Судья Кустова Е.С. | № 33а-1573/2020 10RS0017-01-2020-000400-43 2а-445/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2020 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 08 апреля 2020 г. по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала об отмене итогов голосования по выборам депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва на избирательном участке № 131 и решения участковой избирательной комиссии о результатах выборов по избирательному округу № 7.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала (далее – ТИК г.Сортавала, ТИК) от 17 декабря 2019 г. на 01 марта 2020 г. назначены досрочные выборы депутатов Совета Сортавальского городского поселения (далее – Совет).
Административный истец, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия», решением ТИК г. Сортавала от 24 января 2020 г. № 148/409-3 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета по одномандатному избирательному округу № 7.
Помимо административного истца кандидатами в депутаты Совета по тому же округу зарегистрированы ФИО2 и Ламберт В.В., которая согласно решению ТИК г. Сортавала от 02 марта 2020 г. № 174/502-3 по итогам досрочных выборов признана избранной в Совет.
Административный истец полагает итоги выборов по указанному округу и приведенное выше решение ТИК г.Сортавала в соответствующей части незаконными в связи с допущенным в ходе выборов нарушением действующего законодательства, исказившим волеизъявление избирателей, выразившимся в том, что количество избирательных бюллетеней, переданных участковой избирательной комиссии № 131 (далее – УИК) по избирательному округу № 7 – 850, превышает число полученных УИК бюллетеней согласно данным итогового протокола – 926.
Ссылаясь на то, что вопрос об изготовлении дополнительной партии бюллетеней в установленном законом порядке на заседании ТИК г. Сортавала не рассматривался, акт приема-передачи бюллетеней от типографии ТИК вызывает сомнения, а в ходе подсчета голосов и оформления результатов голосования допущены грубые нарушения, административный истец просил признать незаконными итоги выборов по одномандатному округу № 7, решение ТИК о результатах выборов по указанному округу и решение УИК об итогах выборов, оформленное протоколом.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, ссылаясь на наличие двух различных актов приема-передачи дополнительной партии бюллетеней от ООО «Версо» в адрес ТИК от 18 февраля 2020 г., имеющих существенные отличия в части места их составления, наличия печати и расшифровки должности работника типографии. Решение ТИК от 11 февраля 2020 г. о комплекте бюллетеней для тренировки и тестирования фактически не принималось, поскольку в заседании комиссии не участвовала член комиссии с правом решающего голоса ФИО3, не извещенная о дне заседания. Представление решения комиссии лишь в судебное заседание ставит под сомнение его существование на указанную дату.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 поддержала доводы жалобы.
Представители ТИК г. Сортавала ФИО5 и ФИО6 и представитель Центральной избирательной комиссии Республики Карелия ФИО7 просили оставить решение суда без изменения.
Остальные участвующие в деле лица своих представителей в суд не направили, извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав заключение прокурора Сафарян А.С., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Предметом оспаривания по настоящему делу являются результаты выборов в депутаты Совета по одномандатному избирательному округу № 7, согласно которым избранной в Совет от данного округа признана Ламберт В.В., получившая 182 голоса, при том, что за кандидатов ФИО1 и ФИО2 отдано 86 и 31 голосов соответственно.
Подпунктом «д» п. 1.2 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что не поименованные в пп. «а» - «г» нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, могут являться основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушений, ставящих под сомнение действительное волеизъявление избирателей, УИК и ТИК не допущено.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.
Как следует из дела, ТИК г. Сортавала в порядке п. 4 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ принято решение от 07 февраля 2020 г. № 157/451-3 об утверждении формы, текста и числа избирательных бюллетеней для голосования на досрочных выборах депутатов Совета в общем количестве 13390 штук, в том числе для округа № 7 – 850.
На основании договора от 10 февраля 2020 г. ООО «Версо» по акту от 18 февраля 2020 г. передало ТИК бюллетени в указанном количестве в соответствии с п. 11 ст. 63 названного Закона.
В связи с принятием 23 января 2020 г. постановления Центральной избирательной комиссии Республики Карелия об использовании при голосовании на досрочных выборах депутатов Совета комплексов обработки избирательных бюллетеней (далее – КОИБ), в соответствии с требованиями разделов 3 – 4 Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06 июля 2011 г. № 19/204-6 (далее – Инструкция), обязывающей иметь комплект бюллетеней для тренировки и тестирования, решением ТИК от 11 февраля 2020 г. утвержден дополнительный комплект избирательных бюллетеней для тренировки на КОИБ в общем количестве 1124 шт., в том числе для округа № 7 – 70 шт.
Во исполнение данного решения 12 февраля 2020 г. между ТИК и ООО «Версо» заключен договор по изготовлению бюллетеней в обозначенном выше количестве, которые по акту от 18 февраля 2020 г. также были переданы ТИК.
Общее число переданных от ТИК в УИК в порядке п.п. 12 – 14 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ бюллетеней согласно акту от 25 февраля 2020 г. составило: 4 – досрочно проголосовавших в помещении ТИК и запечатанных в конверты, 926 – для голосования, в число которых входит комплект бюллетеней для тестирования и тренировки, всего – 930.
Факт использования дополнительно изготовленных бюллетеней для тестирования и тренировки за день и в день голосования подтверждается актом выдачи бюллетеней для проведения тестирования КОИБ и тренировки от 29 февраля и 01 марта 2020 г. (приложение № 5 к Инструкции), согласно которому их общее число в целом по УИК №131 составило 144; актом выдачи ключевого носителя информации для проведения тестирования КОИБ и тренировки от 29 февраля 2020 г.; распечаткой протокола тестирования сканеров от 29 февраля 2020 г.; протоколом результатов голосования по итогам использования сканеров в тренировочном режиме и актом об использовании бюллетеней для проведения тестирования КОИБ и тренировки от 01 марта 2020 г. в количестве 144 шт. (приложение № 8 к Инструкции).
В соответствии с п. 3 ст. 68 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в п. 3 ст. 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
В силу п. 3.3 Инструкции, использованные для проведения тестирования КОИБ в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования и тренировки в день, предшествующий дню голосования, бюллетени после окончания голосования в день голосования погашаются с соблюдением требований, установленных законом, после составления акта об использовании этих бюллетеней для проверки работоспособности КОИБ.
Соотнесение числа переданных УИК бюллетеней с протоколом УИК об итогах голосования от 02 марта 2020 г., согласно которому число бюллетеней, полученных УИК, составило 926, число запечатанных в конвертах после досрочного голосования в помещении ТИК – 4, число бюллетеней, выданных в помещении для голосования – 278, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – 7, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 24, позволяет прийти к выводу о том, что факт погашения бюллетеней в количестве 621, в число которых входят бюллетени, использованные для тестирования и тренировки КОИБ, исключал возможность их использования в целях искажения итогов голосования.
Использование 144 бюллетеней для тренировки и тестирования вместо необходимого количества 140, с учетом их последующего погашения к нарушению прав участников избирательного процесса не привело и результаты голосования под сомнение не ставит.
Во всяком случае, разница в отданных голосах за кандидата, признанного избранным в Совет, и за административного истца существенно превышает как число бюллетеней, предназначенных для тренировки и тестирования на КОИБ округа № 7, так и количество излишне использованных при тестировании бюллетеней.
Не установлено и фактов подачи жалоб участниками избирательного процесса, подтверждающих возможность использования дополнительного комплекта бюллетеней в целях искажения результатов волеизъявления избирателей.
В частности, непосредственно в УИК до подсчета голосов поступило 2 жалобы одного из членов избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО8, которые были рассмотрены в установленном законом порядке и по ним приняты решения, в том числе о признании одной жалобы обоснованной.
Обозначенные в жалобах нарушения не могли привести к искажению результатов выборов, что признается и представителем административного истца.
Обстоятельства, изложенные административным истцом в жалобе, поданной им 02 марта 2020 г. в ТИК, касающейся непредоставления наблюдателям возможности ознакомиться с количеством находящихся в КОИБ на момент открытия избирательного участка бюллетеней с пометкой «тест» и «тренировка» и неотражении в протоколе комиссии количества таких бюллетеней, подлежащих погашению, нарушением не являются, поскольку исходя из порядка тестирования и тренировки КОИБ, предусмотренного п.п. 3.2, 3.3 Инструкции, после проведения тестирования и тренировки в день, предшествующий дню голосования, использованные бюллетени из КОИБ изымаются, в связи с чем находиться в нем на момент открытия избирательного участка не могут.
Не подлежит отдельному отражению в проколе УИК и информация о числе погашенных бюллетеней с пометками «тест» и «тренировка», поскольку данные бюллетени учитываются в общем числе погашенных бюллетеней.
Вторая жалоба административного истца в ТИК от 02 марта 2020 г. касалась его несогласия с числом переданных в УИК бюллетеней, что, как уже указывалось выше, соответствовало действующему законодательству.
Не свидетельствует о наличии каких-либо существенных нарушений и заявление члена ТИК с правом совещательного голоса ФИО9 об отказе ТИК в ознакомлении ее со списком избирателей УИК № 131, поскольку данный список в соответствии с п. 23 ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ уже был помещен и опечатан в мешок, а оснований для его вскрытия и пересчета голосов вышестоящая комиссия не нашла в связи с отсутствием фактов, указывающих на какие-либо обстоятельства, влекущие пересчет, что подтверждается ответом Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 23 марта 2020 г.
Число изготовленных бюллетеней, включая комплект для тренировки и тестирования КОИБ, как того требует п. 2 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, не превышает 1,5 % числа зарегистрированных избирателей.
Различное оформление актов приемки-передачи бюллетеней от 18 февраля 2020 г. обусловлено тем, что акт, на котором отсутствует печать, является проектом. Фактически комплект бюллетеней для тестирования и тренировки на КОИБ был передан по акту приема-передачи, оформленному ООО «Версо» и ТИК 18 февраля 2020 г., с местом составления – г. Петрозаводск, что подтверждается самим обществом, договором от 12 февраля 2020 г. и решением ТИК от 09 февраля 2020 г. № 159/455-3 об установлении времени и места передачи бюллетеней – 18 февраля 2020 г. в г. Петрозаводске.
Нарушение ТИК двадцатидневного срока принятия решения об изготовлении бюллетеней для тренировки на КОИБ, установленного п. 4 ст. 63 названного Закона, само по себе на правильность результатов выборов не влияет, так как данный срок носит организационный характер.
Решение ТИК от 11 февраля 2020 г. об изготовлении дополнительного комплекта бюллетеней принято правомочным составом, неучастие в заседании комиссии В.Е.ВБ. на законность данного решения не влияет.
Ссылки административного истца на то, что решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 24 июня 2019 г., послужившее основанием для принятия Закона Республики Карелия от 02 декабря 2019 г. № 2411-ЗРК «О роспуске Совета Сортавальского городского поселения», во исполнение которого назначены настоящие досрочные выборы, отменено Третьим кассационным судом общей юрисдикции, не имеет правового значения, поскольку решение о назначении выборов, как образующее самостоятельный предмет судебного обжалования, никем в установленные законом сроки не оспорено, в связи с чем его законность не может быть проверена в рамках рассматриваемого дела.
По тем же мотивам, а также как противоречащее положениям п. 8 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, отклоняется и утверждение автора апелляционной жалобы о нарушении ТИК г. Сортавала сроков назначения выборов.
Несостоятельным является и довод подателя жалобы о неправомерном использовании УИК при тестировании и тренировке КОИБ бюллетеней неустановленной формы, поскольку наличие бюллетеней неустановленной формы, которые представляют собой стандартный бюллетень для голосования без проставленного оттиска печати комиссии, согласно приложению № 6 к Инструкции входят в комплект бюллетеней для тестирования КОИБ и тренировки в обязательном порядке.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным, а оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 08 апреля 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи