ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4549/19 от 06.02.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Качур С.В. Дело № 33а-5279/20

№ 2а-4549/19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей Ефименко Е.В., Морозовой Н.А.

по докладу судьи Ефименко Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Кирюшиной М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края об оспаривании решения органа исполнительной власти, по апелляционной жалобе представителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края по доверенности ФИО2 на решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 30.09.2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании незаконным решения от 16.04.2019 года об отказе ФИО1 во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и об обязании включить ФИО1 в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указано, что 29.04.2015 года ею с жилищно-строительным кооперативом "РУСЬ" (далее - ЖСК "РУСЬ") был заключен договор паевого участия № 2-8-К6, согласно которому она обязалась внести паевой взнос размером 1830000 рублей с целью приобретения в собственность жилого помещения - квартиры № 6 на 8-м этаже в подъезде № 2, общей площадью <...> кв.м в 20-этажном многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...> Обязательства по договору ею были выполнены в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 922086 от 29.04.2015 на сумму <...> рублей и платежным поручением № 358104 от 02.05.2015 на сумму <...>. Решением Центрального районного суда г.Сочи от 12.08.2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15.12.2016 года по иску администрации города Сочи пятиэтажный объект незавершенного строительства с элементами конструкций шестого этажа, площадью застройки <...>м, по адресу: <...> признан самовольным строением, подлежащем сносу. Таким образом, она, оплатив в полном объеме стоимость жилого помещения, не имеет возможности получить его. 30.03.2019 года через она обратилась в департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края с заявлением о включении ее в реестр пострадавших граждан. 16.04.2019 года комиссия департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края по рассмотрению заявлений о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных жилых домов на территории Краснодарского края и чьи права нарушены, приняла решение об отказе ФИО1 во включении в реестр пострадавших граждан в связи с тем, что привлечение организацией денежных средств осуществлялось не в рамках Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Указанное решение считает незаконным, нарушающим ее права.

Обжалуемым решением Центрального районного суда г.Сочи от 30.09.2019 года признано незаконным решение департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 16.04.2019 года об отказе ФИО1 во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края по доверенности ФИО2 просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным решения департамента от 16.04.2019 года об отказе во включении ФИО1 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Полагает, что суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права.

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения представителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края по доверенности ФИО2, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.

Согласно материалам дела, 29.04.2015 года ФИО1 с жилищно-­строительным кооперативом "РУСЬ" (далее ЖСК "РУСЬ") был заключен договор паевого участия №2-8-К6, согласно которому ФИО1 обязалась внести паевой взнос размером 1830000 рублей с целью приобретения в собственность жилого помещения - квартиры №6 (строительный номер) на 8-м этаже в подъезде № 2, общей площадью <...> в 20-этажном многоквартирном жилом доме, площадь застройки <...>.м, на части земельного участка площадью <...> кв.м в границах земельного участка площадью <...> с кадастровым номером 23:49:0203005:25, расположенном по адресу: <...>

При рассмотрении дела судом установлено, что в пункте 1.1 договору №2-8-К6 указано, что член ЖСК с целью обеспечения строительства жилого помещения (квартиры) вступает в кооператив, участвующий в строительстве и последующем содержании многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями и парковочным комплексом общей площадью <...> кв.м. Срок сдачи многоквартирного жилого дома - 1 квартал 2018 года. Пунктом 1.3 договора №2-8-К6 определено, что кооператив привлекает подрядчиков для выполнения в полном объеме, включая благоустройство территории, по плану застройки, строительно-монтажных работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, а также иных работ, не упомянутых в ПСД, но необходимых для строительства и ввода, в установленном законодательстве порядке, в эксплуатацию многоквартирного дома, указанного в пункте 1.1 договора. Из пунктов 1.8 и 1.9 договора №2-8-К6 следует, что стоимость строительства указанной квартиры равна сумме паевого взноса и составляет <...> рублей. Пунктом 1.6 договора установлен размер вступительного взноса - <...> рублей.

Указанное обязательство было выполнено ФИО1 в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями № 922086 от 29.04.2015 на сумму <...> и № 358104 от 02.05.2015 на сумму <...> рублей.

Из материалов дела следует, что 30.04.2015 года ЖСК "РУСЬ" в целях строительства многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями и парковочным комплексом, согласно договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, на возмездной основе принял от ООО "Стройинвестспорт" права и обязанности в полном объеме по договору о предоставлении земельного участка общей площадью <...>.м с кадастровым номером 23:49:0203005:25 по адресу: <...> в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора № 4900004795 от 17.09.2008 года.

Строительство указанного многоквартирного жилого дома ЖСК "РУСЬ" осуществлялось на основании части 21.5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в рамках разрешения на строительство №RU 23309-3516 от 30.04.2015 года, выданного ООО "Стройинвестспорт" на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 09.02.2015 года по делу по иску <...>. к администрации города Сочи о признании незаконным решения об отказе в выдаче ООО "Стройинвестспорт" разрешения на строительство объекта - многоквартирный жилой дом на земельном участке по <...>

Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 28.01.2016 года решение Центрального районного суда г.Сочи от 09.02.2015 года отменено, в удовлетворении искового заявления отказано.

Определением Центрального районного суда г.Сочи 25.03.2016 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, суд осуществил поворот исполнения решения Центрального районного суда г.Сочи от 09.02.2015 года и признал пятиэтажный объект незавершенного строительства с элементами конструкций шестого этажа, площадью застройки <...>.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203005:25, самовольным строением, подлежащем сносу.

Решением Центрального районного суда г.Сочи от 12.08.2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15.12.2016 года, по иску администрации города Сочи пятиэтажный объект незавершенного строительства с элементами конструкций шестого этажа, площадью застройки <...>.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203005:25, признан самовольным строением, подлежащем сносу.

Из вышеизложенного следует, что ФИО1, оплатив в полном объеме стоимость приобретенного жилого помещения, не имеет возможности получить его.

При рассмотрении дела судом установлено, что 30.03.2019 года ФИО1 обратилась в департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края с заявлением о включении ее в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных жилых домов на территории Краснодарского края и чьи права нарушены.

16.04.2019 года комиссией департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края по рассмотрению заявлений о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных жилых домов на территории Краснодарского края и чьи права нарушены приняла решение об отказе ФИО1 (организация ЖСК "РУСЬ", объект - многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и парковочным комплексом, расположенный по адресу: г<...> во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в связи с тем, что привлечение организацией денежных средств осуществлялось не в рамках Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Обзоре судебной практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.12.2013 года, следует, что при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ, в том числе меры ответственности, им предусмотренные. Пунктом 1 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.07.2017 года, следует, что суду независимо от наименования договора следует установить его действительное содержание, исходя как из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, так и из существа сделки с учетом действительной общей воли сторон, цели договора и фактически сложившихся отношений сторон. Если установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей требованиям Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ, в действительности имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения этого закона.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (часть 7 статьи 23 вышеуказанного закона).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 года № 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и Правила ведения реестра пострадавших граждан (далее - Правила).

До вступления в силу оспариваемого Приказа порядок формирования и ведения реестра регулировался Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 года № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».

Согласно пункту 2 Приложения 1 к названному Приказу, критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являлись: - привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления; - привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину; - просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены); - привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства; - прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства; - признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов; - вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства; - установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены; - ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.

Включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу (пункт 4 Правил).

Включению в реестр подлежат сведения о заявителе, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов в целях последующего проживания пострадавшего гражданина и членов его семьи, при наличии одного или нескольких обстоятельств, установленных пунктом 2 Приложения № 1 к настоящему приказу (пункт 8 Правил).

Включение в реестр осуществляется на основании заявления (пункт 9 Правил).

К заявлению прилагаются, в том числе, копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома. На основании п. 13 Правил контролирующий орган рассматривает заявление с прилагаемыми документами и в срок не позднее 20 дней со дня подачи заявления принимает решение о включении заявителя в реестр или о мотивированном отказе во включении заявителя в реестр и направляет заявителю копию указанного решения (пункт 10 Правил).

Согласно пункту 14 Правил, основаниями для отказа во включении заявителя в реестр являются: - несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших; - непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил; - введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения; - привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ после вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010 года № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; - привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.

На основании пункта 2 Критерия основанием для отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются следующие обстоятельства: неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года № 214-ФЗ, обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства: - введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия; - не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект; - не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 года № 214-ФЗ; - не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома; - не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов; привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года № 214-ФЗ; надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта; неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства; отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве; необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2004 года № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации; отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.

Согласно пункту 3 Критерия, гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на объект долевого строительства и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан.

Судом при рассмотрении дела установлено, что между ЖСК "Русь" и ФИО1 был заключен договор о внесении паевого взноса, с целью обеспечения строительства жилого помещения (квартиры). Обязательства пайщика административным истцом исполнены, однако, в указанный договоре срок жилой дом построен не был.

С учетом вышеизложенного судом сделан правильный вывод, что в отношении административного истца имелись предусмотренные федеральным законодательством, действующим на момент заключения договора, также как и на момент подачи заявления о включении ее в реестр пострадавших, основания, позволяющие отнести административного истца к числу пострадавших, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Пунктом 10 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении заявителя в истца к числу пострадавших, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Вместе с тем, таких оснований судом не установлено.

Довод административного ответчика о неприменении к возникшим правоотношениям положений Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не может быть признан обоснованным, поскольку положения указанного Федерального закона направлены на защиту участников долевого строительства, граждане вправе рассчитывать на предусмотренные названным законом меры в случае нарушения их прав, учитывая цели данного закона.

При рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ, независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного федерального закона (Обзор судебной практики Президиума Верховного суда Российской Федерации от 19.07.2017 года и от 30.01.2013 года).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание привлечение денежных средств ФИО1, судом первой инстанции правильно указано, что заключенный ею договор с ЖСК "Русь" о внесении паевого взноса, по форме, содержанию и условиям обязательства соответствуют всем существенным условиям договора участия в долевом строительстве.

Доводы апелляционной жалобы ответчика, о том, что ЖСК "Русь" не отвечало критериям, установленным Федеральным законом от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», действующим на момент заключения договора, не могут быть приняты судом во внимание в виду следующего.

Согласно действующей на момент заключения административным истцом договора паевого участия редакции части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только: на основании договора участия в долевом строительстве; путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

На основании части 21 статьи 16.5 Федерального закона от 24.07.2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» в целях жилищного строительства и (или) строительства объектов инженерной инфраструктуры кооператив самостоятельно или с привлечением технического заказчика заключает с учетом положений, предусмотренных частями 27, 31 и 32 настоящей статьи, договор на строительство жилья и (или) строительство объектов инженерной инфраструктуры (далее - договор строительного подряда) с лицом, которое соответствует установленным части 26 настоящей статьи требованиям.

Согласно статье 26 Федерального закона от 24.07.2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» при заключении кооперативом или техническим заказчиком договора строительного подряда к лицу, с которым заключается такой договор, устанавливаются следующие обязательные требования: - наличие у указанного лица опыта работы в качестве лица, осуществляющего строительство, при условии, что совокупный объем ввода объектов жилищного строительства в эксплуатацию с участием указанного лица в качестве генерального подрядчика, подрядчика по договору строительного подряда на строительство объектов жилищного строительства за последние три года, предшествующие дате предоставления кооперативу указанным лицом документов, предусмотренных частью 29 настоящей статьи, составляет не менее чем общая площадь многоквартирных домов, жилых домов (в том числе объектов индивидуального жилищного строительства), предусмотренная проектом такого договора; - наличие у указанного лица полученного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности допуска к работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительство которых предусмотрено проектом такого договора), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; - соответствие указанного лица требованиям, предусмотренным пунктами 3 - 6 части 1 статьи 16.7 настоящего Федерального закона, на дату предоставления кооперативу указанным лицом документов, предусмотренных частью 29 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, пунктом 1.1 договора паевого участия № 2-8-К6 определено, что член ЖСК вступает в кооператив, участвующий в строительстве и последующем содержании многоквартирного дома с нежилыми помещениями и парковочным комплексом.

Согласно пункту 1.3 договора, кооператив привлекает подрядчиков для выполнения в полном объеме, включая благоустройство территории, по плану застройки, строительно-монтажных работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, а также иных работ, не упомянутых в ПСД, но необходимых для строительства и ввода, в установленном законодательстве порядке, в эксплуатацию многоквартирного дома, указанного в пункте 1.1 договора.

В материалы дела административным истцом предоставлено разрешение на строительство № RU23309-3036, выданное ООО "Стройинвестспорт" 30.04.2015 года, а также договор аренды земельного участка, заключенный с муниципальным образованием.

Согласно договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 30.04.2015 года, ООО "Стройинвестспорт" передал свои права и обязанности по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора №490004795 от 17.09.2008 года ЖСК "Русь".

Из письма департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края следует, что проверкой государственного строительного надзора установлено, что застройщиком объекта является ООО "Стройинвестспорт", заказчиком ЖСК "Русь", подрядчиком ООО "РосСтрой-СТП".

Следовательно, на момент заключения договора ЖСК "Русь" полностью отвечало критериям, установленным действующим на данное время Федеральным законом от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

На основании изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод, что поскольку ФИО1 свое обязательство по договору паевого участия № 2-8-К6 по уплате денежных средств исполнила в полном объеме, следовательно, она относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в связи с чем, основания для отказа ФИО1 во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства и чьи права нарушены, у департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края отсутствовали.

Вместе с тем, на основании подпункта "в" части 7 статьи 1 Федерального закона от 27.06.2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ признана утратившей силу, в связи с чем, с 27.06.2019 года у департамента отсутствуют полномочия по ведению реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

При таких обстоятельствах требования ФИО1 об обязании департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края включить ее в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения в связи с неисполнимостью данного требования.

При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.

Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего административного дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.

Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 30.09.2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 февраля 2020 года.