Судья Горностай Н.Е. | Дело № 33а-784/2022№2а-434/2017 УИД 26RS0005-01-2017-000693-31 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 19 апреля 2022 года
Судья судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда Шишова В.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства апелляционное представление прокурора Апанасенковского района Ставропольского края Геращенко О.А. на определение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 29 декабря 2021 года об отсрочке исполнения решения суда от 20 октября 2017 года
по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
установила:
Прокурор Апанасенковского района Ставропольского края, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края и просил признать незаконным бездействия администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги муниципального значения «с.Вознесеновское - пос.Айгурский»; обязать администрацию Апанасенковского муниципального района Ставропольского края в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по приведению автомобильной дороги муниципального значения «с.Вознесеновское - пос.Айгурский» в соответствие с требованиями законодательства, регулирующего вопросы безопасности дорожного движения.
Решением Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 20 октября 2017 года административные исковые требования прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворены частично.
На администрацию Апанасенковского муниципального района Ставропольского края возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по приведению автомобильной дороги муниципального значения «с.Вознесеновское - пос.Айгурский» в соответствие с требованиями законодательства, регулирующего вопросы безопасности дорожного движения.
В удовлетворении требований прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги муниципального значения «с.Вознесеновское - пос. Айгурский» отказано.
Определением Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 07 мая 2018 года исполнение решения Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 20 октября 2017 года по ходатайству и.о.главы Апанасенковского муниципального района Ставропольского края Андрега А.И. отсрочено на срок до 01 ноября 2018 года.
Определением Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2018 года исполнение решения Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 20 октября 2017 года по ходатайству и.о.главы Апанасенковского муниципального района Ставропольского края Андрега А.И. отсрочено на срок до 01 октября 2019 года.
Определением Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 31 октября 2019 года исполнение решения Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 20 октября 2017 года по заявлению главы Апанасенковского муниципального района Ставропольского края Ткаченко В.Н. отсрочено на срок до 01 октября 2020 года.
Определением Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 23 сентября 2020 года исполнение решения Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 20 октября 2017 года по заявлению главы Апанасенковского муниципального района Ставропольского края Ткаченко В.Н. отсрочено на срок до 01 января 2022 года.
С указанным определением не согласился заместитель прокурора Апанасенковского района Ставропольского края Блудов Д.А., подавший на судебный акт апелляционное представление.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2020 г. определение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 23 сентября 2020 года оставлено без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Апанасенковского района Ставропольского края Блудова Д.А. – без удовлетворения.
20 декабря 2021 года глава Апанасенковского муниципального района Ставропольского края Ткаченко В.Н. снова обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 20 октября 2017 года на срок до 01 января 2023 года.
В обоснование заявления указал, что в связи с высокой стоимостью работ, необходимых для приведения дороги в нормативное состояние (более 600.00 млн. рублей), и отсутствием в бюджете района на 2021 год необходимого финансирования исполнить решение суда в полном объеме не представляется возможным.
В бюджете администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края на содержание автомобильных дорог в 2021 году предусмотрено 14,54 млн. рублей.
С целью исполнения решения суда и в пределах финансовых средств, выделенных в 2021 году на дорожную деятельность, администрацией проведены мероприятия по содержанию автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения на них, в том числе и на автомобильной дороге «с.Вознесеновское – пос.Айгурский».
В соответствии с заключенным в 2021 году контрактом от 22 марта 2021 года № 55, подрядной организацией ООО <…> выполнены работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, находящихся в муниципальной собственности Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, на сумму 8 999 933 руб., что подтверждается актами выполненных работ.
В 2021 г. администрацией принимались меры, направленные на увеличение финансирования по дорожной деятельности, путем обращения к начальнику финансового управления администрации по вопросу выделения дополнительного финансирования, которые положительных результатов не дали. А в пределах финансовых средств, доведенных в районном бюджете на 2021 г., администрация не имеет возможности исполнить решение суда в полном объеме.
Определением Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 29 декабря 2021 года заявление главы Апанасенковского муниципального района Ставропольского края Ткаченко В.Н. удовлетворено.
Исполнение решения Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 20 октября 2017 года отсрочено на срок до 01 января 2023 года.
В апелляционном представлении прокурор Апанасенковского района Ставропольского края Геращенко О.А. считает определение суда незаконным и подлежащим отмене.
Указывает, что, администрация уже более трех раз обращалась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, при этом орган местного самоуправления во всех заявлениях приводит одни и те же доводы неисполнения решения суда.
При рассмотрении указанного вопроса суд должен учитывать и соблюдать права и законные интересы как должника, так и взыскателя.
Считает, что предоставление отсрочки исполнения решения суда является правом, а не обязанностью суда.
Просит определение суда отменить, в удовлетворении заявления администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края о предоставлении отсрочки исполнения решения Апанасенковского районного суда Ставропольского края отказать.
Возражений на апелляционное представление прокурора не поступило.
Согласно части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не установлено.
Проверив в порядке упрощенного (письменного) производства материалы дела, изучив доводы представления прокурора, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены определения в связи со следующим.
Предоставляя отсрочку исполнения решения Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 20 октября 2017 года по административному делу № 2а-434/2017 до 01 января 2023 года, суд пришел к выводу о том, что административным ответчиком представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. При этом суд посчитал заслуживающими внимание приведенные доводы администрации в обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения о том, что администрацией муниципального района предпринимались меры, направленные на увеличение финансирования дорожной деятельности, которые положительных результатов не дали. Кроме того, суд указал, что асфальтные заводы, с которых возможна доставка горячей асфальтной смеси, в зимнее время не работают.
Не могу согласиться с выводами суда о наличии правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения вступившего в законную силу судебного акта, поскольку они основаны на неправильной оценке юридически значимых обстоятельств административного дела, а также на неправильном применении норм процессуального закона.
В силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения закреплены в статье 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Удовлетворяя заявление административного ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 20 октября 2017 года, суд не принял во внимание, что отсутствие положительных результатов по обращениям относительно увеличения финансирования дорожной деятельности, по смыслу закона не может расцениваться в качестве обстоятельства, затрудняющего исполнение судебного решения.
Положения действующего законодательства, регламентирующего вопросы отсрочки исполнения решения суда, и сложившаяся по данному процессуальному вопросу судебная практика предусматривают, что отсрочка отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, а потому основания для ее предоставления должны носить исключительный характер.
Как следует из материалов дела, решение суда от 20 октября 2017 года вступило в законную силу 22 ноября 2017 года и должно было быть исполнено в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Отсутствие у ответчика денежных средств, необходимых для исполнения решения, послужило основанием для предоставления отсрочки его исполнения четыре раза.
Обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения в пятый раз, административный ответчик не указывает на наличие каких-то новых, неожиданно возникших обстоятельств, препятствующих исполнению вступившего в законную силу решения.
Удовлетворяя данное заявление, суд фактически ставит под сомнение принцип обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений, что не может быть признано соответствующим закону.
В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Не выделение дополнительных средств в бюджете Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края на 2022 год на финансирование дорожной деятельности не свидетельствует о неисполнимости решения суда от 20 октября 2017 г. При этом в указанном решении срок его исполнения установлен как раз с учетом необходимости планирования и учета данных расходов в бюджете органа местного самоуправления.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" непринятие органом местного самоуправления муниципального правового акта по вопросу местного значения, необходимость разрешения которого подтверждена вступившим в законную силу решением суда, является недопустимым.
Выводы суда о том, что асфальтные заводы, с которых возможна доставка горячей асфальтной смеси, в зимнее время не работают, не имеют правового значения для существа возникшего спора. Орган местного самоуправления за четыре года, прошедших с момента вынесения решения, не был лишен возможности принять меры к исполнению решения в весенне-летнее или в осеннее время.
Учитывая отсутствие обстоятельств, носящих действительно исключительный характер и свидетельствующих о невозможности исполнения вступившего в законную силу судебного постановления, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления об отсрочке исполнения решения суда от 20 октября 2017 года до 01 января 2023 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, вправе отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
При изложенных обстоятельствах определение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 29 декабря 2021 года подлежит отмене с вынесением нового определения об отказе в удовлетворении заявления главы Апанасенковского муниципального района Ставропольского края Ткаченко В.Н.
Руководствуясь статьями 310, 315 - 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда
определила:
определение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 29 декабря 2021 года отменить, апелляционное представление прокурора Апанасенковского района Ставропольского края Геращенко О.А. - удовлетворить.
В удовлетворении заявления главы Апанасенковского муниципального района Ставропольского края Ткаченко В.Н. об отсрочке исполнения решения суда от 20 октября 2017 года на срок до 01 января 2023 года отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции путем подачи через суд первой инстанции кассационной жалобы (представления) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 19 апреля 2022 года.
Судья В.Ю. Шишова