Судья Кузнецова И.А. | Дело №33а-2976/2022 10RS0011-01-2022-008520-89 2а-4363/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.
.В
судей Коваленко В.В., Щепалова С.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.06.2022 по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» к ведущему специалисту – государственному жилищному инспектору Республики Карелия Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (...), Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору о признании незаконными акта проверки и предписания.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что в отношении Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» (далее - ГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия», Учреждение) на основании решения Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 03.02.2022 была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований законодательства в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. (...), д.(...) пом.(...) по результатам которой должностным лицом Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору составлен акт документарной проверки от 21.02.2022 №(...) и в этот же день выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований и о проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения. В соответствии с указанным предписанием административному истцу надлежало согласовать перепланировку нежилого помещения № 1 в МКД с устройством крыльца и электроподъемника, повлекшую уменьшение общего имущества собственников помещений в МКД (земельного участка МКД, на котором расположены крыльцо и электроподъемник), в установленном порядке.
Полагая, что административным ответчиком проверка была произведена не всесторонне, поскольку в оспариваемом акте отсутствует оценка норм законодательства во взаимосвязи, а также оценка обстоятельств по отношению к исполнению обязательных требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и свода правил о доступности зданий и помещений маломобильным группам граждан (в том числе, Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), кроме того, решением Администрации Петрозаводского городского округа перепланировка нежилого помещения была согласована, в связи с чем, необходимость проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома отсутствовала, административный истец просил суд признать незаконными акт проверки и предписание административного ответчика и обязать должностное лицо Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору отменить предписание от 21.02.2022.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, поскольку положения ч. 4.1. ст. 36 ЖК РФ не распространяют свое действие к нежилым помещениям, а, соответственно, не могут служить основанием для освобождения административного истца от согласования перепланировки с собственниками помещений многоквартирного дома. Ссылается на то, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не был привлечен в качестве заинтересованного лица собственник жилого помещения, направивший обращение в адрес административного ответчика о нарушении прав собственников многоквартирного дома.
В отзыве на апелляционную жалобу административный истец выражает согласие с решением суда.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика (...) доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного истца (...) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим в адрес Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору обращения собственника многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. (...), д(...), пом(...), на основании решения Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 03.02.2022 №(...) в отношении ГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований законодательства в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. (...) д(...)(...), принадлежащего Учреждению на праве оперативного управления.
В ходе проверки было установлено, что вышеуказанное нежилое помещение согласно имеющемуся плану находится на первом этаже многоквартирного дома, помещение изолировано от мест общего пользования в подъезде многоквартирного дома (отсутствует иной доступ в нежилое помещение, кроме как через указанный вход), имеет отдельный вход с улицы через лоджию.
Из материалов административного дела также следует, что 12.10.2021 представитель ГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» обратилась в адрес Администрации Петрозаводского городского округа с заявлением о переоборудовании нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. (...), д(...) пом(...), с целью установки входной зоны.
Решением Администрации Петрозаводского городского округа от 12.10.2021 № 409 заявление административного истца удовлетворено, Администрацией дано согласие на переустройство и (или) перепланировку вышеуказанного нежилого помещения в соответствии с представленным проектом (проектной документации), срок проведения работ по перепланировке/переустройству указанного помещения установлен с 12.10.2021 по 31.12.2021.
Вместе с тем, по состоянию на 12.01.2022 указанные работы Администрацией Петрозаводского городского округа не приняты в связи с непредставлением акта.
Как следует из акта документарной проверки от 21.02.2022, в ходе ранее проведенной проверки в отношении ООО «(...)» было установлено, что выполнение указанных работ ООО «(...)» согласовано не было, выполненные работы не приняты, в адрес собственника указанного помещения направлены письма о необходимости предоставить протокол общего собрания собственников помещений в части принятия решения о согласовании оборудования отдельного входа в указанное помещение. Акт № (...) приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки помещения от 14 февраля 2022 г. подписан представителями собственника, управляющей организацией ООО «(...)», проектной организацией ООО «(...)», Управления жилищного хозяйства КЖКХ, Управления архитектуры и градостроительства ГиЗ.
Таким образом, согласно представленным документам, приемка указанных работ выполнена, однако собственником представлены фотоматериалы, согласно которым до переустройства указанное помещение имело отдельный вход через лоджию нежилого помещения №1 с устройством лестницы (без крыльца) на две ступеньки, ограждающие конструкции лоджии сохранены, выполнены из бетона. После переустройства к помещению пристроено крыльцо и лестница на 4 ступеньки, часть ограждающей конструкции заменена на металлическую конструкцию, пристроена конструкция (элетроподъемник) для обеспечения доступа в указанное помещение маломобильных групп населения.
Согласно сведениям кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером (...) размежеван для эксплуатации многоквартирного дома. Пристроенное крыльцо и конструкция электроподъемника частично находятся на указанном земельном участке. Со ссылкой на подпункт «е» пункта 1 Раздела I Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» ведущий специалист – государственный жилищный инспектор Республики Карелия Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (...) пришла к выводу, что устройство электроподъемника и крыльца к помещению повлекло уменьшение общего имущества МКД (земельного участка многоквартирного дома). При этом, в документах, предоставленных администрацией Петрозаводского городского округа, ООО «(...)», ГБУ СО «(...)» в адрес Комитета, отсутствуют сведения и подтверждающие наличие у собственника протокола общего собрания собственников помещений в МКД с принятием решения о согласовании уменьшения общего имущества собственников помещений в МКД в связи с устройством крыльца и электроподъемника указанного нежилого помещения.
По результатам проведенной проверки ведущим специалистом - государственным жилищным инспектором Республики Карелия Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (...) составлен акт документарной проверки от 21.02.2022 № (...) соответствии с выводами которого административным истцом проведена перепланировка и (или) переустройство нежилого помещения № 1 МКД с устройством крыльца и электроподъемника без согласования с собственниками помещений в МКД в соответствии с ч. 3 ст.46, ч. 2 ст. 40, п. 5 ч.5 ст.44 ЖК РФ.
21.02.2022 Учреждению выдано предписание № 090/1527, в соответствии с которым Учреждению надлежало устранить допущенные нарушения в течение 20 рабочих дней с момента получения предписания и согласовать перепланировку нежилого помещения № 1 в МКД с устройством крыльца и электроподъемника, повлекшую уменьшение общего имущества собственников помещений в МКД (земельного участка МКД, на котором расположены крыльцо и электроподъемник), в установленном порядке.
Не согласившись с актом документарной проверки от 21.02.2022 и выданным предписанием от 21.02.2022, ГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» обратилось в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку переоборудование нежилого помещения с устройством входной зоны с электрическим подъемником было произведено в целях обеспечения доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения за счет предоставленной государственной субсидии и без привлечения денежных средств собственников многоквартирного дома, принимая во внимание положения ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ, оспариваемые акт проверки и предписание от 21.02.2022 противоречат закону и нарушают права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В силу ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ст. 26 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 40 ЖК РФ в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.ч. 4-6 ст. 26 ЖК РФ решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (ч.1 ст.28 ЖК РФ).
Как следует из ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Вместе с тем, согласно ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст.15 ЖК РФ).
Федеральным законом от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с частью 1 статьи 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч.4 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ).
Изложенное свидетельствует о том, что независимо от реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подп. «в» п. 10 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 2 которых доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Сводом правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 №904/пр, определены разные требования к зданиям и сооружениям, которые были учтены при разработке проекта, они являются обязательными для исполнения (в том числе устройство подъемника, расширение входа и др.).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, положения действующего законодательства, в том числе положения ч.4.1 ст.36 ЖК РФ, ГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» имело право на переоборудование нежилого помещения без согласия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку работы по установке крыльца и электроподъемника осуществлялись с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме без привлечения денежных средств собственников многоквартирного дома, суд правомерно признал незаконными и отменил оспариваемые акт документарной проверки и предписание от 21.02.2022.
Кроме того, судом первой инстанции, со ссылкой на положения ч.ч. 4, 5 ст.19, ч.1 ст.91, п.11 ч.2 ст.91 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", сделан правильный вывод о грубом нарушении требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля в связи с отсутствием в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий информации о проверке на момент её проведения, установив, что такая информация стала отображаться в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий лишь в конце марта 2022 г.
Довод жалобы о не привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица собственника жилого помещения, по обращению которого была проведена проверка, не влечет отмену оспариваемого решения, поскольку решением суда по настоящему делу не
разрешался вопрос о его правах и обязанностях.
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам и документам, представленным в материалы дела. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.06.2022 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи