ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-449/20 от 18.01.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Горланова Н.Н.

N 33а-366/2021 (33а-12637/2020), 2а-449/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Овчинниковой Н.А., Шалагиновой Е.В.,

при секретаре Селезневой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 18 января 2021 г. дело по апелляционной жалобе Зиминой Марины Александровны на решение Александровского городского суда Пермского края от 23 октября 2020 г., которым постановлено:

Административные исковые требования Лавровой Ольги Эдуардовны удовлетворить.

Признать незаконным действие председателя Думы Александровского муниципального округа Зиминой Марины Александровны, выразившееся в отказе ставить на голосование для включения в повестку дня внеочередного заседания Думы Александровского муниципального округа 20.08.2020 проекта решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа», внесенного депутатом Думы Александровского муниципального округа Лавровой Ольгой Эдуардовной с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Лаврова О.Э. обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточненных административных исковых требований, о признании незаконным действия председателя Думы Александровского муниципального округа Зиминой Марины Александровны, выразившееся в отказе ставить на голосование для включения в повестку дня внеочередного заседания Думы Александровского муниципального округа 20.08.2020 проекта решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа», внесенного административным истцом с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа, возложении обязанности на председателя Думы Александровского муниципального округа Зимину Марину Александровну поставить на голосование о включении в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа», внесенный административным истцом для рассмотрения депутатами и принятия ими решения о возможности включения его в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа на ближайшем заседании Думы Александровского муниципального округа.

Требования мотивировала тем, что 20.08.2020 административным истцом, депутатом Думы Александровского муниципального округа Пермского края (далее - Дума АМО) на имя председателя Думы АМО в аппарат Думы АМО внесен проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа» для включения в повестку дня ближайшего заседания Думы АМО, которое должно было состояться 20.08.2020 в 10.00 с целью рассмотрения депутатами и принятия по данному проекту решения Думы АМО либо его отклонению. Данное заседание должно было быть внеочередным. Согласно п. 2 ст. 12 Регламента Думы АМО (далее - Регламент Думы АМО), утвержденного решением Думы АМО от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа» к данному проекту решения было приложено сопроводительное письмо, в котором была указана фамилия лица, являющегося инициатором внесения, разработавшего данный проект, а также фамилия докладчика. Кроме того, к проекту представлена пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия правового акта, а также ссылки на законы или иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми необходимо принять данное решение и сравнительная таблица. В нарушение требований законодательства председателем Думы АМО Зиминой Мариной Александровной, в отсутствии полномочий, указанный проект решения, внесенный депутатом Думы АМО Лавровой О.Э., отклонен единолично, на рассмотрение и голосование депутатов думы АМО не вынесен. Своим действием председатель Думы АМО Зимина М. А. превысила свои полномочия, тем самым нарушила право административного истца на правотворческую инициативу, которая гарантируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и создала препятствия для осуществления им своих полномочий.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Зимина М.А. Приводит доводы о том, что суд не учел, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа» не мог быть включен в повестку внеочередного заседания Думы Александровского муниципального округа 20.08.2020 г. Согласно ч.ч. 1, 4, 5 ст. 11 Регламента Думы Александровского муниципального округа на голосование внеочередного заседания выносятся вопросы, требующие немедленного решения. В сопроводительном письме Лаврова О.Э. не указывает на каком заседании, внеочередном или внеочередном, она просит рассмотреть спорный вопрос, предлагает рассмотреть вопрос на ближайшем заседании. Плановые вопросы рассматриваются на очередных заседаниях. Согласно ч. 1 ст. 12 Регламента Думы Александровского муниципального округа проекты решений в повестку дня вносятся на бумажном и электронном носителе, электронный носитель не представлен.

В суде апелляционной инстанции административный истец
Лаврова О.Э. полагала апелляционную жалобу необоснованной, представила письменные возражения.

Представитель заинтересованного лица (прокуратура г. Александровска) прокурор прокуратуры Пермского края Королева М.В. полагала жалобу необоснованной.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом.

Зимина М.А. заявила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Проверив дело и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оставляет решение суда без изменения.

Из материалов дела следует, что 20.08.2020 депутатом Думы Александровского муниципального округа Пермского края Лавровой О.Э. на имя председателя Думы АМО в аппарат Думы АМО внесен проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа» для включения в повестку дня ближайшего заседания Думы АМО, которое должно было состояться 20.08.2020 в 10.00 с целью рассмотрения депутатами и принятия по данному проекту решения Думы АМО либо его отклонению (л.д. 9).

К данному проекту решения приложены пояснительная записка, сравнительная таблица, сопроводительное письмо (л.д. 10, 11, 12).

Как следует из протокола внеочередного заседания Думы АМО от 20.08.2020 № 27 депутатом Лавровой О.Э. внесено предложение о включении в повестку заседания Думы АМО дополнительного вопроса «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа». Председатель Думы АМО Зимина М.А., пользуясь правом председателя Думы, не поставила данный вопрос на голосование для включения его в повестку заседания Думы, поскольку данный вопрос требовал изучения, немедленного рассмотрения не требовал (л.д. 81-84).

Принимая решение об удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался положениями части 1 и 2 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Александровского муниципального округа Пермского края, утвержденным решением Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 №23, Регламентом Думы Александровского муниципального округа, утвержденным решением Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 №33, и исходил из того, что проект решения внесен Лавровой О.Э. в установленный срок в письменном виде с соблюдением требований
п. 2 ст.12 Регламента.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Положениями ч.ч. 1, 2 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено право депутатов на внесение проектов муниципальных правовых актов. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 32 Устава Александровского муниципального округа Пермского края, утвержденного решением Думы Александровского муниципального округа №23 от 26.11.2019, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Думы Александровского муниципального округа, группами депутатов Думы Александровского муниципального округа, комиссиями Думы Александровского муниципального округа, главой Александровского муниципального округа, Контрольно-счетной палатой Александровского муниципального округа (по вопросам ее компетенции), избирательной комиссией Александровского муниципального округа (по вопросам ее компетенции), органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, прокурором города Александровска (по вопросам его компетенции).

Порядок деятельности Думы АМО установлен Регламентом, утвержденным Решением Думы АМО №33 от 26.11.2019.

Пунктом 3 ст. 3 Регламента установлено, что для реализации своих полномочий на заседаниях Думы депутат имеет право вносить на рассмотрение Думы проекты правовых актов, а также вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов.

При этом, документы по предложениям (вопросам) в повестку дня могут быть представлены не позднее 10 календарных дней до дня проведения очередного заседания Думы, либо непосредственно на заседании, если Думой принято решение о включении в повестку дня дополнительных вопросов (п. 1 ст. 13 Регламента).

В соответствии со ст.12 Регламента проекты решений и иные предложения в повестку дня заседания Думы вносятся в письменном виде на имя председателя Думы. Вносимый на рассмотрение Думы проект решения Думы и представленные с ним документы должны быть представлены в аппарат Думы на бумажном и электронном носителе (п. 1).

Одновременно с внесением проекта (предложения или вопроса) инициаторы представляют: сопроводительное письмо; лист согласования, подписанный должностными лицами администрации Александровского муниципального округа, в случае, если инициатором внесения проекта (предложения или вопроса) является глава округа; проект решения Думы; фамилии лиц (наименование органов), являющихся инициаторами внесения проекта, а также фамилии лиц (наименование органов), разработавших или принявших участие в его разработке; фамилию и должность докладчика; пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия правового акта, ссылки на законы или иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми необходимо принять данное решение, характеристику целей и задач основных положений будущего решения; финансово-экономическое обоснование (если его реализация требует дополнительных финансовых затрат из бюджета округа), размеры и источники финансирования; заключение главы округа в случаях, когда в соответствии с законом или Уставом округа внесение вопроса на рассмотрение Думы возможно только при наличии такого заключения (п. 2).

В том случае, если представленные материалы не отвечают требованиям, изложенным в пункте 2, председатель Думы (заместитель председателя, аппарат Думы) вправе возвратить их инициаторам внесения проекта с указанием причин возврата (п. 3).

Полномочия председателя Думы АМО определены пунктом 5.4 Положения о Думе АМО, утвержденного Решением Думы АМО от 16.10.2019 № 8, статей 4, 25, 26 Регламента Думы АМО.

Указанными актами установлено, что председатель Думы АМО ведет заседания Думы.

Статьей 26 Регламента предусмотрено, что председатель заседания Думы любое предложение депутата или его поправку к проекту в обязательном порядке ставит на голосование с соблюдением правил, установленных Регламентом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия председателя Думы АМО Зиминой М.А. по отказу ставить на голосование для включения в повестку дня внеочередного заседания Думы проект решения, внесенный депутатом Думы Лавровой О.Э. с целью его дальнейшего рассмотрения на заседании Думы, являются незаконными.

Проект решения может быть внесен как за 10 дней до заседания Думы, так и непосредственно заседании Думы, если на данном заседании будет принято решение о включении в повестку дополнительного вопроса (п. 1 ст. 13 Регламента).

При этом председатель Думы не вправе единолично принимать решение относительно поступившего предложения депутата, поскольку ст.26 Регламента предусмотрена обязанность председателя в обязательном порядке поставить на голосование любое предложение депутата. При этом из буквального толкования указанной нормы следует, что обязанностью председателя является поставить вопрос на голосование с соблюдением правил, установленных Регламентом.

Проанализировав представленный Лавровой О.Э. пакет документов для включения в повестку дня внеочередного заседания Думы проекта решения, суд пришел к выводу о том, что он соответствует требованиям ст.12 Регламента.

Судебная коллегия не усматривает оснований для иной оценки представленных доказательств, поскольку п.3 ст.12 Регламента установлено единственное основание для возврата документов – несоответствие их п.2 указанной статьи.

Представленный Лавровой О.Э. проект решения соответствовал установленным п.2 ст.12 Регламента требованиям: проект решения представлен в письменном виде, к нему были приложены сопроводительное письмо с указанием инициатора внесения проекта, фамилии лица, разработавшего данный проект, а также указана фамилия докладчика, к проекту представлена пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия правового акта, а также ссылки на законы или иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми необходимо принять данное решение. Проект решения депутатом Лавровой О.Э. внесен в Думу АМО непосредственно перед внеочередным заседанием Думы АМО, то есть с соблюдением срока, установленного ст. 13 Регламента Думы АМО.

Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении депутатом Лавровой О.Э. требований ст.12 Регламента в части непредставления документов в электронном виде судебной коллегией отклоняются, поскольку как следует из протокола внеочередного заседания Думы АМО от 20.08.2020,, указанное обстоятельство не являлось основанием для отказа в постановке на голосование предложения Лавровой О.Э. Кроме того, исходя из положений п.3 ст.12 Регламента, указанное обстоятельство не является основанием для возврата документов.

Доводы о том, что предложение, внесенное депутатом Лавровой О.Э., не требовало немедленного рассмотрения, поэтому проект решения был рассмотрен на ближайшем очередном заседании Думы, не могут быть приняты во внимание. Доводы не свидетельствуют о том, что отказ председателя Думы поставить на голосование для включения в повестку внеочередного заседания Думы 20.08.2020 г. внесенного Лавровой О.Э. предложения являлся законным.

Решение о включении либо не включении в повестку внеочередного заседания Думы дополнительного вопроса принимается на заседании голосованием депутатов (п. 7 ст. 11 Регламента). Принятие единолично председателем Думы решения об иной дате рассмотрения внесенного депутатом предложения (проекта решения) положениями Регламента не предусмотрено.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 84 КАС РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, а доводы апелляционной жалобы основаны на ином понимании обстоятельств дела, они не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения судебного решения.

Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Александровского городского суда Пермского края от 23 октября 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Зиминой Марины Александровны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

(г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий - подпись

Судьи - подписи