Судья Малахов С.Л. № 2а-445/2022
Докладчик Певина Е.А. № 33а-5652/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 26 июля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Певиной Е.А.,
судей Поротиковой Л.В., Толстик Н.В.
с участием прокурора Федосеева С.С.
при секретаре при секретаре Лымаренко О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе мэрии г. Новосибирска на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 02 марта 2022 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Корчагина Виталия Валерьевича, Общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «Столица ремонта», Гаражно-строительного кооператива «Ветеран» к мэрии г. Новосибирска о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения административного истца Корчагина В.В., представителя административного ответчика Ищенко А.А. заключение прокурора Федосеева С.С., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административные истцы Корчагин В.В., ООО ГК «Столица ремонта», ГСК «Ветеран» обратились в суд с административным иском о признании недействующим в части постановления мэрии города Новосибирска от 27.04.2020 № 1379 «О проекте межевания территории, предусматривающем размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина в Октябрьском и Центральном районах» на земельном участке с кадастровым номером № в части установления и прохождения красных линий по земельному участку с кадастровым номером №, образования земельного участка площадью 0,1285 га с условным номером ЗУ 3 на черте межевания территории путем раздела земельного участка с кадастровым номером №; возложении на мэрию г. Новосибирска обязанности в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав административных истцов путем изменения в проекте межевания координат точек красных линий таким образом, чтобы исключить прохождение красных линий по земельному участку с кадастровым номером №; исключения из проекта межевания сведения о вновь образуемом земельном участке с условным номером ЗУ 3 на чертеже межевания; исключения из проекта межевания сведений о земельном участке с кадастровым номером № как о предполагаемом к изъятию для государственных или муниципальных нужд для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры, в связи с нарушением оспариваемым постановлением прав и законных интересов административных истцов.
В обоснование иска указано, что на земельном участке с кадастровым номером № располагаются здания, принадлежащие на праве собственности ГСК «Ветеран», в том числе, нежилое здание литер Е 1992 года постройки, в котором расположены нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности ИП Корчагину В.В. и ГСК «Ветеран». Так, ИП Корчагину В.В. на праве собственности принадлежат помещения № общей площадью 144,4 кв.м., № общей площадью 49 кв.м., № общей площадью 99,5 кв.м., расположенные на первом этаже здания. ИП Корчагин В.В. использует указанные помещения для предпринимательской деятельности. В свою очередь, ГСК «Ветеран» владеет помещениями на первом и втором этажах здания литер Е общей площадью 586,6 кв.м. ООО ГК «Столица ремонта» является арендатором принадлежащих ГСК «Ветеран» помещений и использует их в предпринимательской деятельности.
26.08.2020 административным истцам стало известно о том, что постановлением мэрии г. Новосибирска № 1379 от 27.04.2020 утвержден проект межевания территории, предусматривающий размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина в Октябрьском и Центральном районах. При этом, указанный проект межевания территории предусматривает отмену красных линий, установленных в составе проекта планировки территории и установление новых красных линий. В результате установления проектом межевания новых красных линий трасса линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина смещается на земельный участок с кадастровым номером 54:35:071010:25, принадлежащий ГСК «Ветеран» на праве постоянного бессрочного пользования. Проект межевания предусматривает раздел земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ГСК «Ветеран» на праве постоянного бессрочного пользования с сохранением земельного участка с кадастровым номером № в измененных границах, изъятия у ГСК «Ветеран» части земельного участка площадью 0,1285 га и образованием за счет изымаемой части нового земельного участка соответствующей площади с условным номером ЗУ 3 на чертеже межевания территории.
Административные истцы считают, что отмена проектом межевания красных линий, предусмотренных проектом планировки территории и установление проектом межевания территории новых красных линий противоречат нормам статей 42, 43 Градостроительного кодекса РФ. Полагая, что оспариваемое постановление мэрии г. Новосибирска № 1379 от 27.04.2020, нарушает их права как правообладателей земельного участка и правообладателей (собственников и арендатора) находящегося на земельном участке здания в части наложения красных линий на вышеуказанные объекты недвижимости, административные истцы обратились в суд с данным иском, в котором просят признать указанное постановление недействующим в оспариваемой части.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 02.03.2022 административное исковое заявление удовлетворено частично. Судом постановлено: «Признать недействующим постановление мэрии города Новосибирска от 27.04.2020 № 1379 «О проекте межевания территории, предусматривающем размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина в Октябрьском и Центральном районах» на земельном участке с кадастровым номером № в части установления и прохождения красных линий по земельному участку с кадастровым номером №, образования земельного участка площадью 0,1285 Га с условным номером ЗУЗ на черте межевания территории путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований – отказать.
Возложить на мэрию г. Новосибирска обязанность по опубликованию данного судебного акта в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу, на официальном сайте г. Новосибирска novosibirsk.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ».
С указанным решением суда не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что выводы суда первой инстанции о том, что согласно проекту планировки территории размещение линейного объекта предусмотрено в границах существующих красных линий за пределами спорного участка не соответствуют обстоятельствам дела. Оспариваемым постановлением мэрии изменены только нижние границы красной линии, а не утверждены новые, ранее не утвержденные проектом планировки. Вопреки выводам суда первой инстанции, оспариваемым постановлением спорный земельный участок в новых границах не утверждался. Согласно проекту межевания образован земельный участок с условным номером ЗУ 3 путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением в измененных границах.
Также районным судом оставлено без внимания, что красные линии обозначают не только существующие территории общего пользования, но и планируемые. Согласно приложению № 6 к решению Совета депутатов г. Новосибирска от 24.03.2021 №105 «О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Новосибирска от 26.12.2007 №824 «О Генеральном плане г. Новосибирска», образованный проектом межевания спорный земельный участок с условным номером ЗУ 3 расположен на планируемой магистральной улице районного значения, а также отмечена автомобильная дорога местного значения по ул. Михаила Кулагина от ул. Ипподромской до ул. Красина. Поскольку задача органа муниципального образования при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а согласовании этих прав и интересов и в установлении между ними разумного и справедливого баланса, орган местного самоуправления вправе определять территорию общего пользования либо устанавливать красные линии через существующие объекты недвижимости для осуществления государственных и муниципальных нужд и последующего размещения объектов местного значения.
На основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, признав их извещение о времени и месте судебного заседания надлежащим.
Исследовав материалы административного дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями частей 8 и 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Частично удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 11, 12 статьи 1, статьями 42, 43 Градостроительного кодекса РФ пришел к выводу, что в рассматриваемом споре, при образовании земельного участка для размещения линейного объекта - автомобильной дороги по ул. Михаила Кулагина, отмена, изменение и установление красных линий проектом межевания территории осуществлено для застроенной территории, в границах которой планируется размещения линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги, при этом, оспариваемый проект межевания подготовлен не в соответствии с ранее утвержденным проектом планировки территории и противоречит вышеуказанному документу территориального зонирования. В рассматриваемом случае проектирование красных линий на земельном участке, находящемся в собственности административных истцов ГСК «Ветеран» и ФИО1, выполнено без учета существующей застройки, противоречит градостроительному законодательству РФ; установленная проектом межевания красная линия проходит по объектам недвижимости принадлежащим заявителям на праве собственности.
В свою очередь судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом первой инстанции на земельном участке с кадастровым номером № располагаются здания принадлежащие на праве собственности ГСК «Ветеран», в том числе нежилое здание литер Е 1992 года постройки, в котором расположены нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности ИП ФИО1 и ГСК «Ветеран». ООО ГК «Столица ремонта» является арендатором принадлежащих ГСК «Ветеран» помещений и использует их в осуществлении предпринимательской деятельности.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.04.2020 N 1379 "О проекте межевания территории, предусматривающем размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина в Октябрьском и Центральном районах" утвержден проект межевания территории, предусматривающий размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина в Октябрьском и Центральном районах, которым определена красная линия, проходящая в том числе по принадлежащему на праве собственности ГСК «Ветеран» и ФИО1 и на праве аренды ООО ГК «Столица ремонта» земельному участку с кадастровым номером № и нежилому зданию. Данный земельный участок включен в перечень земельных участков, предполагаемых к изъятию для государственных и муниципальных нужд, для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры.
Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, органам местного самоуправления городских округов, к числу которых относится и мэрия г. Новосибирска, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, осуществляемой, в том числе, в виде планировки территории путем утверждения подготовленных на основании генерального плана г. Новосибирска проектов планировки территории.
Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком не нарушена. Данное обстоятельство подтверждается представленными суду апелляционной инстанции письменными доказательствами (постановление мэрии г. Новосибирска от 28.01.2020 № 236 «О подготовке проекта межевания территории, предусматривающего размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения – автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина в Октябрьском и Центральном районах (опубликовано в установленном порядке в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска № 4 от 30.01.2020); постановление мэрии от 12.03.2020 № 818 «О проведении общественных обсуждений по проекту постановления мэрии города Новосибирска «О проекте межевания территории, предусматривающем размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения – автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина к Октябрьском и Центральном района» (опубликовано в установленном порядке в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска № 12 от 19.03.2020); заключение о результатах общественных обсуждений по проекту постановления мэрии города Новосибирска «О проекте межевания территории, предусматривающем размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения – автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина в Октябрьском и Центральном районах» от 17.04.2020 (опубликовано в установленном порядке в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска № 21 от 23.04.2020).
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, нормативная регламентация градостроительной деятельности носит комплексный характер, при этом проект планировки территории и проект межевания территории должны соответствовать действующим документам территориального планирования, а также нормативам градостроительного проектирования.
При этом анализ положений статей 41 - 43 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о том, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий. Такое толкование соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О.
Согласно положениям пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; 2) положение о характеристиках планируемого развития территории …; 3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат: … 4) схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 29.12.2017 № 5846 утвержден проект планировки территории, ограниченной улицами Ипподромской, Фрунзе, Доватора, ФИО2, ФИО3, Восход, створом Октябрьского моста, береговой линией реки Обь, в Дзержинском, Октябрьском и Центральном районах.
Приложением № 3 к проекту планировки территории утверждено Положение о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории ….
Так, согласно разделу «Развитие системы транспортного обслуживания» планируется новая магистральная улица районного значения вместо ранее предлагавшейся улицы местного значения на границе между новой застройкой в долине реки Каменки («Каменский» жилмассив) и спецзоной, по ул. Михаила Кулагина, от ул. Красина – Панфиловцев до ул. Ипподромская, с выходом к средней части автомобильной эстакады по последней с возможным продолжением на ул. Орджоникидзе для дополнительной связи с центром города.
При условии будущего выноса спецзоны из центральной части планировочной территории и застройки ее жилыми домами здесь предлагается еще две магистральных улицы районного значения: на продолжении ул. Покатной – ул. Маковского до ул. Михаила Кулагина со сносом части нежилой застройки и по существующей жилой ул. Гаранина от ул. Никитина до ул. Михаила Кулагина для лучшего обслуживания общественным транспортом и увеличения плотности магистралей до рекомендованных нормами показателей для центров городов (4 км/кв. км) в связи с ростом автомобилизации и интенсивности движения.
Решение Совета депутатов города Новосибирска № 105 от 24.03.2021 внесены изменения в решение Совета депутатов города Новосибирска от 6.12.2007 № 824 «О Генеральном плане города Новосибирска» Генеральный план города Новосибирска утвержден в составе карты планируемого размещения объектов местного значения города Новосибирска области автомобильных дорог местного значения и в иных областях связи с решением вопросов местного значения городского округа (в части развития дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах).
Подпунктами 12,13 таблицы 3 «Объекты местного значения города Новосибирска в области автомобильных дорог местного значения …» предусмотрено строительство в срок до 2030 года автомобильной дороги по ул. Михаила Кулагина от ул. Ипподромской до ул. Красина, а также автомобильной дороги в продолжение ул. Красина от ул. Михаила Кулагина до ул. ФИО2.
Таким образом, документом территориального планирования муниципального образования город Новосибирск предусмотрено строительство автомобильной дороги по ул. Михаила Кулагина в городе Новосибирске.
Подпунктом 5 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Также, положениями указанной нормы права предусмотрено, что проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; ….
На чертежах межевания территории отображаются: … красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; … границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; ….
Оспариваемым постановлением мэрии города Новосибирска от 27.04.2020 № 1379 утвержден проект межевания территории, предусматривающий размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения – автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина в Октябрьском и Центральном.
Приложением № 1 к данному постановлению предусмотрено образование земельного участка ЗУ3 с видом разрешенного использования земельного участка в соответствии с проектом планировки территории – земельные участки (территории) общего пользования (12.0) – объекты улично-дорожной сети, автомобильные дороги, пешеходные тротуары, элементы обустройства автомобильных дорог, площадью 0,1285 га, по адресу: <...> з/у 35в; возможный способ образования земельного участка – раздел земельного участка с кадастровым номером № с сохранением в измененных границах.
Приложением № 3 к данному постановлению земельный участок с кадастровым номером №, площадью 41 522 кв. м, на котором расположены капитальные гаражи, включен в перечень земельных участков предполагаемых к изъятию для государственных и муниципальных нужд, для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры.
Таким образом, указанное постановление мэрии г. Новосибирска по своему содержанию отвечает требованиям статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, соответствует документу территориального планирования муниципального образования (Генеральный план города Новосибирска) и документу по планировки территории (проекту планировки территории).
При этом, действительно, оспариваемым постановлением мэрии г. Новосибирска изменена нижняя граница красной линии, проходящая по ул. Михаила Кулагина, в результате чего, часть земельного участка с кадастровым номером № и расположенный на данном земельном участке объект капитального строительства частично расположены в границах территории общего пользования.
Однако, данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.
В статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержатся положения о том, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 41 данного кодекса предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
По смыслу приведенных выше положений градостроительного законодательства для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов. При этом планирование территории не предполагает только лишь фиксацию порядка ее фактического использования: оно направлено на ее развитие (изменение) в будущем. В этой связи разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 г. N 242-О).
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 года N 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
В настоящем деле в ходе реализации приоритетной публичной цели устойчивого развития территории необходимый баланс частного и публичного интереса обеспечен посредством разрешения вопроса об изъятии земельного участка, принадлежащего административным истцам.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное судом первой инстанции решение нельзя признать законным и обоснованным, с учетом положений ст. 310 КАС РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 02 марта 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В иске отказать.
Апелляционную жалобу мэрии г. Новосибирска удовлетворить.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи