ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4393/2021 от 07.04.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Кировский районный суд г. Махачкалы № дела 2а-4393/21 судья А.Ч. Абдулгамидова

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 апреля 2022 года, по делу № 33а-2788/22, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Джарулаева А.-Н.К., судей Гончарова И.А., Магомедова М.А., при секретаре Магомедовой З.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Первого заместителя прокурора Республики Дагестан Ляпина Р.К. к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в течение месяца со дня вынесения представления прокуратуры Республики Дагестан от 23.07.2021 № 7\2-32-2021 конкретных мер по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих и о возложении обязанности устранить нарушения закона путем предоставления Десятому отдельному авиационному отряду ФСБ России затребованных запросом от 01.04.2021 №145\10\МТО-1047 сведений из ЕГРН,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД» по доверенности ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 7 декабря 2021 года, которым постановлено:

Административный иск Первого заместителя прокурора РД Ляпина Р.К. - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД», выразившееся в непринятии в течение месяца со дня вынесения представления прокуратуры Республики Дагестан от 23.07.2021г №7\2-32-2021 конкретных мер по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД» устранить допущенные нарушения закона, путем предоставления Десятому отдельному авиационному отряду ФСБ России затребованных запросов от 01.04.2021г №145\10\МТО-1047 сведений из ЕГРН.

Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., судебная коллегия

установила:

первый заместитель прокурора РД ФИО5 обратился в суд с приведенным выше административным иском. Требования мотивированы тем, что прокуратурой республики проведена поверка по обращению Десятого отдельного авиационного отряда ФСБ России (далее 10 ОАО ФСБ России) о не предоставлении филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по РД» сведений из Единого государственного реестра недвижимости. По результатам рассмотрения запросов 10 ОАО ФСБ России, направленных <дата> в рамках исполнения функций по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, ответчиком письмом от <дата> отказано в предоставлении сведений из ЕГРН со ссылкой на отсутствие права на получение таких сведений на безвозмездной основе.

Право на получение органами Федеральной службы безопасности сведений из ЕГРН на безвозмездной основе указано в статье 2 Федерального закона от <дата> № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», пункте 4 части 13 статьи 62, пп. 2 части 1 статьи 63 Федерального закона от <дата> №218-ФЗ «О государственной безопасности регистрации недвижимости».

К тому же, согласно части 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, пункта 1 статьи 15 Федерального закона от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пунктов 3,3.1 Правил организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от <дата>, пункта «м» статьи 13 Федерального закона от <дата> № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», десятый отдельный авиационный отряд ФСБ России, входящий в систему органов ФСБ России, в пределах своих полномочий обеспечивает условиями для предоставления военнослужащим жилых помещений, при этом в рамках возложенных полномочий осуществляет функции по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях и обязан запрашивать у государственных органов, предприятий, учреждений документы (сведения), необходимые для принятия военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и такие сведения должны предоставляться на безвозмездной основе.

В целях устранения нарушений законодательства о государственной регистрации недвижимости прокуратурой республики <дата> за директору филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД» (далее филиал «ФКП Росреестра по РД») было внесено представление на основании части 1 статьи 1, части 1 статьи 24 Федерального закона от <дата> «О прокуратуре РФ».

Однако, письмом от <дата>-АА/21 ответчиком со ссылкой на статьи 62 и 63 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сообщено об отсутствии у 10 ОАО ФСБ России права на получение на безвозмездной основе сведений, содержащихся в ЕГРН.

Указанный отказ ответчика в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) у военнослужащего жилых помещений на праве собственности является незаконным и препятствует органу федеральной службы безопасности в выполнении возложенной на него законом обязанности по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение:

Не согласившись с судебным решением, полагая его незаконным, представитель административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по РД» по доверенности ФИО6 подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта, приводя доводы о его незаконности, ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представителем заинтересованного лица 10 ОАО ФСБ России по доверенности ФИО10 указывается о законности судебного акта.

В суде апелляционной инстанции прокурор ФИО7 и представитель заинтересованного лица 10 ОАО ФСБ России по доверенности ФИО10 возражали относительно доводов апелляционной жалобы, указывая о законности судебного акта.

Административное дело рассмотрено судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РД в отсутствие административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по РД», извещенного о месте и времени судебного заседания апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё в совокупности с доказательствами по делу, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от <дата> «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Согласно ч.1 ст.24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно п.4 ч.13 ст.62 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только: 4) руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг.

На основании п.2 ч.1 ст.63 Федерального закона от <дата> №218-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений: 2) федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, федеральных государственных органов, Банка России, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Согласно ст.2 Федерального закона от <дата> №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», к органам федеральной службы безопасности относятся: в том числе авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации, военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

Согласно п. «м» ст.13 Федерального закона от <дата> №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», органы федеральной службы безопасности имеют право: м) получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности;

Согласно материалам дела, в связи с неисполнением запроса о предоставлении информации заместителя командира 10 ОАО ФСБ России ФИО8 от <дата>, поданного директору филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по РД» о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в целях выполнения обязанности по жилищному обеспечению военнослужащих, Врио руководителя 10 ОАО ФСБ России ФИО9 обратился к прокурору РД о проведении проверки по факту неправомерного отказа в предоставлении филиалом на безвозмездной основе информации (сведений) о наличии прав на недвижимое имущество у военнослужащих.

По результатам проведенной проверки прокуратурой республики в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по РД» первым заместителем прокурора республики ФИО5 внесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной регистрации недвижимости.

Проверкой было установлено, что по результатам запросов 10 ОАО ФСБ России, направленных <дата> в рамках исполнения функций по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по РД» письмом от <дата> было неправомерно отказано в предоставлении запрашиваемых сведений, со ссылкой на отсутствие права на получение таких сведений.

Из представления следует, что отказ филиала в предоставлении сведений о наличии (отсутствии) у военнослужащего жилых помещений на праве собственности препятствует органу федеральной службы безопасности в выполнении возложенной на него обязанности по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями.

В представлении указывается о его безотлагательном рассмотрении, в течение месяца со дня его внесения принять конкретные меры по устранению нарушений закона, их причин и условий им способствующих и о результатах принятых мер сообщить в прокуратуру республики в письменной форме в установленной законом срок.

Согласно письму директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по РД» от <дата> за исх.-АА\21, со ссылкой на п.4 ч.13 ст.62, п.2 ч.1 ст.63 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», писем Росреестра от <дата>-МС\18, от <дата>, писем ФГБУ «ФКП Росреестра» от <дата>-МС, от <дата>-МС, считает отказ в предоставлении сведений содержащихся в ЕГРН 10 ОАО ФСБ России на безвозмездной основе обоснован нормами законодательства, ввиду чего противоречия в применении норм права и возникший спор предлагают урегулировать в судебном порядке.

Из материалов дела и общедоступных данных следует, что 10 ОАО ФСБ России является Федеральным государственным казённым учреждением, основным видом деятельности является обеспечение общественного порядка и безопасности, входит в систему органов ФСБ, исходя из самого названия подразделения находится в непосредственном и прямом подчинении ФСБ России.

Согласно п. 1 и п. 5 Положения о ФСБ России, утвержденного Указом Президента РФ N 960 от <дата>, ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в состав которой включены территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы безопасности.

На основании ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от <дата> N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

В силу ст. 15 ФЗ от <дата> № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, жилые помещения предоставляются военнослужащим, если они признаны нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.

Согласно п. 3.1 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от <дата> N 590, жилищные комиссии самостоятельно запрашивают документы, указанные в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, такие как справки о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности, (их копии или содержащиеся в них сведения), если такие документы не были представлены военнослужащими и членами их семей по собственной инициативе.

Из содержания п.4 ч.13 ст.62, п.2 ч.1 ст.63 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и норм Федерального закона от <дата> N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 960 от <дата>, 10 ОАО ФСБ России является авиационным подразделением (другим органом безопасности) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, следовательно государственным органом, которому филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по РД» обязан был на безвозмездной основе предоставить запрашиваемые сведения, необходимые для принятия военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Ввиду того, что предписание прокуратуры в части принятия конкретных мер по предоставлению запрашиваемых сведений 10 ОАО ФСБ России, филиалом не исполнено и не представлено, что не оспаривается ответчиком, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что имеет место незаконное бездействие филиала.

Согласно п.1 ст.24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Доводы ответчика о несогласии с представлением прокуратуры основаны на неправильном толковании норм закона, не опровергают доводов иска.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ административного ответчика не соответствует положениям действующего законодательства, соответственно является незаконным, а требования истца в этой части подлежат удовлетворению.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что суд по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований судебная коллегия считает правильными, основанными на соответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и правильном применении норм материального и процессуального права. Доказательств, на основании которых суд пришел бы к иному выводу, стороной апеллянта не представлено и материалы гражданского дела не содержат.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 7 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД» по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в шестимесячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Кировский районный суд г. Махачкалы.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 8 апреля 2022 года