ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4508/2021 от 07.04.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Ленинский районный суд г. Махачкалы судья ФИО8

дело 2а-4508/2021 г.

У ИД 05RS0031 -01 -2021 -024626-96

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 7 апреля 2022 года, по делу № 33а-2711/22, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Да­гестан в составе:

председательствующего Джарулаева А-Н.К.,

судей Магомедова М.А. и Гончарова И.А.,

при секретаре Магомедовой З.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администра­ции ГО с ВД «город Махачкала» на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 14 декабря 2021 года по делу по административному исковому заявлению ФИО5, ФИО6 и ФИО1 к администрации г. Махачкалы, администрации <адрес> г. Махачкалы, Управлению по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий администрации г. Махачкалы, о признании незаконными действий администрации г. Махачкалы, о признании незаконным акта от 26.11.2014, о признании незаконным постановления администрации г. Махачкалы от 27.12.2016 в части внесения неверных сведений на основании подложенного акта от 26.11.2014, ущемляющего права заявителей.

Заслушав доклад судьи ФИО21, судебная коллегия

установила:

административные истцы ФИО2, ФИО6 и ФИО1 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес>­лы, администрации <адрес> г. Махачкалы, Управлению по реализации про­граммы «Ветхое аварийное жилье» в котором просили признать незаконным акта от 26.11.2014, о признании незаконным постановления администрации г. Махачкалы от 27.12.2016 в части внесения неверных сведений на основании подложенного акта от 26.11.2014, ущемляющего права заявителей.

В обоснование иска указали, что работниками администрации г. Махачкалы и Управления по реализации программы «Ветхое жилье» администрации г. Махачкалы в следственные органы был представлен акт от 26.11.2014, согласно которому администра­тивные истцы ФИО2, ФИО6 и ФИО1 отказались от за­ключения предварительного договора мены о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения в соответствии с муниципальной адресной про­граммой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ГОсВД «город Махачкала» на 2013-2017 годы. Ранее о существовании данного акта заявителям известно не было. Истцы указывают на недействительный и фальсифицированный харак­тер оспариваемого акта, поскольку истцам никто не предлагал заключить договор мены, соответственно, заявители не отказывались от его подписания. Должностные лица, соста­вившие акт, никогда в указанном доме не появлялись, с собственниками квартир не встре­чались, никакие варианты не предлагали и отказ от заключения какого-либо договора не получали. Сама административная истица ФИО2 в квартире в аварийном доме не проживает, поскольку осуществляет уход за больной сестрой. Административный ис­тец ФИО6 не проживает в указанном доме с 2011 года, что подтверждается ак­том о не проживании, выданным администрацией <адрес> г. Махачкалы. С 2011 года ФИО6 проживает в <адрес>. ФИО1 также в данном


доме не проживает с 2008 года проживала по другому адресу в г. Махачкале, а в настоящее время проживает в <адрес>. Более того, собственники других квартир в указанном доме, соседи административных истцов, также с должностными лицами, подписавшими оспариваемый акт, не встречались, ни от каких договоров не отказывались, что готовы подтвердить в суде. На основании указанного акта в постановление администрации г. Махачкалы от 27.12.2016 были внесены неверные сведения.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 14 декабря 2021 года адми­нистративные исковые требования удовлетворены частично.

Признан незаконным совместный акт отдела ЖКХ администрации <адрес> г. Махачкалы, отдела по разработке целевых программ в жилищной сфере УЖКХ г. Махачкалы и администрации <адрес> г. Махачкалы от 26.11.2014, об отказе ФИО2, ФИО6 и ФИО1 от заключения предваритель­ного договора мены о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения в соответствии с муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ГОсВД «город Махачкала» на 2013-2017 годы.

В удовлетворении остальной части административного иска отказано.

В апелляционной жалобе правового управления администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» ставится вопрос об отмене указанного судебного акта как незаконного, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоя­тельствам дела, а также нарушения норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия на основании ст. ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотрела дело в от­сутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о месте, дате и вре­мени и судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не про­сивших об отложении слушания.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив обжалуемое решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.

Как следует из материалов административного дела, обращаясь в суд, администра­тивные истцы указывали на то, что согласно сведений ЕГРН в признанном аварийном и непригодном для проживания жилом многоквартирном <адрес> в г. Ма­хачкала им принадлежат две квартиры, два самостоятельных объекта недвижимого иму­щества, <адрес> «а». Права на первую квартиру зарегистрированы за админи­стративными истцами ФИО6 и ФИО1, права на вторую квар­тиру зарегистрированы за ФИО2 Право собственности административных ист­цов подтверждены выписками из ЕГРН. <дата> администрацией г. Махачкалы издано Постановление , согласно которому собственники и наниматели жилых помеще­ний, в том числе <адрес> в г. Махачкале, переселяются в жилые поме­щения вновь построенных многоквартирных жилых домов.

К указанному постановлению имеется приложение в виде списка собственников и нанимателей квартир в расселяемом доме с указанием квартир, которые им предоставля­ются в построенных многоквартирных домах.

В данном приложении в позиции 254 указана ФИО2, ФИО3, ФИО4 - в 3- комнатную <адрес>, корп. И, общей площадью 63,5 кв. м., из 3-комнатной кварти­ры по <адрес>, общей площадью 60,1 кв. м.

Таким образом, при решении вопроса о переселении собственников квартир в мно­гоквартирном <адрес> в г. Махачкале администрация г. Махачкалы ис­ходила из того, что административные истцы являются собственниками не двух, а одной <адрес> подлежат переселению также в одну квартиру во вновь построенном доме.

26 11 2014 начальником отдела ЖКХ администрации <адрес>­калы ФИО11, старшим инспектором отдела по разработке целевых программ в жилищной сфере УЖКХ г. Махачкалы ФИО12 и начальником юридического отела администрации <адрес> г. Махачкалы ФИО13 составлен и подпи­сан акт, согласно которому административные истцы ФИО2, ФИО6 и ФИО14 отказались от заключения предварительного договора мены о предо­ставлении взамен изымаемого жилого помещения на другое жилое помещение в соответ­ствии с муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жи­лищного фонда на территории ГОсВД «город Махачкала» на 2013-2017годы.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании реше­ния, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее адми­нистративное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или ины­ми публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспа­риваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспаривае­мого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные от­ношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 насто­ящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунк­тах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделен­ные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспаривае­мые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также норма­тивный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие граж­данские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Действующим законодательством предусмотрено два варианта переселения граж­дан из аварийного жилого фонда: собственно говоря, само переселение в иное исправное жилье (обмен жилых помещений) и выкуп жилого помещения и сопутствующего имуще­ства в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Вопрос о том, согласны ли собственники жилых помещений в аварийном много­квартирном доме на добровольное переселение, является существенным, поскольку влия­ет на способ, которым будет производиться переселение в случае принятия такого реше­ния уполномоченным органом власти или местного самоуправления.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что составление ак­та об отказе собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, признан­ном аварийном, от добровольного переселения, может нарушить права и законные инте­ресы таких собственников. Из постановления ст. следователя СО по <адрес> г. Махачкалы СУ СК РФ по РД ФИО15 от 10.06.2021г. об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению ФИО2 и ФИО16 о представлении подложных договоров мены, данный акт может быть использован в качестве доказательства и в иных обстоятельствах. Заявители указывают на то, что вышеуказанные должностные лица, составившие оспариваемый акт, с административными истцами не встречались, вопрос заключения договора мены не обсуждали, отказ от его заключения не получали.

Указанный вывод суда надлежащим образом мотивирован в обжалуемом решении.

В частности, судом первой инстанции указано, что суду не были представлены ка­кие-либо наблюдательные дела по данному дому, сведения о проведении собрания жиль­цом, какие-либо доказательства создания совместной комиссии и проведения ею работы с собственниками и нанимателями жилых помещений.

Согласно, показаний свидетелей ФИО17ФИО18 жителей этого же дома: в 2014 году какие-либо сотрудники местной администрации к нему не приходи­ли, вопрос о добровольном переселении не обсуждали, договоры мены не заключали, от­казы в их заключении не актировали. Вопрос о переселении был поднят сотрудниками администрации г. Махачкалы только в 2017 году, когда были достроены новые дома, по­сле чего администрации г. Махачкалы начала обращаться в суды с исками о принудитель­ном переселении, административные истцы ФИО1 и ФИО6 еще с начала 2000-ых годов в данном доме фактически не проживают, переселились в другое место.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый совместный акт отдела ЖКХ администрации <адрес> г. Махачкалы, отдела по разработке целевых программ в жилищной сфере УЖКХ <адрес>­калы и администрации <адрес> г. Махачкалы от 26.11.2014 об отказе Бабаха- новой Г.И., ФИО6 и ФИО1 от заключения предварительного до­говора мены о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения в соответствии с муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ГОсВД «город Махачкала» на 2013-2017 годы, не может быть признан законным и удовлетворил заявленные исковые требования в этой части.

Принятое решение судебная коллегия признает правильным, оно соответствует фактическим обстоятельствам дела, и закону, регулирующему рассматриваемые правоот­ношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Материалами административного дела и представленными доказательствами под­тверждается, что в оспариваемый совместный акт отдела ЖКХ администрации Ленинско­го района г. Махачкалы, администрации <адрес> г. Махачкалы, отдела по раз­работке целевых программ в жилищной сфере УЖКХ г. Махачкалы от 26.11.2014 об отка­зе ФИО2ФИО6 и ФИО1 от заключения договоры мены о предоставлении в замен изымаемого жилого помещения другого жилого помеще­ния в соответствие с муниципальной адресной программы «Переселение граждан из ава­рийного жилищного фонда на территории ГОсВД «город Махачкала» на 2013-2017годы не может быть признан законным, так как был составлен с существенными нарушениями.

При таких данных, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удо­влетворении требований, он соответствует статье 227 КАС РФ, обстоятельствам дела, подтвержден совокупностью доказательств, правильно оцененных судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно распределил бремя доказывания между сторонами, дал надлежащую правовую оценку доказательствам и постановил законное и обоснованное решение; выводы суда яв­ляются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследован­ных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу; нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судебным решением затронуты права и законные интересы лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно МКУ «Управления имущественных и земельных отношений города Махачкалы», являются несостоятельны­ми.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что признание оспариваемого акта неза­конным каким-либо образом затрагивает права и интересы МКУ «Управление имуще­ственных и земельных отношений города Махачкала», судом не установлено.

По материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляци­онных жалоб, безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отме­ны или изменения решения суда не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 309 - 311, 177 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 14 декабря 2021 года оста­вить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа с внутри­городским делением «город Махачкала» - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в шестимесячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Махачкалы.

Председательствующий А.Н-К. Джарулаев

судьи М.А. Магомедов

Г.И. Гончаров