ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-446/20 от 21.05.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Кустова Е.С.

№ 33а-1576/2020

10RS0017-01-2020-000399-46

2а-446/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 мая 2020 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 08 апреля 2020 г. по административному исковому заявлению Павлова Николая Николаевича к Территориальной избирательной комиссии г.Сортавала, участковой избирательной комиссии № 134 об отмене итогов голосования.

Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением Территориальной избирательной комиссии г.Сортавала (далее – ТИК г.Сортавала, ТИК) от 17 декабря 2019 г. на 01 марта 2020 г. назначены досрочные выборы депутатов Совета Сортавальского городского поселения (далее – Совет).

Административный истец, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия», решением ТИК г.Сортавала от 24 января 2020 г. № 148-419-3 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета по одномандатному избирательному округу № 11.

Помимо административного истца кандидатами в депутаты Совета по тому же округу зарегистрированы также Фадина Ж.Р. и Головченко В.А., который согласно решению ТИК г.Сортавала от 02 марта 2020 г. по итогам досрочных выборов признан избранным в Совет.

Административный истец полагает итоги выборов по указанному округу и приведенное выше решение ТИК г.Сортавала в соответствующей части незаконными в связи с допущенным в ходе выборов нарушением действующего законодательства, исказившим волеизъявление избирателей, выразившимся в том, что количество избирательных бюллетеней, переданных участковой избирательной комиссии № 134 (далее – УИК) по избирательному округу № 11 – 750, превышает число полученных участковой избирательной комиссией бюллетеней согласно данным итогового протокола – 823. Ссылаясь на то, что вопрос об изготовлении дополнительной партии бюллетеней в установленном законом порядке на заседании ТИК г.Сортавала не рассматривался, акт приема-передачи бюллетеней от типографии ТИК г.Сортавала вызывает сомнения, а в ходе подсчета голосов и оформления результатов голосования допущены грубые нарушения, административный истец просил признать незаконными итоги выборов по одномандатному округу № 11, решение ТИК г.Сортавала о результатах выборов по указанному округу и решение УИК об итогах выборов, оформленное протоколом.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, ссылаясь на наличие двух различных актов приема-передачи дополнительной партии бюллетеней от ООО «Версо» в адрес ТИК г.Сортавала от 18 февраля 2020 г., имеющих существенные отличия в части места их составления, наличия печати и расшифровки должности работника типографии. Решение ТИК г.Сортавала от 11 февраля 2020 г. о комплекте бюллетеней для тренировки и тестирования фактически не принималось, поскольку в заседании комиссии не участвовала член комиссии с правом решающего голоса Вансовская Е.В., не извещенная о дне заседания. Представление решения комиссии лишь в судебное заседание ставит под сомнение его существование на указанную дату.

В судебном заседании представитель административного истца Стаброва И.А. поддержала доводы жалобы.

Представители ТИК г. Сортавала Денисов В.Ф. и Таничева Н.В. и представитель Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Футрик Г.Г. просили оставить решение суда без изменения.

Остальные участвующие в деле лица своих представителей в суд не направили, извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав заключение прокурора Сафарян А.С., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Предметом оспаривания по настоящему делу являются результаты выборов в депутаты Совета по одномандатному избирательному округу № 11, согласно которым избранным в Совет от данного округа признан Головченко В.А., за которого отдано 123 голоса, при том что за кандидатов Павлова Н.Н. и Фадину Ж.Р. отдано 85 и 20 голосов соответственно.

Подпунктом «д» п. 1.2 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что не поименованные в пп. «а» - «г» нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, могут являться основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования.

Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушений, ставящих под сомнение действительное волеизъявление избирателей, УИК и ТИК не допущено.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.

Как следует из дела, ТИК в порядке п. 4 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ принято решение от 07 февраля 2020 г. № 157/451-3 об утверждении формы, текста и числа избирательных бюллетеней для голосования на досрочных выборах депутатов Совета в общем количестве 13390 штук, в том числе для округа № 11 – 760.

На основании договора от 10 февраля 2020 г. ООО «Версо» по акту от 18 февраля 2020 г. передало ТИК бюллетени в указанном количестве в соответствии с п. 11 ст. 63 названного Закона.

В связи с принятием 23 января 2020 г. постановления Центральной избирательной комиссии Республики Карелия об использовании при голосовании на досрочных выборах депутатов Совета комплексов обработки избирательных бюллетеней (далее – КОИБ), в соответствии с требованиями разделов 3 – 4 Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением ЦИК России от 06 июля 2011 г. № 19/204-6 (далее – Инструкция), обязывающей иметь комплект бюллетеней для тренировки и тестирования, решением ТИК от 11 февраля 2020 г. утвержден дополнительный комплект избирательных бюллетеней для тренировки на КОИБ в общем количестве 1124 шт., в том числе для округа № 11 – 70 шт.

Во исполнение данного решения 12 февраля 2020 г. между ТИК и ООО «Версо» заключен договор по изготовлению бюллетеней в обозначенном выше количестве, которые по акту от 18 февраля 2020 г. также были переданы ТИК.

Общее число переданных от ТИК в УИК в порядке п.п. 12 – 14 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ бюллетеней согласно акту от 25 февраля 2020 г. составило: 7 – досрочно проголосовавших, 823 – для голосования, в число которых входит комплект бюллетеней для тестирования и тренировки, всего – 830.

Факт использования дополнительно изготовленных бюллетеней для тестирования и тренировки за день и в день голосования подтверждается актом выдачи бюллетеней для проведения тестирования КОИБ и тренировки от 29 февраля и 01 марта 2020 г. (приложение № 5 к Инструкции), согласно которому их общее число в целом по УИК № 134 составило 136; актом выдачи ключевого носителя информации для проведения тестирования КОИБ и тренировки от 29 февраля 2020 г.; распечаткой протокола тестирования сканеров от 29 февраля 2020 г.; протоколом результатов голосования по итогам использования сканеров в тренировочном режиме и актом об использовании бюллетеней для проведения тестирования КОИБ и тренировки от 01 марта 2020 г. (приложение № 8 к Инструкции).

В соответствии с п. 3 ст. 68 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в п. 3 ст. 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.

В силу п. 3.3 Инструкции, использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования и тренировки в день, предшествующий дню голосования, бюллетени после окончания голосования в день голосования погашаются с соблюдением требований, установленных законом, после составления акта об использовании этих бюллетеней для проверки работоспособности КОИБ-2010.

Соотнесение числа переданных УИК бюллетеней с протоколом УИК об итогах голосования от 02 марта 2020 г., согласно которому число бюллетеней, полученных УИК, составило 823, число запечатанных в конвертах после досрочного голосования в помещении ТИК – 7, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 1, число бюллетеней, выданных в помещении для голосования – 241, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – 10, позволяет прийти к выводу о том, что факт погашения бюллетеней в количестве 578, в число которых входят бюллетени, использованные для тестирования и тренировки КОИБ, исключал возможность их использования в целях искажения итогов голосования.

Каких-либо жалоб от участников избирательного процесса, в том числе подтверждающих возможность использования дополнительного комплекта бюллетеней в целях искажения результатов волеизъявления избирателей, не поступало.

В этой связи отклоняются как носящие произвольный характер доводы автора административного иска о грубом нарушении процедуры подсчета голосов, отказе наблюдателям в ознакомлении со списками избирателей и проверке правильности подсчета выданных бюллетеней.

Число изготовленных бюллетеней, включая комплект для тренировки и тестирования КОИБ, как того требует п. 2 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, не превышает 1,5 % числа зарегистрированных избирателей.

Различное оформление актов приемки-передачи бюллетеней от 18 февраля 2020 г. обусловлено тем, что акт, на котором отсутствует печать, является проектом. Фактически комплект бюллетеней для тестирования и тренировки на КОИБ был передан по акту приема-передачи, оформленному ООО «Версо» и ТИК 18 февраля 2020 г., с местом составления – г. Петрозаводск, что подтверждается самим обществом, договором от 12 февраля 2020 г. и решением ТИК от 09 февраля 2020 г. № 159/455-3 об установлении времени и места передачи бюллетеней – 18 февраля 2020 г. в г. Петрозаводске.

Нарушение ТИК двадцатидневного срока принятия решения об изготовлении бюллетеней для тренировки на КОИБ, установленного п. 4 ст. 63 названного Закона, само по себе на правильность результатов выборов не влияет, так как данный срок носит организационный характер.

Решение ТИК от 11 февраля 2020 г. об изготовлении дополнительного комплекта бюллетеней принято правомочным составом, неучастие в заседании комиссии ВансовскойЕ.В. на законность данного решения не влияет.

Решение ТИК от 11 февраля 2020 г. об изготовлении дополнительного комплекта бюллетеней принято правомочным составом, неучастие в заседании комиссии ВансовскойЕ.В. на законность данного решения не влияет.

Ссылки административного истца на то, что решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 24 июня 2019 г., послужившее основанием для принятия Закона Республики Карелия от 02 декабря 2019 г. № 2411-ЗРК «О роспуске Совета Сортавальского городского поселения», во исполнение которого назначены настоящие досрочные выборы, отменено Третьим кассационным судом общей юрисдикции, не имеет правового значения, поскольку решение о назначении выборов, как образующее самостоятельный предмет судебного обжалования, никем в установленные законом сроки не оспорено, в связи с чем его законность не может быть проверена в рамках рассматриваемого дела.

По тем же мотивам, а также как противоречащее положениям п. 8 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, отклоняется и утверждение автора апелляционной жалобы о нарушении ТИК г. Сортавала сроков назначения выборов.

Несостоятельным является и довод подателя жалобы о неправомерном использовании УИК при тестировании и тренировке КОИБ бюллетеней неустановленной формы, поскольку наличие бюллетеней неустановленной формы, которые представляют собой стандартный бюллетень для голосования без проставленного оттиска печати комиссии, согласно приложению № 6 к Инструкции входят в комплект бюллетеней для тестирования КОИБ и тренировки в обязательном порядке.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным, а оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 08 апреля 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи