Дело № 33 -98/2024 (II инстанция)
(№ 33а - 5030/2023) Докладчик Самылов Ю.В.
Дело № 2а-447/2023 (I инстанция) Судья Стародубцева А.В.,
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Астровко Е.П.
и судей Самылова Ю.В. и Ивлиевой О.С.,
при секретаре Шушкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 19 января 2024 года административное дело по административному исковому заявлению Собинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей д. Семеновское МО Колокшанское Собинского района Владимирской области к администрации муниципального образования Колокшанское Собинского района Владимирской области, администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области об обязании включить дороги в план по ремонту дорог общего пользования местного значения, выделить денежные средства на проведение ремонтных работ, выполнить строительно-монтажные работы,
по апелляционному представлению помощника Собинского межрайонного прокурора Алпаткина И.В. на решение Собинского городского суда Владимирской области от 07 августа 2023 года, которым постановлено: административные исковые требования Собинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей д. Семеновское МО Колокшанское Собинского района Владимирской области к администрации муниципального образования Колокшанское Собинского района Владимирской области, администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области об обязании включить дороги в план по ремонту дорог общего пользования местного значения, выделить денежные средства на проведение ремонтных работ, выполнить строительно-монтажные работы удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования Собинский район в срок до 1 марта 2024 г. включить ремонт автомобильной дороги с идентификационным номером 17-250 ОП МР-224 ул. Набережная с. Семеновское Собинского района Владимирской области в план по ремонту дорог общего пользования местного значения Собинского района на 2024 год и выделить денежные средства администрации муниципального образования Колокшанское Собинского района Владимирской области для производства мероприятий по ремонту автомобильной дороги с идентификационным номером 17-250 ОП МР-224 ул. Набережная с. Семеновское Собинского района Владимирской области.
Обязать администрацию муниципального образования Колокшанское Собинского района Владимирской области в течение 12 месяцев с момента выделения денежных средств организовать мероприятия по ремонту автомобильной дороги с идентификационным номером 17-250 ОП МР-224 ул. Набережная с. Семеновское Собинского района Владимирской области в соответствии с параметрами, установленными ГОСТ Р 50597-2017.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Собинского межрайонного прокурора отказать.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения прокурора Ефимовой Т.Н., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Собинский межрайонный прокурор, окончательно уточнив административные исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей д. Семеновское МО Колокшанское Собинского района Владимирской области к администрации муниципального образования Колокшанское Собинского района Владимирской области (далее – администрация МО Колокшанское), администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области (далее – администрация МО Собинский район) об обязании администрации МО Собинский район в срок до 31 декабря 2023 г. организовать дорожное движение в границах с. Семеновское МО Колокшанское Собинского района по ****, включив автомобильную дорогу в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Собинского района; об обязании администрации МО Собинский район в срок до 1 марта 2024 г. включить автомобильную дорогу 17-250 ОП МР-224 (****) в план ремонта дорог общего пользования местного значения на 2024 год и выделить денежные средства на проведение указанных ремонтных работ; об обязании администрации МО Собинский район в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить строительно-монтажные работы по устройству автомобильной дороги, включающие устройство дорожного основания и дорожного покрытия по ****, 6; об обязании администрации МО Колокшанское Собинского района в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда произвести ремонтные работы, устранив повреждения (просадки, выбоины) дорожного покрытия автомобильной дороги 17-250 ОП МР-224 (ул. Набережная с. Семеновское Собинского района), до параметров предельно допустимых п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 (л.д. 179-182).
В обоснование административных исковых требований указано, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по публикации, размещенной на сайте Зебра ТВ, по вопросу ненадлежащего состояния дороги в д. Семеновское Собинского района, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства в сфере дорожной деятельности. Автомобильные дороги в с. Семеновское по ул. Полевая и ул. Набережная находятся на балансе администрации Собинского района. Автомобильные дороги в границах с. Семеновское числятся в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Собинского района в МО Колокшанское, общей протяженностью 2,8000 км, тип покрытия асфальт и щебень, категория дорог - V. В рамках соглашения о передаче полномочий от 28 декабря 2022 г. № Ю-02/374 ремонт и содержание (летнее и зимнее) осуществляется администрацией МО Колокшанское. По результатам проведенной межрайонной прокуратурой 7 июля 2023 г. проверки установлено, что на автомобильной дороге 17-250 ОП МР-224 (ул. Набережная с. Семеновское Собинского района) имеются отдельные повреждения (выбоины, просадки) покрытия проезжей части в нарушение требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а именно: у д. № 9 ширина 300 см, глубина 7,5 см, длина 105 см; у д. №15 ширина 160 см, глубина 11 см, длина 410 см; у д. № 22 ширина 120 см, глубина 6,5 см, длина 280 см; у д. № 31 ширина 180 см, глубина 14 см, длина 235 см; у д. № 37 ширина 110 см, глубина 8 см, длина 50 см. На ул. Полевая на участке от д. 5 отсутствует автомобильная дорога (дорожное покрытие) в связи с чем, невозможен подъезд к домам по ул. Полевая №№ 23, 20, 9, 11, 6. Транспортная доступность к данным домам организована жителями по накатанным проездам, проходящим по земельным участкам, находящимся в частной собственности и землям, государственная собственность на которые не разграничена. Ненадлежащее качество автомобильных дорог нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе, ввиду повышения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Определением суда от 1 марта 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУП Владимирской области «Дорожно-строительное управление № 3» (л.д. 81).
В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора Алпаткин И.В. административные исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные выше доводы. Дополнительно сообщил, что в тексте уточненного административного искового заявления в п. 2 имеется техническая описка, административный истец просит обязать администрацию МО Собинский район в срок до 1 марта 2024 г. включить автомобильную дорогу 17-250 ОП МР-224 (ул. Набережная, с. Семеновское Собинского района) в план ремонта дорог общего пользования местного значения на 2024 год и выделить денежные средства на проведение указанных ремонтных работ. От дома 1 до дома 5 по ул. Полевая дорога, которая включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Собинского района в МО Колокшанское, имеется. Однако от дома 6 до дома 23 по ул. Полевая автомобильная дорога вообще отсутствует. Жители с. Семеновское пользуются накатанной ими дорогой.
Представитель административного ответчика администрации МО Собинский район в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 193). Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 125, 195). В письменном отзыве представитель административного ответчика администрации МО Собинский район указал, что дорога в с. Семеновское по ул. Полевая не являются муниципальной собственностью Собинского района. Участок дороги от границы г. Владимира до д. 23 по ул. **** принят на учет, как бесхозяйный объект недвижимости. Дорога к д. **** по ул. Полевая в реестре муниципальной собственности не значится. Участок дороги от д. 1 до д. 6 по ул. **** является муниципальной собственностью МО Колокшанское на основании решения Собинского городского суда Владимирской области от 22 мая 2018 г. по делу № 2-1-351/2018. Принимая во внимание то обстоятельство, что дороги находятся на территории Колокшанского сельского поселения, уполномоченным органом по принятию в муниципальную собственность дорог является администрация МО Колокшанское. Просил отказать Собинскому межрайонному прокурору в удовлетворении заявленных требований (л.д. 195).
Представитель административного ответчика администрации МО Колокшанское в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, сведений о причинах неявки суду не сообщил (л.д. 198). При этом глава МО Колокшанское Грачев В.В., принимавший участие в судебном заседании 1 марта 2023 г., административные исковые требования Собинского межрайонного прокурора не признал, указав, что в 2022 г. в д. Семеновское произведен ямочный ремонт, в 2024 г. дорогу на ул. Набережной запланировано отсыпать асфальтовой крошкой (л.д. 79-80).
Представитель третьего лица ГУП Владимирской области «Дорожно-строительное управление № 3» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не сообщил (л.д. 197).
Суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении помощник Собинского межрайонного прокурора Алпаткин И.В. просит решение в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Собинского межрайонного прокурора отменить, принять в указанной части по делу новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что суд допустил нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия административного истца Собинского межрайонного прокурора, представителя административного ответчика администрации Собинского района, представителей заинтересованных лиц: администрации муниципального образования Колокшанское Собинского района, ГУП Владимирской области «Дорожно–строительное управление № 3», извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 307 КАС РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Собинского межрайонного прокурора подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции (п. 1). В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе и надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (п. 2).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
В соответствии со ст. 21 указанного закона предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте (п. 1). При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (п. 2).
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пунктам 5, 6 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и устройства для регулирования дорожного движения, остановочные пункты, пешеходные дорожки, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, ремонт и содержание автомобильных дорог автомобильных дорог относится к дорожной деятельности.
В силу ст.17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. При этом порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Вышеуказанный стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В силу п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Судом установлено, что администрацией Собинского района администрации МО Колокшанское переданы полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и вне границ населенных пунктов муниципального образования Колокшанское – ремонт и содержание (зимнее, летнее) автомобильных дорог общего пользования местного значения согласно перечню дорог на основании соглашения от 28 декабря 2022 г. № Ю-02/374. При этом реализация переданных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Собинского района, передаваемых в форме межбюджетных трансфертов (п. 1.3 соглашения) (л.д. 52-54).
Вступившим в законную силу решением Собинского городского суда Владимирской области от 22 мая 2018 г. за администрацией МО Колокшанское признано право муниципальной собственности, в том числе, на автомобильную дорогу в с. Семеновское, расположенную по адресу: ****, ****, ****, с. ****, ул. ****, от д. 1 до д. 6, протяженностью 300 м, с идентификационным номером **** (л.д. 131-139).
Постановлением администрации Собинского района от 28 декабря 2020 г. № 1583 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Собинский район, в который входят дороги в с. Семеновское, в том числе: ул. **** от д. 1 до д. 6, протяженностью 0,300 км (идентификационный номер 17-250 ОП МР-222), ул. Набережная (от ул. Сиреневая до ул. Овражная от д. 1 до д. 37), протяженностью 1,100 км (идентификационный номер 17-250 ОП МР-224) (л.д. 90-116).
14 марта 2023 г. принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости сооружение транспорта и связи, расположенное по адресу: Владимирская область, Собинский район, с.п. Колокшанское, с. Семеновское, от д. № 1 по ул. Полевая до земельного участка с кадастровым номером ****, протяженностью **** м (л.д. 126-129).
Постановлением администрации Собинского района от 30 января 2023 г. № 81 утвержден План ремонта дорог общего пользования местного значения Собинского района на 2023 год, в приложении к которому указано, что бюджет МО Колокшанское на содержание дорог составляет 400,00000 тыс. рублей, на ремонт дорог денежные средства не выделены (л.д. 55-57).
Постановлением администрации Собинского района от 3 апреля 2023 г. № 391 внесены изменения в приложение к постановлению администрации района от 30 января 2023 г. № 81, в соответствии с которым в с. Семеновское запланирован ремонт автомобильной дороги «Волга-Семеновское» - Багрянцево (0+000 – км 3+000) (км 3+500 – км 4+500) (л.д. 145-149).
По результатам повторной проверки по вопросу ненадлежащего состояния дорог в с. Семеновское на ул. Набережная и ул. Полевая, проведенной совместно с инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Собинскому району Насыровым А.А., консультантом МКУ «Управление ЖКК и строительства Собинского района» Смирновой А.В., составлен акт, из содержания которого следует, что на автомобильной дороге 17-250 ОП МР-224 (ул. Набережная с. Семеновское) имеются отдельные повреждения (выбоины, просадки) покрытия проезжей части в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а именно: у д. 9 ширина выбоины 300 см, глубина 7,5 см, длина 105 см, у д. 15 ширина выбоины 160 см, глубина 11 см, длина 410 см, у д. 22 ширина выбоины 120 см, глубина 6,5 см, длина 280 см, у д. 31 ширина выбоины 180 см, глубина 14 см, длина 235 см, у д. 37 ширина выбоины 110 см, глубина 8 см, длина 50 см. На ул. Полевая на участке от д. 5 отсутствует автомобильная дорога (дорожное покрытие), в связи с чем, невозможен подъезд к домам №№ 23, 20, 9, 11, 6 по ул. Полевая (л.д. 183-190).
До настоящего времени администрацией МО Колокшанское не обеспечено содержание автомобильной дороги с идентификационным номером 17-250 ОП МР-224 ул. Набережная (от ул. Сиреневая до ул. Овражная от д. 1 до д. 37), протяженностью 1,100 км, в соответствии с требованиями технических регламентов, а именно ГОСТ Р 50597-2017, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем административного ответчика администрации МО Колокшанское. Приведение данной дороги в нормативное состояние планируется в 2024 году.
Бездействие органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей с. Семеновское на безопасность дорожного движения при осуществлении организации дорожного движения, препятствует созданию условий для движения транспортных средств и пешеходов в целях повышения безопасности дорожного движения.
Учитывая вышеприведенные нормативные правовые акты, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований Собинского межрайонного прокурора в части обязания администрации МО Собинский район включить автомобильную дорогу с идентификационным номером 17-250 ОП МР-224 ул. Набережная (от ул. Сиреневая до ул. Овражная от д. 1 до д. 37), протяженностью 1,100 км, в план по ремонту дорог общего пользования местного значения на 2024 год и выделить денежные средства администрации МО Колокшанское для производства мероприятий по ремонту автомобильной дороги, учитывая, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, а также обязании администрации МО Колокшанское организовать мероприятия по ремонту автомобильной дороги с идентификационным номером 17-250 ОП МР-224 ул. Набережная (от ул. Сиреневая до ул. Овражная от д. 1 до д. 37) в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, изменив некорректную формулировку административного искового требования Собинского межрайонного прокурора, изложенного в п. 4 просительной части административного иска. На администрацию МО Колокшанское не может быть возложена обязанность по проведению ремонтных работ, данные работы проводит соответствующая подрядная организация.
Согласно ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Принимая во внимание, что для выполнения требований прокурора необходимы выделение денежных средств, соблюдение процедуры в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд счел возможным установить администрации МО Собинский район срок для включения автомобильной дороги с идентификационным номером 17-250 ОП МР-224 ул. Набережная в с. Семеновское в план ремонта дорог общего пользования местного значения на 2024 г. и выделения администрации МО Колокшанское денежных средств на проведение ремонтных работ до 1 марта 2024 г., администрации МО Колокшанское предоставить срок для организации мероприятий по ремонту данной автомобильной дороги в течение 12 месяцев с момента выделения денежных средств администрацией МО Собинский район.
Требования Собинского межрайонного прокурора об обязании администрации МО Собинский район организовать дорожное движение в границах с. Семеновское по ул. Полевая от д.5 до д. №№ 23, 20, 9, 11, 6, включить автомобильную дорогу в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Собинского района, обязать выполнить строительно-монтажные работы по устройству автомобильной дороги, включающие устройство дорожного основания и дорожного покрытия по улице Полевая от д. № 5 до д. №№ 23, 20, 9, 11, 6 с. Семеновское Собинского района суд посчитал заявленными преждевременно, поскольку в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Собинский район включена лишь автомобильная дорога с идентификационным номером 17-250 ОП МР-222 по ул. Полевая в с. Семеновское, от д. 1 до д. 6, протяженностью 0,300 км. Дорога на ул. Полевая в с. Семеновское от границы г. Владимира до дома № 23 поставлена на учет как бесхозяйный объект недвижимости, дорога к домам №№ 20, 11, 9, 6 в реестре муниципальной собственности не значится.
При этом, по мнению суда первой инстанции, административным истцом не представлено относимых и допустимых доказательств того, что существующий фактический проезд по ул. Полевая от д.5 до д. №№ 23, 20, 9, 11, 6 в с. Семеновское используется для проезда автотранспорта, обладает признаками автомобильной дороги общего пользования с определением количественных и качественных характеристик, а иного подъезда для автотранспорта не существует. Понуждение администрации МО Собинский район к организации дорожного движения в границах с. Семеновское по ул. Полевая от д.5 до д. №№ 23, 20, 9, 11, 6, включению данной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Собинского района и обязанию выполнить строительно-монтажные работы по ее устройству является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе, в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, поскольку это противоречит положениям ст.ст. 12, 130 Конституции РФ, предусматривающим самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, гарантированную также ст. 10 Конституции РФ, запрещающей судам вмешиваться в компетенцию исполнительной власти, и может привести к нарушению требований ст.ст. 9, 15 Бюджетного кодекса РФ, ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С учетом указанных обстоятельств суд не нашел оснований для удовлетворения административных исковых требований Собинского прокурора в рассматриваемой части.
С указанным выводом суда согласиться нельзя исходя из следующего.
Отсутствие автомобильной дороги в границах с. ****, (дом №**** указан прокурором ошибочно, а поэтому судебная коллегия его не учитывает) и необходимость организации дорожного движения по ул. Полевая к указанным законно возведенным жилым домам административный ответчик не оспаривает.
Приведенное выше действующее законодательство, на которое ссылается прокурор и суд, удовлетворяя в части административные исковые требования Собинского прокурора, обязанность административного ответчика по организации дорожного движения в границах с. Семеновское по ул. Полевая от д.5 до д. №№ 23, 20, 9, 6, и включение данной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Собинского района, а также обязанность организовать мероприятия по устройству данной автомобильной дороги, включающие устройство дорожного основания и дорожного покрытия, не ставит в зависимость от того, что указанная дорога на ул. **** поставлена на учет как бесхозяйный объект недвижимости и в реестре муниципальной собственности не значится, поскольку обязанность организовать дорожное движение в границах с. **** включить автомобильную дорогу в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Собинского района, и организовать мероприятия по устройству автомобильной дороги, включающие устройство дорожного основания и дорожного покрытия по улице **** района прямо вытекают из приведенных выше норм, требования которых направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Суд это не учел.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в том числе несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изложенное свидетельствует, что судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права, поэтому обжалуемый судебный акт в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Собинского межрайонного прокурора нельзя признать законным, решение в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения, поскольку для исправления судебной ошибки не требуется установления новых обстоятельств, представления, исследования и оценки доказательств.
В указанной части следует принять новое решение, которым обязать администрацию МО Собинский район в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать дорожное движение в границах с. ****, включить автомобильную дорогу в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Собинского района, и организовать мероприятия по устройству автомобильной дороги, включающие устройство дорожного основания и дорожного покрытия по улице ****. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 309, п.4 ч.2 ст. 310 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Собинского городского суда Владимирской области от 07 августа 2023 года части отказа в удовлетворении административных исковых требований Собинского межрайонного прокурора отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым обязать администрацию МО Собинский район в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать дорожное движение в границах с. Семеновское по ул. Полевая от д.5 до д. №№ 23, 20, 9, 6, включить автомобильную дорогу в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Собинского района, и организовать мероприятия по устройству автомобильной дороги, включающие устройство дорожного основания и дорожного покрытия по улице Полевая от д. № 5 до д. №№ 23, 20, 9, 6 с. Семеновское Собинского района.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Е.П. Астровко
Судьи: Ю.В. Самылов
О.С. Ивлиева