куб.м. До 01 января 2018 года полномочия по утверждению норматива потребления коммунальных услуг были возложены на органы местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года № 520 было рекомендовано установить норматив на подогрев воды 0,0595 Гкал/куб.м. В ответ на обращение Давлетбаевой Т.А. получен ответ, что экономического обоснования действующего норматива воды предоставить невозможно, так как документы не сохранились. По мнению Давлетбаевой Т.А., ООО «Районная управляющая компания» на протяжении нескольких лет применяло завышенный норматив на подогрев воды на территории Пластовского муниципального района, поскольку с 01 июля 2018 года плата за горячую воды уменьшилась на 150 руб., а указанный выше норматив может приняться только, если температура подаваемой воды ниже 4 градусов, т.е. вода подается в виде льда. Администрация действует умышленно, не предоставляя экономическое обоснование на подогрев воды.
Протокольным определением суда от 21 августа 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (л.д. 62 оборот).
Протокольным определением суда от 01 октября 2019 года суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Пластского городского суда Челябинской области от 03 октября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Давлетбаевой Т.А. отказано.
В апелляционной жалобе Давлетбаева Т.А. просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что вопреки выводу суда первой инстанции она не оспаривала постановление администрации Пластовского муниципального района от 28 декабря 2009 года № 963, а подала иск о защите прав потребителей, так как считала, что администрация обязана была предоставить экономическое обоснование норматива на подогрев воды. Обращает внимание на то, что в судебном заседании было немотивированно отказано в удовлетворении всех заявленных ею ходатайств, в том числе о допросе свидетеля, о получении документов из администрации об утверждении норматива на подогрев воды. Отмечает, что указанный выше норматив был утвержден еще в 2005 году с последующим ежегодным утверждением. При отсутствии расчета норматива администрации суд не дал оценки представленному ею расчету норматива, согласно которому он мог применяться только, если температура поставляемой воды ниже 4 градусов. Не соглашается с выводом суда о том, что действия администрации по установлению норматива не затрагивают ее права, так как с 01 июля 2018 года она стала платить за горячую воды на 150 руб. меньше. Считает, что администрация проигнорировала постановление Правительства РФ от 08 ноября 2012 года № 1149 и не воспользовалась возможностью произвести расчет норматива по предложенной формуле. Отказывая в удовлетворении ходатайств по получению доказательств, суд не дал возможность представить доказательства и лишил себя возможность разобраться в деле. Также отмечает, что представитель администрации не представил суду оригинал диплома о высшем юридическом образовании. Считает, что документы хранятся на постоянной основе, кроме того, действие норматива истекло 01 июля 2018 года.
Административный истец Давлетбаева Т.А., представитель административного ответчика администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, представитель заинтересованного лица Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 14 ноября 2017 года Давлетбаевой Т.А. на имя главы Пластовского муниципального района было подано заявление, в котором она просила объяснить на каком основании повышение тарифов по воде происходит 2 раза в год, а не 1 раз, как предписывает закон, а также дать обоснование тарифа на подогрев воды, утвержденного в 2008 году в размере 0,0888 Гкал/куб.м (л.д. 19).
Письмом администрации Пластовского муниципального района от 19 ноября 2017 года № <данные изъяты> на указанное выше обращение Давлетбаевой Т.А. дан ответ, в котором ей относительно норматива в размере 0,0888 Гкал/куб.м сообщено, что данный норматив был утвержден постановлением главы Пластовского муниципального района от 18 июля 2008 года № 621. Расчет норматива производился в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306. В связи с истечением длительного срока такой расчет до настоящего времени не сохранился. Установление нормативов потребления коммунальных ресурсов предусматривалось ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01 августа 2011 года) и было необходимо для расчета размера платы за коммунальные услуги. С 01 августа 2011 года в указанную выше правовую норму были внесены изменения, согласно которым утверждение норматива потребления коммунальных услуг было отнесено к полномочиям государственных органов власти субъекта РФ. Таким уполномоченным органом на территории Челябинской области является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, согласно разъяснениям которого до утверждения новых нормативов при начисление платы за потребление коммунальных ресурсов для целей горячего водоснабжения необходимо руководствоваться нормативами расхода тепловой энергии, установленными органами местного самоуправления по состоянию на 30 июня 2012 года (л.д. 21-23). Данный ответ лично получен Давлетбаевой Т.А. 01 декабря 2017 года.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии основания для возложения обязанности на администрацию Пластовского муниципального района экономически обосновать норматив на подогрев воды, поскольку до 01 февраля 2015 года понятия норматива на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также порядок расчета такого норматива отсутствовали. Также суд не усмотрел незаконности в действиях администрации по применению норматива на подогрев воды с 2009 года до 30 июня 2018 года в связи с тем, что администрация, как орган местного самоуправления, установила своим постановлением норматив коммунальной услуги в 2009 году, но его не применяла, и с 13 августа 2010 года в полномочия администрации не входит утверждение норматива потребления коммунальных услуг.
Оценив представленные в суд доказательства, соотнеся их с нормами права, судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ, в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ, действующей до 12 августа 2010 года) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам были утверждены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». С 01 июня 2016 года данное постановление Правительства РФ утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Также постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 были утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
28 декабря 2009 года администрации Пластовского муниципального района Челябинской области в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» было принято постановлением № 963 «Об утверждении нормативов на тепловую энергию», которым утверждены следующие нормативы на тепловую энергию: тепловая энергия на отопление – 0,03693 Гкал/кв.м; тепловая энергия на ГВС – 0,27 Гкал/чел.; тепловая энергия на ГВС – 0,0888 Гкал/куб.м (л.д. 18).
С 13 августа 2010 года в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ внесены изменения, в силу которых размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, с 13 августа 2010 года полномочия по утверждению упомянутых выше нормативов потребления коммунальных услуг от органов местного самоуправления перешли к органам государственной власти субъектов РФ. С указанного времени администрация Пластовского муниципального района Челябинской области не вправе была принимать и не принимала нормативные правовые акты по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу п. 48 номенклатуры дел на 2013 год, утвержденной заместителем главы Пластовского муниципального района по управлению экономикой и муниципальным имуществом, срок хранения переписки о разработке, применении и изменении тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства составлял 5 лет. Указанный срок хранения соответствует сроку хранения переписки о разработке, применении и изменении тарифов, установленному в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 № 558.
Как указывалось выше, в письме от 19 ноября 2017 года № 1701 администрация Пластовского муниципального района сообщила Давлетбаевой Т.А., что в связи с истечением длительного срока расчет экономического обоснования величины норматива на тепловую энергию не сохранился. Данная информация также неоднократно была подтверждена представителем администрации в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, с учетом отсутствия в распоряжении администрации экономического обоснования величины норматива на тепловую энергию, а также полномочий по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг суд первой инстанции правильно не усмотрел оснований для возложения на администрацию обязанности экономически обосновать норматив на подогрев воды, действующий на территории Пластовского муниципального района за период с 2005 года по 30 июня 2018 года.
Согласно письму Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 15 мая 2017 года до вступления в законную силу утвержденных данным Министерством нормативов при начислении платы за потребленные коммунальные ресурсы для целей горячего водоснабжения в Челябинской области необходимо руководствоваться нормативами расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными органами местного самоуправления по состоянию на 30 июня 2012 года (л.д. 24).
Аналогичные разъяснения даны в письме Минстроя России от 15 ноября 2016 года № 38026-ОД/04 «По вопросу разъяснения порядка расчета платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг», согласно которым, в случае отсутствия утвержденных до настоящего времени органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг, при проведении расчета размера платы за коммунальные услуги применяются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления в соответствии с Правилами № 306 до истечения срока, на который установлены данные нормативы.
21 декабря 2017 года постановлением № 68/1 Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области установило единые нормативы на подогрев. В соответствии с данным постановлением для Пластовского муниципального района нормативы на подогрев воды введены в действие с 01 июля 2018 года.
Следовательно, оснований полагать, что до 01 июля 2018 года администрация Пластовского муниципального района незаконно применяла завышенный норматив на подогрев горячей воды, не имеется.
Судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы, что при отсутствии расчета норматива администрации суд не дал оценки представленному Давлетбаевой Т.А. расчету норматива, согласно которому он мог применяться только если температура поставляемой воды ниже 4 градусов, так как данный расчет нельзя признать обоснованным, составленным в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в период расчета норматива тепловой энергии на ГВС в размере 0,0888 Гкал/куб.м., утвержденного постановлением администрации Пластовского муниципального района Челябинской области от 28 декабря 2009 года № 963 «Об утверждении нормативов на тепловую энергию».
Оснований для перерасчета норматива в соответствии с формулой, приведенной в постановлении Правительства РФ от 08 ноября 2012 года № 1149, вопреки доводам апелляционной жалобы у администрации Пластовского муниципального района не имелось, поскольку, как указывалось выше, с 13 августа 2010 года у органов местного самоуправления прекратились полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг.
Ходатайство административного истца о вызове в судебное заседание свидетеля рассмотрено судом в установленном ст. 154 КАС РФ порядке и обоснованно отклонено, поскольку необходимость допроса свидетеля по обстоятельствам, имеющим значение для дела, отсутствовала. Также правомерно отказано судом и в ходатайстве административного истца об истребовании документов по установлению норматива, наличие которых административный ответчик отрицает.
В силу действующего административного и гражданского процессуального законодательства вид применимого судопроизводства определяет суд.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
С учетом характера заявленных Давлетбаевой Т.А. требований, касающихся действия (бездействия) органа местного самоуправления, вытекающих из осуществления им властных публичных полномочий, суд первой инстанции обосновано перешел к рассмотрению настоящего дела в порядке КАС РФ.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что представитель администрации Пластовского муниципального района Челябинской области не представил суду оригинал диплома о высшем юридическом образовании, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку в материалах дела представлена заверенная администрацией Пластовского муниципального района Челябинской области копия диплома представителя, что в соответствии с п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04 августа 1983 года № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» свидетельствует о ее надлежащем заверении и не требует представления оригинала диплома.
Иные доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергают, не нуждаются в дополнительной проверке, поскольку сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и получившей правильную оценку в решении суда, а потому не могут служить основанием для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пластского городского суда Челябинской области от 03 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Давлетбаевой Татьяны Александровны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи