ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4441/2023 от 01.11.2023 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2а-4441/2023 Председательствующий судья – Куприн В.С.

УИД 32RS0027-01-2023-002844-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 33а-3278/2023

г. Брянск 01 ноября 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего

Маклашова В.И.,

судей при секретаре

Кулешовой Е.В., Горбарчука С.А., Тихоновой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Департамента региональной безопасности Брянской области в лице директора Минченко А.В. на решение Советского районного суда города Брянска от 28 июля 2023 года по административному исковому заявлению департамента региональной безопасности Брянской области к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций России по Брянской области о признании предписания незаконным и его отмене.

Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.В., объяснения представителя административного истца Департамента региональной безопасности Брянской области по доверенности Турковой О.В., возражения представителя ГУ МЧС России по Брянской области по доверенности Аркатова А.И., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Директор департамента региональной безопасности Брянской области Минченко А.В. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что должностными лицами Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Брянской области в период с 17.04.2023 по 12.05.2023 проведена внеплановая выездная проверка в рамках государственного надзора за реализацией органами испольной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении департамента региональной безопасности Брянской области, по результатам которой составлен акт проверки от 12.05.2023 №7 и предписание об устранении выявленных нарушений реализации полномочий от 12.05.2023 №7.

Административный истец не согласен с выявленными нарушениями, и со сроком устранения выявленного нарушения 01.10.2023, который является заведомо неисполнимым. Указывает, что оспариваемое предписание нарушает права истца, незаконно возлагает на него обязанности, не входящие в его полномочия.

Решением Советского районного суда города Брянска от 28 июля 2023 года в удовлетворении административного иска Департамента региональной безопасности Брянской области отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Департамента региональной безопасности Брянской области в лице директора Минченко А.В. просит решение суда отменить, считает его основанным на неправильно оцененных обстоятельствах, имеющих значение для дела, постановленным с нарушением норм материального права. Ссылаясь на обстоятельства изложенные в административном исковом заявлении указывает, что оспариваемое предписание нарушает права истца, незаконно возлагает на него обязанности, не входящие в его полномочия.

В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо в лице начальника ГКУ БО «Брянскспецремонт» Митрошина А.В. поддерживает апелляционную жалобу и просит рассмотреть её в отсутствие представителя Учреждения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.

В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, с учетом, что информация о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Брянского областного суда в сети Интернет.

Исследовав материалы административного дела, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными ст.ст.150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2022 №1086 утверждены Правила государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Правил, предметом государственного надзора является реализация исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Статьей 20 указанного Федерального закона закреплено, что руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях по основным профессиональным образовательным программам.

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1485 утверждены Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 2 Положений, подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Постановлением Правительства Брянской области от 18.07.2016 №382-п утверждены Положения о Брянской областной территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 2 Положений закреплено, что Брянская областная территориальная подсистема объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Брянской области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с пунктом 6 Положений, координационными органами Брянской областной территориальной подсистемы на региональном уровне (в пределах территории области) является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Брянской области.

В состав комиссии включаются должностные лица структурных подразделений исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, организаций, а также лица, на которых возложены функции по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пункт 7 Положений).

Кроме того, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Согласно статье 25 указанного Федерального закона, резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.

В соответствии с пунктом 20 Положений о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794, для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Указом Губернатора Брянской области от 14.10.2016 №299, с 01.12.216 создан исполнительный орган государственной власти Брянской области – департамент региональной безопасности Брянской области (пункт 1), и утверждены Положения о департаменте региональной безопасности Брянской области.

В соответствии с пунктом 1.1 Положений о департаменте региональной безопасности Брянской области, департамент региональной безопасности Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области, реализующим государственную политику в Брянской области в области защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, гражданской защиты и пожарной безопасности.

Согласно пункту 2.1 Положений о департаменте региональной безопасности Брянской области, основными задачами департамента является обеспечение реализации полномочий Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, противодействия терроризму и экстремизму.

Пунктом 2 Постановление Правительства Брянской области от 11.04.2022 №133-п «Об организации подготовки населения Брянской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что департамент региональной безопасности Брянской области организовывает надлежащий контроль за выполнением учебных программ повышения квалификации соответствующих категорий должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования и повышения квалификации «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Брянской области» на основании примерной дополнительной профессиональной программы в области гражданской обороны и примерной программы курсового обучения руководителей и работников гражданской обороны, органов управления и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Также, постановлением Правительства Брянской области от 18.05.2020 №210-п утвержден Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Брянской области, а также номенклатура и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Брянской области.

Согласно пункту 2.3 Порядка, резерв создается в соответствии с номенклатурой и объемом, утвержденными Правительством Брянской области, установленными исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 2.6 Порядка закреплено, что общее руководство по созданию, хранению, использованию и восполнению резерва возлагается на департамент региональной безопасности Брянской области.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, В судебном заседании установлено, что в целях реализация исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, должностными лицами Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Брянской области в отношении департамента региональной безопасности Брянской области в период с 17.04.2023 по 12.05.2023 проведена внеплановая выездная проверка.

Законность проведения внеплановой выездной проверки административным истцом не оспаривается.

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Брянской области 12.05.2023 департаменту региональной безопасности Брянской области выдано предписание №7 об устранении выявленных нарушений реализации полномочий, согласно которому департаменту региональной безопасности Брянской области указано на необходимость в срок до 01.10.2023 устранить два выявленных нарушения реализации полномочий в области гражданской обороны, а именно обучить в полном объеме должностных лиц (руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти) входящих в состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Брянской области, а также создать в полном объеме резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с номенклатурой.

25.05.2023 директор департамента региональной безопасности Брянской области Минченко А.В. обращался с жалобой на предписание от 12.05.2023 №7 в Главное управление МЧС России по Брянской области.

Решением заместителя начальника Гласного управления МЧС России по Брянской области от 13.06.2023 №ИП-132-721 в удовлетворении жалобы отказано.

Руководствуясь, в том числе, ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218, ч. 9 ст. 226, чч. 1, 5, 8 ст. 219, ч. 11 ст. 226, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отметив отсутствие доказательств несоблюдения административным ответчиком норм действующего законодательства, которые повлекли бы нарушение его прав и законных интересов, давая оценку оспариваемому предписанию, суд учел, что оно выдано уполномоченным должностным лицом, адресовано лицу, которым допущены нарушения, в нем перечисляются конкретные нарушения, которые должны быть устранены, и точный срок для исправления недостатков. При этом вменяются в обязанность те действия, возможность совершения которых предусмотрена Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1485, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794, положением о департаменте региональной безопасности, утвержденных Указом Губернатора Брянской области от 14.10.2016 №299, Постановлением Правительства Брянской области от 18.05.2020 №210-п, пришел к выводу, что оспариваемое предписание основано на действующих правовых нормах и фактических обстоятельствах, а потому административный иск удовлетворению не подлежит в полном объеме.

При этом, со ссылкой на подп. «б» пункта 2 Правил государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2022 №1086, подп. «б» п. 1 ст.11, ст.ст. 20, 4,, подп. «ж» п. 1 ст. 11, ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1485, пп. 2, 6 Положения о Брянской областной территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства Брянской области от 18.07.2016 №382-п п. 20 Положений о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794, пп. 1.1, 2.1 Положений о департаменте региональной безопасности Брянской области, п. 2 Постановление Правительства Брянской области от 11.04.2022 №133-п «Об организации подготовки населения Брянской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», суд отклонил доводы административного истца о том, что департамент региональной безопасности Брянской области не уполномочен на организацию и контроль за выполнением учебных программ повышения квалификации соответствующих категорий должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований; он соответствует статье 227 КАС РФ, обстоятельствам дела, подтвержден совокупностью доказательств, правильно оцененных судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ, из которых установлено, что оспариваемые бездействия административного ответчика в целом соответствуют требованиям закона, прав заявителя не нарушают.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно распределил бремя доказывания между сторонами, дал надлежащую правовую оценку доказательствам и постановил законное и обоснованное решение; выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу; нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы апеллянта о том, что выявленные нарушения не относятся к компетенции Департамента региональной безопасности Брянской области, судебная коллегия находит несостоятельными.

Так, пунктом 2 Постановления Правительства Брянской области от 11.04.2022 №133-п «Об организации подготовки населения Брянской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что Департамент региональной безопасности Брянской области организовывает надлежащий контроль за выполнением учебных программ повышения квалификации соответствующих категорий должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, также в силу пункта 2.6 Порядка создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Брянской области, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 18.05.2020 №210-п общее руководство по созданию, хранению, использованию и восполнению резерва возлагается на Департамент региональной безопасности Брянской области.

Другие доводы апелляционной жалобы, по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.

Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; нарушений статьи 84 КАС РФ при оценке собранных по делу доказательств не допущено.

По материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм права.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда города Брянска от 28 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Департамента региональной безопасности Брянской области в лице директора Минченко А.В.- без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Брянска в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий

В.И.Маклашов

Судьи

Е.В.Кулешова С.А.Горбарчук

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 ноября 2023г.