ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4296/2023 от 05.10.2023 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Штакес О.В. Дело № 33а-1806/2023

Дело № 2а-4296/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Воскресенской В.А.,

судей Чаднова О.В. и Гончаровой Н.В.,

при секретаре Шинкееве М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 5 октября 2023 года административное дело по апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора г. Петропавловска-Камчатского Померанцева В.И., апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица ПАО «Камчатскэнерго» Токарева А.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 июля 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления и.о. прокурора города Петропавловска-Камчатского к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании подпункта 2.4.2, абзацев 7 и 8 подпункта 2.6.1 Административного регламента предоставления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по выдаче разрешения на снос зеленых насаждений и продлению срока ранее выданного разрешения на снос зеленых насаждений на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного постановлением от 20.02.2020 года № 301, недействующим в той части, в которой они по своему правовому смыслу предусматривают обязанность сетевой организации по получению разрешения на снос зеленых насаждений в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, отказать».

Заслушав доклад судьи Чаднова О.В., объяснения представителя административного истца прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Жукова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя заинтересованного лица ПАО «Камчатскэнерго» Токарева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Ковальчук Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

исполняющий обязанности прокурора г. Петропавловска-Камчатского Померанцев В.И. обратился в суд с административным иском о признании недействующими подпункта 2.4.2, абзацев 7, 8 подпункта 2.6.1 Административного регламента предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по выдаче разрешения на снос зеленых насаждений и продлению срока ранее выданного разрешения на снос зеленых насаждений на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 20 февраля 2020 года № 301 (далее – Административный регламент), в той части, в которой они по своему правовому смыслу предусматривают обязанность сетевой организации по получению разрешения на снос зеленых насаждений в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Административным регламентом определен разрешительный порядок сноса (пересадки) зеленых насаждений, осуществление которых возможно только после получения от уполномоченного органа соответствующего разрешения, в том числе и для сетевых организаций. Вместе с тем, в Административном регламенте не учтен специальный статус сетевой организации, на которую возложены публично-правовые обязанности. Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особые условия использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 (далее – Правила № 160), для сетевых организаций не предусмотрено обязанности получения специального разрешения для вырубки древесно-кустарниковой растительности в охранных зонах. Таким образом, оспариваемые пункты Административного регламента противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 2 июня 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, ПАО «Камчатскэнерго».

В судебном заседании помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Плотникова Я.И. административный иск поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и заинтересованного лица Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Ковальчук Е.В. в судебном заседании полагала заявленный административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Камчатскэнерго» Токарев А.В. в судебном заседании полагал административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Рассмотрев дело, суд принял указанное решение.

В апелляционном представлении исполняющий обязанности прокурора г. Петропавловска-Камчатского Померанцев В.И. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что снос зеленых насаждений в отсутствие разрешения является нарушением Правил благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа и влечет административную ответственность, в связи с чем вывод суда о рекомендательном характере оспариваемых пунктов Административного регламента является безосновательным. В Административном регламенте не учтен специальный статус сетевой организации, в связи с чем возложение обязанности на сетевые организации получения разрешения на снос зеленых насаждений является необоснованным и противоречащим Правилам № 160.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Камчатскэнерго» Токарев А.В. в апелляционной жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает, что оспариваемыми положениями нормативного правового акта нарушены требования законодательства в сфере электроэнергетики, создающие препятствия в обеспечении безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Также указывает, что, вопреки выводам суда, ПАО «Камчатскэнерго» выдавали предостережения о необходимости получения разрешения на снос зеленых насаждений.

В возражениях на апелляционное представление представитель административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Ковальчук Е.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 11 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26 апреля 2019 года № 170-нд «О правилах благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – Правила благоустройства) на озелененной территории городского округа в случае, если эти действия происходят на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, запрещается осуществлять самовольный снос зеленых насаждений, пересадку деревьев и кустарников, уничтожение газонов и цветников, сжигание листвы, в том числе у комлевой части деревьев, кустарников, сжигание мусора.

Частью 5 статьи 11 Правил благоустройства установлено, что порядок выдачи разрешения на снос зеленых насаждений и продления срока ранее выданного разрешения на снос зеленых насаждений на территории городского округа, а также компенсационная стоимость за снос зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, размер ставок оплаты компенсационной стоимости за их снос, а также перечень работ, в отношении которых компенсационная стоимость за снос зеленых насаждений не взимается, утверждается постановлениями администрации городского округа.

Разрешение на снос зеленых насаждений и продление срока ранее выданного разрешения на снос зеленых насаждений на территории городского округа осуществляется в отношении зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 20 февраля 2020 года № 301 утвержден Административный регламент предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по выдаче разрешения на снос зеленых насаждений и продлению срока ранее выданного разрешения на снос зеленых насаждений на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

Согласно положениям Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача разрешения на снос зеленых насаждений на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, продление срока ранее выданного разрешения на снос зеленых насаждений либо выдача мотивированных отказов в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на снос зеленых насаждений или продлении срока ранее выданного разрешения (раздел 2.3 Административного регламента). В случае направления уведомления о решении проведения работ по сносу зеленых насаждений на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в целях ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварийного ремонта подземных коммуникаций и капитальных инженерных сооружений, а также в случаях, требующих незамедлительных оперативных действий по восстановлению работоспособности систем жизнеобеспечения городского округа предоставление муниципальной услуги осуществляется в течение двух календарных дней со дня его получения Управлением дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (подпункт 2.4.2 Административного регламента). Для предоставления муниципальной услуги заявитель (представитель заявителя) в обязательном порядке предоставляет: - правоустанавливающие документы на объекты движимого и недвижимого имущества (линейные объекты) в случае сноса зеленых насаждений, произрастающих в охранных зонах, предусмотренных правилами технической эксплуатации, либо другими строительными нормами и правилами, находящихся в эксплуатации инженерных сетей и коммуникаций (теплотрассы и прочие трубопроводы, линии электропередач и линии связи, автомобильные дороги), если такие объекты не являются муниципальной собственностью - в случае, если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (абзац 7 подпункта 2.6.1); - схему объектов движимого и недвижимого имущества (линейные объекты) в случае сноса зеленых насаждений, произрастающих в охранных зонах, предусмотренных правилами технической эксплуатации, либо другими строительными нормами и правилами, находящихся в эксплуатации инженерных сетей и коммуникаций (теплотрассы и прочие трубопроводы, линии электропередач и линии связи, автомобильные дороги), если такие объекты не являются муниципальной собственностью (абзац 8 подпункта 2.6.1). 24 октября 2022 года ПАО «Камчатскэнерго» обратилось с прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского с заявлением о проведении проверки по факту возложения пунктом 2.6.1 Административного регламента на сетевые организации обязанности получать разрешение на снос зеленых насаждений. 6 апреля 2023 года по результатам проверки, в ходе которой было установлено, что подпунктом 2.4.2, абзацами 7, 8 подпункта 2.6.1 Административного регламента определен разрешительный порядок сноса (пересадки) зеленых насаждений, осуществление которых возможно только после получения от уполномоченного органа соответствующего разрешения, в том числе и для сетевых организаций, первым заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского внесен протест главе Петропавловск-Камчатского городского округа о приведении Административного регламента в соответствие с действующим законодательством. 17 апреля 2023 года главой Петропавловск-Камчатского городского округа в адрес первого заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского направлен ответ о несогласии с доводами протеста. Установив указанные обстоятельства, приняв во внимание, что оспариваемые пункты Административного регламента носят рекомендательный характер, права заинтересованных лиц не нарушены, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Главы 22 КАС РФ, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.В соответствии с пунктом 21 Правил № 160 для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением. Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с лесным законодательством (пункт 22 Правил № 160). В силу пункта 23 Правил № 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства, и требованиями, определяемыми в порядке установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами. Таким образом, обязанность сетевой организации по вырубке древесно-кустарниковой растительности в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства, как лица, осуществляющего эксплуатацию электросетевого хозяйства, установлена действующим законодательством.

Указанные нормы приняты в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей и поддержания воздушных линий электропередачи в состоянии, необходимом для их своевременного и качественного обслуживания и ремонта, устранения угроз падения деревьев на линии электропередач посредством вырубки по мере необходимости растительности и деревьев.

При этом Правилами № 160 не предусмотрено получение сетевыми организациями специальных разрешений в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Вместе с тем, оспариваемыми положениями Административного регламента в их буквальном прочтении на получателей муниципальной услугу, в том числе сетевые организации, возлагается обязанность получения предварительного разрешения на снос зеленых насаждений, минимальный срок рассмотрения которого составляет два календарных дня со дня получения Управлением уведомления о решении проведения работ по сносу зеленых насаждений в целях ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварийного ремонта подземных коммуникаций и капитальных инженерных сооружений, а также в случаях, требующих незамедлительных оперативных действий по восстановлению работоспособности систем жизнеобеспечения городского округа.

При этом Правилами благоустройства и законом Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 209 «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за снос зеленых насаждений в отсутствие соответствующего разрешения.

Оспоренные положения Административного регламента не соответствуют приведенным выше положениям Правил № 160, имеющим большую юридическую силу, что приводит к нарушению конституционных принципов равенства всех перед законом и верховенства закона.

Кроме того, суд первой инстанции в нарушение положений главы 21 КАС РФ рассмотрел административное дело по правилам, установленным главой 22 КАС РФ, несмотря на заявленные требования о признании недействующими отдельных положений нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ нарушение или неправильное применение норм материального права и норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 4 июля 2023 года не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований и признании недействующими со дня принятия подпункта 2.4.2, абзацев 7, 8 подпункта 2.6.1 Административного регламента в той части, в которой они по своему правовому смыслу предусматривают обязанность сетевой организации по получению разрешения на снос зеленых насаждений в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 июля 2023 года отменить.

Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора г. Петропавловска-Камчатского Померанцева В.И. удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия подпункт 2.4.2, абзацы 7, 8 подпункта 2.6.1 Административного регламента предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по выдаче разрешения на снос зеленых насаждений и продлению срока ранее выданного разрешения на снос зеленых насаждений на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 20 февраля 2020 года № 301, в той части, в которой они по своему правовому смыслу предусматривают обязанность сетевой организации по получению разрешения на снос зеленых насаждений в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Град Петра и Павла» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи