ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-458/2023 от 08.11.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья – Пашкевич Д.Э. Дело № 33а-16333/2023 (2 инстанция)

УИД 52RS0058-01-2023-000478-29 Дело № 2а-458/2023 (1 инстанция)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Нижний Новгород 08 ноября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей Есыревой Е.В., Гущевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Ягилевой Л.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Есыревой Е.В.

административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области

на решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 28 июля 2023 г.

по административному иску Шахунского городского прокурора в интересах неопределенного круга и несовершеннолетних лиц к администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области, МБОУ «Шахунская гимназия им.А.С.Пушкина» об обязании оборудовать здание образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией, обязании осуществить финансирование,

УСТАНОВИЛА:

Шахунский городской прокурор обратился в суд с указанным административным иском.

В обоснование заявленных требований, указав, что Шахунской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях городского округа город Шахунья. В ходе проведенной проверки установлено, что МБОУ «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина» является объектом 3 категории опасности. При этом, в нарушение пп. «д» п. 24 Требований, здание образовательного учреждения не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Таким образом, установленные законом процедуры и требования законодательства об антитеррористической защищенности, направленные на обеспечение безопасности объекта образования нарушены, что создаёт угрозу жизни и здоровья людей, пребывающих в здании и на территории учреждения, в том числе в случае совершения террористического акта.

Ввиду вышеизложенного, городской прокуратурой 29.03.2023 в адрес директора МБОУ «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина» и в адрес главы местного самоуправления г.о.г. Шахунья внесены обобщенные представления с требованием устранить выявленные нарушения. 24.04.2023 в городскую прокуратуру поступил ответ от МБОУ «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина» на вышеуказанное представление, согласно которому подана заявка № 12 от 11.01.2023 на выделение денежных средств для обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а также подана заявка в ООО «Партнер Энерго» на актуализацию сметы по оборудованию образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории)? о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно ответу администрации г.о.г. Шахунья от 28.04.2023 на вышеуказанное представление на условиях софинансирования в течение финансового года будет выполнен ряд мероприятий по исполнению требований законодательства об антитеррористической защищенности в общеобразовательных учреждениях 3 и 4 категории опасности, а именно в подведомственных учреждениях будут установлены в том числе голосовые оповещения. До настоящего времени здание МБОУ «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина» системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не оборудовано.

Шахунский городской прокурор Нижегородской области просил обязать МБОУ «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина», расположенное по адресу: ул. Комсомольская, д. 5, г. Шахунья, Нижегородская область, 606910, оборудовать здание образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в срок до 01.09.2023 года; обязать администрацию г.о.г. Шахунья Нижегородской области осуществить финансирование МБОУ «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина» в целях выполнения мероприятий по оборудованию здания образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Решением Шахунского районного суда Нижегородской области от 28 июля 2023 г. постановлено:

Административный иск Шахунского городского прокурора в интересах неопределенного круга и несовершеннолетних лиц к администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Шахунская гимназия им. А.С.Пушкина» об обязании оборудовать здание образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией, обязании осуществить финансирование удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина», расположенное по адресу: [адрес], ФИО1[адрес], 606910, оборудовать здание образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в срок – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию городского округа [адрес]ФИО1[адрес] осуществить финансирование Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шахунская гимназия им. ФИО6» в целях выполнения мероприятий по оборудованию здания образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В апелляционной жалобе администрация городского округа [адрес]ФИО1[адрес], просит решение Шахунского районного суда ФИО1[адрес] от [дата] отменить, в удовлетворении требований отказать.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

В силу части 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Согласно пп.«д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 05.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. При этом в п.13 данного документа указано, что предупреждение (профилактика) терроризма реализуется путем осуществления мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу пп. 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В пункте 8 части 1 статьи 41 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ закреплено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно части 2 статьи 41 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В силу части 7 статьи 28 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания образовательных организаций, в данных зданиях должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а также должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно пункта 2 Постановления Правительства РФ от 04.05.2008 № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности разрабатывают и обеспечивают реализацию комплекса мер, направленных на противодействие идеологии терроризма, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Согласно подпунктам "а", "в" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Подпунктом "д" пункта 24 Требований, предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности должны осуществляться мероприятия, предусмотренные пунктом 24 этих Требований.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В соответствии с пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно пункта 7.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В пункте 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" закреплено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Из пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 года, следует, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Из материалов настоящего дела следует, что Шахунской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействию терроризму и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях городского округа [адрес]ФИО1[адрес].

МБОУ «Шахунская гимназия им. ФИО6», расположенная по адресу: [адрес], ФИО1[адрес], 606910, осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжением главы администрации г.о.[адрес]ФИО1[адрес] от [дата][номер]-р.

В ходе проверки городской прокуратуры совместно с Уренским отделением вневедомственной охраны – филиал ФГКУ УВО ВНГ России по ФИО1[адрес] установлено, что МБОУ «Шахунская гимназия им. ФИО6»» является объектом 3 категории опасности. При этом, в нарушение пп. «д» п. 24 и п. 25 Требований, здание образовательного учреждения не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

29.03.2023 года городской прокуратурой в адрес директора МБОУ «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина» и в адрес главы местного самоуправления городского округа город Шахунья внесены обобщенные представления с требованием устранить выявленные нарушения.

24.04.2023 года в городскую прокуратуру поступил ответ от МБОУ «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина» на вышеуказанное представление, согласно которому образовательным учреждением подана заявка № 12 от 11.01.2023 на выделение денежных средств для обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а также подана заявка в ООО «Партнер Энерго» на актуализацию сметы по оборудованию образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории)? о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно ответу администрации городского округа город Шахунья от 28.04.2023 года на вышеуказанное представление на условиях софинансирования в течение финансового года будет выполнен ряд мероприятий по исполнению требований законодательства об антитеррористической защищенности в общеобразовательных учреждениях 3 и 4 категории опасности, а именно в подведомственных учреждениях будут установлены в том числе голосовые оповещения.

Установлено, что до настоящего времени здание МБОУ «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина» системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не оборудовано.

Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, установив нарушения закона, свидетельствующие о ненадлежащей организации работы в сфере антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения, пришел к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия, изучив и проанализировав фактические обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, соглашается с выводами суда первой инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Принимая во внимание вышеизложенные мотивы, учитывая, что совокупность условий, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по настоящему делу установлена, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина», расположенное по адресу: ул. Комсомольская, д. 5, г. Шахунья, Нижегородская область, 606910, оборудовать здание образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в срок – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также на администрацию городского округа город Шахунья Нижегородской области осуществить финансирование Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина» в целях выполнения мероприятий по оборудованию здания образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, определенный судом первой инстанции срок для устранения, выявленных нарушений, с учетом даты принятия решения, является разумным. Вместе с тем, следует отметить, что при возникновении действительно объективных обстоятельств, не позволяющих исполнить решение суда первой инстанции в указанный срок, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда незаконным.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 28 июля 2023 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области,без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: