ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-455/2022 от 05.10.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Магденко И.В. № 33а-9814/2022

Докладчик: Казакова И.А. (2а-455/2022)

(42RS0036-01-2022-000937-52)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2022 года г. Кемерово

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Казаковой И.А.,

судей: Бегуновича В.Н., Гульновой Н.В.,

при секретаре: Тодышевой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Казаковой И.А. административное дело по исковому заявлению Кемеровской таможни к Кизилову Андрею Владимировичу о взыскании таможенных платежей, утилизационного сбора, пени,

по апелляционной жалобе Кизилова А.В. на решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 26 июля 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

Кемеровская таможня обратилась в суд с административным иском к Кизилову А.В. о взыскании таможенных платежей, утилизационного сбора, пени.

Требования мотивированы тем, что 11.02.2020 Кизилов А.В. ввез в Российскую Федерацию без таможенного декларирования и уплаты таможенной пошлины приобретенный в Республике Армения автомобиль, который в соответствии с правом ЕАЭС признается иностранным товаром и подлежит оплате таможенной пошлиной в размере, определенном в соответствии с таблицей № 2 приложения № 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107.

Поскольку таможенная пошлина не оплачена своевременно 11.02.2020, а также своевременно не оплачен утилизационный сбор, то на эти суммы подлежат начислению пени.

Просили взыскать в доход федерального бюджета с Кизилова А.В. таможенные платежи в размере 2 330 223,44 руб., пени за неуплату таможенных платежей в размере 709 546,57 руб., обязательные платежи в виде утилизационного сбора в размере 5 200 руб., а также пени за неуплату утилизационного сбора в размере 992,51 руб. в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации автомобиля «GMC Yukon XL 6.0», 2003 года выпуска.

Решением Топкинского городского суда Кемеровской области от 26 июля 2022 года исковые требования Кемеровской таможни удовлетворены, с Кизилова А.В. взыскана задолженность в указанных в иске размерах.

В апелляционной жалобе Кизилов А.В. просит решение суда отменить.

Считает, что в решении суда не приведено ни одного доказательства, на основании которых суд посчитал установленными обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что свидетельствует о нарушении судом одного из принципов административного судопроизводства - непосредственность судебного разбирательства.

Судом не установлены полномочия Кемеровской таможни повзысканию таможенных платежей в федеральный бюджет.

Кроме того, в решении суда отсутствует указание на конкретную норму, в соответствии с которой рассчитывается таможенный платеж при ввозе принадлежащего ему автомобиля.

Ссылка суда на решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» не может свидетельствовать об исполнении судом требования КАС РФ в этой части, поскольку отсутствуют указание на конкретные положения данного решения, регламентирующие расчет суммы таможенного платежа.

На апелляционную жалобу представителем Кемеровской таможни Сопруненко Н.А. принесены возражения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Сопруненко Н.А., действующая на основании доверенности, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.

Административный истец Кизилов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителя Кемеровской таможни - Сопруненко Н.А., поддержавшей доводы возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - Кодекс Союза), и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе) и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней исполняется плательщиком, лицом, несущим с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при взыскании таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в порядке, определенном главой 12 настоящего Федерального закона, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, допускается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, иными лицами.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование товаров осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не остановлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кизилов А.В. 11.02.2020 приобрел на территории республики Армения транспортное средство — автомобиль марки «GMC Yukon XL 6.0», 2003 года выпуска, VIN , имеющий государственный регистрационный знак Республики Армения .

При этом, на основании статьи 326 ТК ЕАЭС Кемеровской таможней в отношении Кизилова А.В. проведена проверка таможенных, иных документов и (или) ведений, начатая после выпуска товаров (далее - проверка), в части соблюдения условий ввоза транспортного средства для личного пользования, а также счисления, полноты и своевременности уплаты утилизационного сбора.

По результатам проверки установлено, что согласно письму Управления международного сотрудничества Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения от 18.01.2021 №5-4/1892-2021 автомобиль марки «GMC Yukon XL 6.0» 2003 года выпуска, VIN , задекларирован в Республике Армения по таможенной процедуре «Выпуск для внутреннего потребления» по таможенному приходному ордеру 05100020/271219/0000610089. Размер оплаченной таможенной пошлины составил 104577 AMD, НДС - 230069 AMD. Автомобиль «GMC Yukon XL 6.0» 2003 года выпуска, VIN не обладает статусом товара Евразийского экономического союза.

Кроме того, гражданин Российской Федерации Кизилов А.В. при приобретении вышеуказанного автомобиля на территории Республики Армения и его последующем ввозе на территорию Российской Федерации статусом лица, постоянно проживающего на территории Республики Армения, не обладал.

Проверкой установлено, что требование пункта 35 Условий и переходных положений гражданином Кизиловым А.В. не исполнено, так как он не является лицом, постоянно проживающим на территории Республики Армения, в связи с чем, ввезти автомобиль «GMC Yukon XL 6.0» 2003 года выпуска, VIN , который ввезен на территорию Республики Армения позднее подписания Договора о присоединении, и, соответственно, статусом товаров ЕАЭС не обладал, на территорию других государств - членов ЕАЭС без доплаты подлежащих уплате таможенных платежей он не мог.

11.02.2020 Кизиловым А.В. автомобиль «GMC Yukon XL 6.0» 2003 года выпуска, VIN , ввезен на территорию Российской Федерации, что не оспаривалось административным ответчиком.

17.01.2022 Кемеровской таможней в адрес Кизилова А.В. заказным письмом направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов № 10608000/У2022/0000016 в размере 2 330 223,44 руб., а также пени в размере 247 812,80 руб.

Указанная в уведомлении сумма Кизиловым А.В. оплачена не была, в связи с чем Кемеровской таможней произведен расчет суммы пени на задолженность по таможенным платежам Кизилова А.В., начиная с 12.02.2020 года по 01.06.2022 год, размер которой составил 709 546,57 руб.

Удовлетворяя требования административного искового заявления суд первой инстанции проверил соблюдение таможенным органом отправки уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации автомобиля, правильность исчисления размера пени после неисполнения Кизиловым А.В. в установленные сроки обязанности по уплате таможенных платежей и пришел к выводу о наличии у административного ответчика задолженности в указанном в иске размере, в связи с неисполнением обязанности по уплате таможенных платежей.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.

На основании пункта 32 Условий и переходных положений (приложение №3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 (подписан в г. Минск 10.10.2014)) (далее - Приложение № 3 к Договору) в отношении автомобилей, ввезенных на территорию Республики Армения после подписания Договора, при их ввозе на территории других государств-членов ЕАЭС разница между уплаченными суммами таможенных пошлин, налогов и суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащими уплате, может быть оплачена в бюджет Республики Армения до ввоза на территории таких других государств-членов ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 33 Приложения № 3 к Договору в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 Приложения № 3 к Договору, при их ввозе на территории других государств-членов ЕАЭС проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном ТК ЕАЭС, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с четом пунктов 34 и 35 Приложения № 3 к Договору.

В соответствии с пунктом 35 Приложения № 3 к Договору автомобили, указанные в пункте 30 и пункте 31 Приложения № 3 к Договору, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств-членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств-членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств-членов АЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Положения Решения Совета Евразийской экономической комиссии от -0.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - Решение № 107) определяют единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способов ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза.

Таким образом, для расчета разницы сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе транспортных средств на территорию Российской Федерации для личного пользования, подлежат применению единые ставки таможенных пошлин, налогов, установленные для рассматриваемой категории транспортных средств (таблица 2 приложения 2 к Решению № 107).

На основании пункта 34 Приложения № 3 к Договору, в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 Приложения № 3 к Договору, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере, указанном в абзаце втором пункта 31 Приложения 3 к Договору, до ввоза на территории других государств - членов ЕАЭС, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства-члена ЕАЭС, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которое прибыли такие автомобили.

Суд первой инстанции признал арифметически верным расчет суммы таможенных платежей, подлежащих доплате Кизиловым А.В. в бюджет Российской Федерации, за автомобиль, выводы суда первой инстанции изложены в оспариваемом решении и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Таким образом, сумма таможенных платежей, подлежащих доплате Кизиловым А.В. в бюджет Российской Федерации за автомобиль «ОМС Yukon XL 6.0» 2003 года выпуска, VIN , объем двигателя 5967 см. куб., ввезенный 11.02.2020 на территорию Российской Федерации, составляет 2 330 223,44 руб.

В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик обязан оплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обязанность по оплате пеней исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме независимо от применения иных мер ответственности за нарушение международных договоров и актов в сфере множенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации.

Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.

Поскольку в установленный законом срок обязанность по уплате таможенных платежей Кизиловым А.В. не исполнена, таможенным органом произведено доначисление пени в размере 247 812,80 руб.

Судом установлено, что указанная сумма оплачена не была, в связи с чем административным истцом был произведен расчет суммы пени на задолженность по таможенным платежам Кизилова А.В., начиная с 12.02.2020 года по 01.06.2022 год, размер которой составил 709 546,57 руб. Данный расчет также был проверен судом первой инстанции, признан арифметики верным.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Федеральный закон №89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, оплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Пунктом 4 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.

В соответствии с пункт 15(1) раздела II Правил взимания, исчисления, у платы и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, сформируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора в сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация управляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

Перечнем установлена базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора – 20 000 руб. Согласно Перечню в случае ввоза физическим лицом транспортного средства для личного пользования, с даты выпуска которого прошло более 3 лет, применяется коэффициент расчета суммы утилизационного сбора 0,26 базовой ставки. Размер утилизационного сбора в этом случае составляет 5 200 руб. (20000 руб. х 0,26).

Судом установлено, что Кемеровская таможня уведомила Кизилова А.В. о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении вышеуказанного транспортного средства заказным письмом от 17.01.2022 № 15-02-10/00495.

Согласно абзацу 4 пункта 11(2) Правил взимания утилизационного сбора -непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

В соответствии с абзацем 4 пункта 11(2) Правил взимания утилизационного сбора пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

Поскольку в установленный законом срок обязанность по уплате утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации автомобиля «GMC Yukon XL 6.0» 2003 года выпуска, VIN , Кизиловым А.В. не исполнена, таможенным органом произведено доначисление пени в размере 992,51 руб. Расчет суммы пени по утилизационному сбору Кизилова А.В., представленный административным ответчиком, проверен судом первой инстанции, судебной коллегией признается верным.

Административный ответчик не представил суду первой инстанции, а также суду апелляционной инстанции доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и утилизационного сбора.

С учетом вышеуказанных норм права и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно взыскал таможенные платежи и пени с Кизилова А.В.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и не являются основаниями для отмены решения суда. Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении действующего законодательства.

Принятое судебное решение является законным, обоснованным, предусмотренные ст.310 Кодекса административного судопроизводства основания для отмены решения отсутствуют.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 26 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 10 октября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: