ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-452/2022 от 06.09.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2а-452/2022

УИД 32RS0021-01-2017-000533-95 Председательствующий судья Иванова Н.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-2381/2022

г. Брянск 06 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Мариной Ж.В.,

судей Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.,

при секретаре Пешей Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Бельского А.В. на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 14 апреля 2022 года по административному исковому заявлению Бельского Александра Васильевича к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов Брянской области, инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области по Новозыбковскому району о признании незаконным отказа государственной инспекции в регистрации трактора.

Заслушав доклад судьи Денисюка О.Н., возражения представителя Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов Брянской области Авериной А.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бельский А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным отказа государственной инспекции в регистрации трактора марки Беларусь МТЗ-82, 1987 года выпуска, заводской , номер двигателя , номер основного ведущего моста , синего цвета и обязании выдать свидетельство о регистрации на указанный трактор. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он по договору купли-продажи приобрел в СПК «Коммунар» Нвозыбковского района Брянской области трактор марки Беларусь МТЗ-82, 1987 года выпуска, заводской , номер двигателя , номер основного ведущего моста , синего цвета. При обращении в Государственную инспекцию гостехнадзора по Новозыбковскому району с заявлением о регистрации указанного трактора, ему было отказано, в связи с отсутствием паспорта самоходной машины. Считая данный отказ не законным, указал, что принадлежащий ему трактор выпущен предприятием- изготовителем до 01 сентября 1995 года, и согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года № 460 «О введнии паспортов на самоходные и другие виды техники в Российской Федерации» паспорт самоходной машины выдается органами гостехнадзора, в связи с чем, отказ в регистрации самоходной машины нарушает его законные права и интересы как собственника.

Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 14 апреля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Бельского А.В. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Бельский А.В. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что решение суда лишает административного истца на реализацию его права как собственника, исключает свободу владения, передвижения по дорогам общего назначения и использование трактора при отсутствии его государственной регистрации и получения номерных знаков. Ссылается на то, что согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ трактор был передан ему на праве собственности, которое никем не оспорено, а отказ ответчика в регистрации трактора в связи с непредставлением паспорта транспортного средства является незаконным, поскольку паспорта на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 01 сентября 1995 года, выдаются органами Гостехнадзора. Неполучение предыдущим собственником ПСМ на трактор в установленный срок, не является основанием для отказа новому собственнику трактора в удовлетворении его заявления о государственной регистрации трактора, выпуска 1987 года и выдаче на него ПСМ. Ссылаясь на положения абзаца 3 п.2.1 положения Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 июня 1995 года, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 28 июня 1995 года «О паспорте самоходной машины и других видов техники», зарегистрированном Министерством юстиции РФ 06 июля 1995 года, регистрационный №898, считает вывод суда о том, что истец не представил для проведения государственной регистрации ПСМ ошибочным и не соответствующим действующему законодательству. Полагает, что изменения с 01 января 2016 года порядка регистрации самоходных машин и порядка оформления (заполнения) паспортов самоходных машин и Новые правила госрегистрации самоходных машин и других видом техники, на которые ссылается в решении суд, не сняло с органов Гостехнадзора обязанности по оформлению и выдаче ПСМ на трактор, выпуска 1987 года и их последующую регистрацию.

В возражениях на апелляционную жалобу врио по руководству инспекцией Яковенко А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов Брянской области Аверина А.Ю. возражала против доводов апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду не сообщили об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

С учетом требований статей 150, 151 КАС РФ апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов Брянской области Авериной А.Ю., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, апелляционная инстанция приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Бельский А.В. на основании договора купли-продажи самоходной машины, заключенного с СПК «Коммунар», приобрел трактор марки Беларусь МТЗ-82, 1987 года выпуска, заводской , номер двигателя , номер основного ведущего моста , синего цвета за за <данные изъяты>.

Согласно акту приема-передачи к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что СПК «Коммунар» выполнил свои обязательства по передаче имущества в собственность Бельского А.В., что также подтверждается накладной от ДД.ММ.ГГГГ.

19 января 2017 года Бельским А.В. подано заявление в Государственную инспекцию гостехнадзора по Новозыбковскому району о регистрации указанного трактора, с приложением следующих докумеетов: договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, решения правления СПК «Коммунар» Новозыбковского района от ДД.ММ.ГГГГ, накладной от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ.

19 января 2017 года, рассмотрев вышеуказанное заявление, инспекцией гостехнадзора по Новозыбковскому району в адрес административного истца было направлено уведомление, согласно которому в регистрации указанного трактора отказано, в связи с отсутствием паспорта самоходной машины.

Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 1,2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938, пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15 мая 1995 года № 460, п.2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (утвержденных решением Коллегии Еврозийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года № 100), пунктами 3,4, 6, 58 Правил государственной регистрации техники, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1507 от 21 сентября 2020 года, ч.3 ст. 15, ч.1 ст. 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» исходил из того, что прежним собственником паспорт на приобретенный истцом трактор не передавался и административный истец его не предоставил в регистрирующий орган, однако наличие указанного паспорта является обязательным условием для регистрации самоходной машины и допуска ее к эксплуатации. Установив, что трактор ранее не был зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что возложение на Гостехнадзор обязанности по выдаче свидетельства о регистрации спорного трактора без необходимого комплекта документов, в том числе паспорта самоходной машины и документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, противоречит требованиям выше приведенных норм права, в связи с чем счел отказ в государственной регистрации трактора законным и обоснованным, а административное исковое заявление Бельского А.В. не подлежащим удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом.

В силу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (действовавшего на момент возникновения правоотношения) регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора).

Обязательным условием регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и других машин и допуска их к эксплуатации является наличие паспорта самоходной машины и иных видов техники, порядок выдачи которых регламентирован Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 года № 460.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» с 01 сентября 1995 года введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины (далее именуются - самоходные машины и другие виды техники), кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования.

Установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Пунктом 2 названного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 01 сентября 1995 года, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07 августа 2008 года; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 01 сентября 1995 года, ввозимые на территорию Российской Федерации до 01 сентября 2001 года, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 07 августа 2008 года, - при предъявлении их к регистрации.

С 01 января 2016 года вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины.

Оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства - члена, допускалось до указанной даты (подпункт в) пункта 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года № 100 «О паспорте самоходной машины и других видов техники», подпункт б) пункта 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года № 122).

Согласно п. 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года №100), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по Единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года № 100.

Вместе с тем, согласно подпункту «в» п. 2 приведенного Порядка, до 01 января 2016 года допускается оформление паспорта самоходной машины и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства - члена.

В силу п. 9 данного Порядка, орган, уполномоченный на регистрацию машин (Гостехнадзор) может выдать дубликат ПСМ только на ранее зарегистрированную машину.

В настоящее время действуют Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1507 от 21 сентября 2020 года.

Пунктом 2 данных Правил установлено, что государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации.

Пунктом 6 указанных Правил регламентирован заявительный порядок государственной регистрации техники и перечень подлежащих предоставлению к заявлению документов, в том числе документ, подтверждающий право собственности и или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами, паспорт техники.

Основаниями для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные являются, в том числе, обращение с заявлением о государственной регистрации техники, которая не подлежит государственной регистрации в соответствии с настоящими Правилами; отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с настоящими Правилами (п. 58 Правил).

Учитывая изложенное, а также положения п. п. 1, 3 ст. 15, ч.1 ст. 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», установив, что административный истец, владеющий трактором с 20 сентября 2005 года за получением паспорта самоходной машины в порядке п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года № 460 не обращался, а с 01 января 2016 года у органа Гостехнадзора отсутствуют полномочия по выдаче паспорта на самоходную машину, ранее не прошедшую технический учет, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для возложения на административного ответчика обязанности по постановке спорного трактора на учет в силу чего правомерно признал отказ Гостехнадзора в регистрации принадлежащего истцу трактора, соответствующим требованиям действующего законодательства, не нарушающим права и охраняемые законом интересы Бельского А.В.

Поскольку Бельский А.В. обратился за регистрацией трактора, приобретенного в результате совершения простой письменной сделки, то для проведения государственной регистрации, необходимо, чтобы данный трактор был зарегистрирован за прежним владельцем в органе Гостехнадзора либо на него должен быть предоставлен паспорт с соответствующей отметкой о прежнем владельце.

При рассмотрении дела достоверно установлено, что прежним собственником паспорт трактора не передавался и административный истец его не предоставил в регистрирующий орган.

Учитывая, что трактор ранее не был зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации, суд правильно указал, что возложение на Гостехнадзор обязанности по постановке спорного трактора на учет без необходимого комплекта документов, в том числе паспорта самоходной машины и документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, противоречит требованиям выше приведенных норм права.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ условием признания оспариваемых в порядке главы 22 Кодекса решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Такой совокупности условий судом по настоящему делу не установлено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что Новые правила госрегистрации самоходных машин и других видом техники, на которые ссылается в решении суд, не сняли с органов Гостехнадзора обязанности по оформлению и выдаче ПСМ на трактор, выпуска 1987 года и их последующую регистрацию, основанием для отмены либо изменения решения суда не является, так как из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при приобретении трактора Беларусь МТЗ-82, данное транспортное средство в установленном порядке зарегистрировано не было, актом приема-передачи указанного трактора от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что паспорт самоходной машины не передавался. Отсутствие регистрации спорного трактора на территории Российской Федерации за все время его существования подтверждено и представителем административного ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы суда, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции и получили верную правовую оценку.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании закона, выводов суда не опровергают, правовых оснований для отмены или изменения решения суда не содержат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 310 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Бельского Александра Васильевича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий Ж.В. Марина

Судьи О.Н. Денисюк

С.В. Катасонова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 сентября 2022 года.