ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-439/2022 от 29.04.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Галяутдинова Д.И. УИД 16RS0050-01-2021-015539-79

дело в суде первой инстанции № 2а-439/2022

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-6939/2022

учет № 192а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Галимова Л.Т.,

судей Гафарова Р.Ф., Нуриахметова И.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фазулзяновой Ф.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галимова Л.Т. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 01.02.2022, которым постановлено:

«административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, уроженца города <адрес>, ИНН ...., зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход соответствующего бюджета в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Татарстан налоговую задолженность в общем размере 18 180 рублей 97 копеек, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за 2020 год в размере 14 392 рублей 26 копеек и пени на указанную недоимку за период с 01.01.2021 по 20.01.2021 в размере 40 рублей 78 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за 2020 год в размере 3 737 рублей 34 копеек и пени на указанную недоимку за период с 01.01.2021 по 20.01.2021 в размере 10 рублей 59 копеек.

Взыскать с ФИО1 в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 727 рублей 24 копеек».

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС № 4) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по уплате страховых взносов, пени.

В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является плательщиком страховых взносов. За ФИО1 числится задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 3 737 рублей 34 копеек за 2019 год; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 14 392 рублей 26 копеек за 2019 год.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 10 рублей 59 копеек за период с 01.01.2021 по 20.01.2021; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда России, на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 40 рублей 78 копеек за период с 01.01.2021 по 20.01.2021.

ФИО1 направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, однако в установленный в требованиях срок сумма задолженности не уплачена. 04.05.2021 мировым судьей судебного участка № 6 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени. В связи с поступившим заявлением ФИО1 определением мирового судьи от 21.05.2021 судебный приказ отменен.

Административный истец просит взыскать с ФИО1 задолженность в общей сумме – 18 180 рублей 97 копеек, из них: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 3 737 рублей 34 копеек за 2019 год; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 14 392 рублей 26 копеек за 2019 год; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 10 рублей 59 копеек за период с 01.01.2021 по 20.01.2021; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 40 рублей 78 копеек за период с 01.01.2021 по 20.01.2021.

В ходе судебного разбирательства 24.12.2021 представителем административного истца требования административного иска уточнены, просит взыскать с ФИО1 задолженность в общей сумме – 18 180 рублей 97 копеек, из них: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 3 737 рублей 34 копеек за 2020 год; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 14 392 рублей 26 копеек за 2020 год; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 10 рублей 59 копеек за период с 01.01.2021 по 20.01.2021; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 40 рублей 78 копеек за период с 01.01.2021 по 20.01.2021.

ФИО1 требования административного искового заявления с учетом уточнений не признал, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены.

Суд принял решение об удовлетворении административного искового заявления в вышеприведенной формулировке.

С решением суда не согласился ФИО1, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. Полагает, что решение необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении административного дела; задолженности по страховым взносам отсутствует; считает, что налоговым органом пропущен срок обращения с настоящим административным иском; требование об уплате страховых взносов оформлено с нарушением требований законодательства о налогах и сборах; суд самостоятельно изменил предмет и основание административного иска; в материалах дела отсутствует документ, подтверждающий полномочия представителя, подписавшего административное исковое заявление.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, извещены.

Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, а также пункту 1 статьи 3, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» предусматривала, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование, в том числе вопросы взыскания недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, переданы налоговым органам в связи с упразднением этих функций у Пенсионного фонда Российской Федерации с указанной даты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены статьями 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является плательщиком страховых взносов.

В период с 22.01.2010 по 21.07.2020 ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; с 06.03.2013 зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего.

В связи с наличием статуса арбитражного управляющего ФИО1 в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового Кодекса Российской Федерации начислены страховые взносы за 2020 год, а именно: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 3 737 рублей 34 копеек за 2020 год; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 14 392 рублей 26 копеек за 2020 год; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 10 рублей 59 копеек за период с 01.01.2021 по 20.01.2021; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 40 рублей 78 копеек за период с 01.01.2021 по 20.01.2021.

ФИО1 по состоянию на 21.01.2021 выставлено требование № 1663 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в срок до 25.02.2021, которое оставлено административным ответчиком без исполнения.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 6 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 04.05.2021 с ФИО1 взыскана сумма задолженности по страховым взносам.

В связи с поступившими возражениями определением мирового судьи судебного участка № 6 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 21.05.2021 судебный приказ отменен.

Принимая решение об удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу о доказанности факта неисполнения административным ответчиком, наделенным в спорный период времени статусом арбитражного управляющего, возложенной на него законом обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени по страховым взносам и о наличии у административного истца права на взыскание образовавшейся у административного ответчика задолженности по уплате страховых взносов на обязательное страхование и пени по ним за указанный в административном иске период, установив также, что предусмотренный законом порядок взыскания с административного ответчика страховых взносов налоговым органом соблюден.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Право на обращение истца о взыскании соответствующих платежей следует из положений статьи 57 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства) подлежат внесению членом саморегулируемой организации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц с указанием наименования (фамилии, имени и, если имеется, отчества) члена саморегулируемой организации, его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета и, если имеется, идентификационный номер налогоплательщика для физических лиц), контактного адреса для связи с членом саморегулируемой организации, наименования саморегулируемой организации, ее идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер), видов деятельности, которые могут осуществляться в связи с членством в такой саморегулируемой организации.

Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками (в редакции с 01.01.2018) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В силу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Решение суда отвечает указанным положениям закона. Как следует из материалов дела, установленная законом процедура принудительного взыскания страховых взносов и пеней административным истцом соблюдена.

Доказательства исполнения обязанности по уплате законно установленных страховых взносов и пеней в материалах дела отсутствуют.

Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие у административного ответчика задолженности по уплате страховых взносов судебная коллегия признает необоснованными.

Из представленной налоговым органом справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организации и индивидуальных предпринимателей № 2020-101293 по состоянию на 07.07.2020 у ФИО1 числится переплата по страховым взносам в размере 34 606 рублей 47 копеек.

28.07.2020 по заявлению ФИО1 налоговым органом произведен возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 15 530 рублей 47 копеек, в связи с чем по состоянию на 01.08.2020 сумма переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 19 076 рублей (34 606 рублей 47 копеек – 15 530 рублей 47 копеек).

05.08.2020 налоговым органом ФИО1 исчислена задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в общем размере 19 555 рублей 74 копейки (18 055 рублей 74 копейки страховой взнос за деятельность в качестве индивидуального предпринимателя + 1 500 рублей (1% процент суммы дохода, превышающего 300 000 рублей плательщика – индивидуального предпринимателя за расчетный период), которая зачлась в счёт имеющейся переплаты - 19 076 рублей; на 01.11.2020 задолженность составила 479 рублей 74 копейки (19 555 рублей 74 копейки - 19 076 рублей).

При таких обстоятельствах остаток по сумме неуплаченного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование за 2020 год, исчисленный налоговым органом в отношении ФИО1 за период деятельности в качестве арбитражного управляющего (10 дней с 22.07.2020 по 31.07.2020, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь), составляет 14 392 рублей 26 копеек (32 448 рублей – 18 055 рублей 74 копейки).

В связи с неуплатой страховых взносов у ФИО1 образовалась задолженность, на которую начислены пени: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 10 рублей 59 копеек за период с 01.01.2021 по 20.01.2021; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 40 рублей 78 копеек за период с 01.01.2021 по 20.01.2021.

Выводы суда в указанной части являются правильными. Расчет размера взыскиваемых сумм произведен в соответствии с требованиями закона, неисполненной налоговой обязанности по оплате налога и пени. Контррасчет взыскиваемых сумм, иные доказательства в обоснование доводов административным ответчиком не представлены.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока исковой давности для обращения в суд являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предусмотренный законом срок на обращение в суд с данными требованиями административным истцом не пропущен.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

При этом согласно пункту 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела видно, что в требовании от 21.01.2021 № 1663 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ФИО1 установлен срок его исполнения до 25.02.2021.

Поскольку в установленный в требовании срок задолженность не была уплачена, МРИ ФНС № 4 29.04.2021 обратилась к мировому судье судебного участка № 6 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности.

04.05.2021 вынесен судебный приказ, который отменен определением мирового судьи от 21.05.2021 в связи с поступившим возражением от административного ответчика.

МРИ ФНС № 4 обратилась в суд с настоящим иском 19.11.2021, то есть с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока обращения в суд.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Вопреки доводу апелляционной жалобы, требование № 1663 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 21.01.2021 содержит все сведения, предусмотренные пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих выводы суда в указанной части, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в апелляционной жалобе, не представлено.

Судебная коллегия также учитывает, что расчет суммы страховых взносов и пени, в котором содержатся сведения о сумме задолженности, на который начислена пеня, а также сведения о периоде исчисления пени, количества дней просрочки уплаты налога, его обоснованность и соблюдение порядка взыскания проверялся судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Доводы апелляционной жалобы о неполучении административным ответчиком требования об уплате страховых взносов и пени по ним опровергаются материалами дела.

Из представленного в материалы дела скриншота с личного кабинета налогоплательщика ФИО1 (л.д. 13) усматривается, что требование получено последним 25.01.2021; вместе с тем с заявлением о признании налогового требования № 1663 по состоянию на 21.01.2021 незаконным не обращался; доказательств несоответствия налогового требования его фактической обязанности по уплате страховых взносов за налоговый период 2020 года, или что налоговое требование по своему содержанию имеет существенные нарушения не представил.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при уточнении административным истцом требований административного искового заявления 24.12.2021 произошло одновременное изменение предмета и основания иска, судебная коллегия признает несостоятельными.

В рассматриваемой ситуации представитель административного истца изменил только основание административного иска, указав, что налоговая задолженность по страховым взносам подлежит взысканию с административного ответчика за 2020 год в связи с осуществлением им деятельности в качестве арбитражного управляющего за период после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Уточнение представителем административного истца периода налоговой задолженности по страховым взносам с указанием 2020 год вместо ранее ошибочно указанного 2019 год, а также категории налогоплательщика, с которого взыскивается налоговая задолженность, не считается изменением предмета административного иска.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что неправильное указание в административном исковом заявлении периода налоговой задолженности, за который взыскивается налоговая задолженность (сумма страховых взносов), – 2019 год вместо правильного – 2020 года, а также ошибочное указание категории налогоплательщика, а именно как индивидуального предпринимателя вместо правильного - арбитражный управляющий связано с явными техническими ошибками, допущенными представителем административного истца при изложении текста административного искового заявления, о чем свидетельствуют приложенные к административному исковому заявлению документы, в том числе налоговое требование № 1663 по состоянию на 21.01.2021, из которого следует, что оно сформировано в отношении налоговой задолженности по сроку уплаты за 2020 год и в отношении налогоплательщика ФИО1 (как физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), к числу которых относится арбитражный управляющий, то есть административный ответчик.

Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствует документ, подтверждающий полномочия представителя, подписавшего административный иск, судебная коллегия также признает несостоятельным.

Согласно части 5 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.

В соответствии с частью 8 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Положениями части 1 статьи 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление.

При этом частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются, среди прочего, доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления.

Пунктом 9 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее – Закон № 943-1) налоговым органам предоставляется право взыскивать недоимки и пени, а также штрафы в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, предъявлять иски в суде.

При этом согласно статье 8 Закона № 943-1 права налоговых органов, предусмотренные пунктом 9 статьи 7 Закона, предоставляются руководителям налоговых органов и их заместителям.

Должность заместителя начальника инспекции относится к категории руководителей и согласно должностному регламенту заместитель начальника инспекции наделен правом представлять интересы Инспекции в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Настоящее административное исковое заявление от имени МРИ ФНС № 4 подписано временно исполняющей обязанности начальника МРИ ФНС № 4, а именно заместителем начальника МРИ ФНС № 4 ФИО2 27.10.2021; при этом к административному иску приложены приказы (распоряжения) руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан ФИО3, в том числе от 15.09.2021 № 2.2-08/423@ от 15.09.2021 и от 15.09.2021 № 2.2-08/424@ о предоставлении начальнику МРИ ФНС № 4 ФИО4 отпуска в периоды с 18.10.2021 по 31.10.2021 и с 01.11.2021 по 03.11.2021 с возложением временного исполнения обязанностей начальника МРИ ФНС № 4 на заместителя начальника МРИ ФНС № 4 ФИО2

Таким образом, на момент подписания административного иска и направления в суд у ФИО2, как временно исполняющей обязанности начальника МРИ ФНС № 4, имелись полномочия на его подписание и подачу в суд от имени налогового органа. Полномочия подтверждены соответствующими приказами, ФИО2, была вправе совершать от имени налогового органа все процессуальные действия, в том числе подавать (направлять) административные исковые заявления в суд.

Следовательно, административным истцом подано административное исковое заявление, подписанное лицом, относящимся к категории руководителей, в круг обязанностей которого включены соответствующие полномочия на подписание и предъявление в суд административного искового заявления о взыскании налоговой задолженности.

Иные доводы апелляционной жалобы по своей сути направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности, в силу чего не могут являться основанием для отмены решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, постановил законное и обоснованное решение.

Суд первой инстанции принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 01.02.2022 по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционной определение составлено 06.05.2022.

Определение13.05.2022