ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4592/2023 от 12.10.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Медоева Е.Н. дело №33а-34819/2023

дело №2а-4592/2023

УИД 23RS0040-01-2023-004040-43

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2023 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей Золотова Д.В., Кривцова А.С.,

по докладу судьи краевого суда Кривцова А.С.,

при ведении протокола Гвоздевой В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Краснодар Водоканал» к администрации муниципального образования город Краснодар о признании постановления недействующим,

по апелляционной жалобе представителя ООО «Краснодар Водоканал» по доверенности Назарова А.А. на решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 14 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

ООО «Краснодар Водоканал» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просит, с учетом уточнений, признать недействующим с 1 марта 2023 года пункт 2 постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 1 марта 2023 года ........ «Об установлении тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ...........9 обязать администрацию муниципального образования город Краснодар принять новый нормативно-правового акт об установлении тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для ...........10» в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

В обоснование заявленных требований указано, что постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 1 марта 2023 года ........ (далее Постановление № 821) для ...........11 были установлены тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с 1 марта 2023 года по 31 декабря 2023 года.

Данное постановление опубликовано на официальном портале сайта администрации муниципального образования город Краснодар и Городской думы Краснодара http//www.krd.ru 01.03.2023, а также в газете Краснодарские известия №4 от 4 марта 2023 года.

Административный истец полагает, что указанное постановление противоречит нормам Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» (далее Постановление № 2053).

Кроме того, по мнению административного истца, оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы ООО «Краснодар Водоканал», ввиду позднего его принятия, и невозможностью учесть в тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение на 2023 год для ООО «Краснодар Водоканал» планируемые расходы по оплате услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод ...........12 в 2023 году.

На основании изложенного, ООО «Краснодар Водоканал» обратилось в суд с административным исковым заявлением.

Решением Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 14 июля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением, представитель ООО «Краснодар Водоканал» по доверенности Назаров А.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Ссылается на нарушение судом при вынесении решения норм материального права.

В своих возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Савельев В.А., аргументируя свои доводы, просит решение суда оставить без изменений.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Краснодар Водоканал» по доверенности Назаров А.А. наставил на удовлетворении апелляционной жалобы.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Савельев В.А. просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на доводы, указанные в возражениях на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили; заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении судебного разбирательства не поступило.

Согласно части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, не препятствует рассмотрению дела, с учетом положений части 2 статьи 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и утверждение производственных программ.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 октября 2010 года № 2065-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса» муниципальному образованию город Краснодар переданы отдельные государственные полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Краснодар.

Согласно статье 66 Устава муниципального образования город Краснодар, утвержденного решение городской Думы Краснодара от 21 апреля 2011 года № 11 п.6 (далее Устав), глава муниципального образования город Краснодар в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, настоящим Уставом, решениями городской Думы Краснодара, издает постановления администрации муниципального образования город Краснодар по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Краснодар федеральными законами и законами Краснодарского края.

В силу абзаца 2 части 1 статьи 72 Устава муниципальные правовые акты, подлежащие обязательному официальному опубликованию, вступают в силу после их официального опубликования.

Согласно части 1 статьи 73 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, подлежат обязательному официальному опубликованию.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование город Краснодар, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 2 июля 2018 года № 2671 утвержден Порядок осуществления администрацией полномочий в области регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения, в том числе определен порядок взаимодействия управления цен и тарифов администрации и департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации при реализации переданных Краснодарским краем отдельных государственных полномочий по регулированию тарифов организациям, оказывающим услуги на территории муниципального образования город Краснодар.

На управление возложены функции по выбору метода регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения на услуги организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее Постановление № 406) и основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением № 406. Управление уполномочено на проведение экспертизы предложений регулируемых организаций об установлении тарифов в части экономической обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражению результатов экспертизы в экспертном заключении, а департамент готовит заключения об обоснованности производственных программ регулируемых организаций по техническим и натуральным показателям производственной деятельности на основании проводимого мониторинга регулируемых организаций в части объемов оказываемых услуг, количества необходимых ремонтов и электроэнергии.

Так, на основании поступившего в управление заявления регулируемой организации от 16 января 2023 года ........ и обосновывающих материалов об установлении тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения методом сравнения аналогов на 2023 год, открыто соответствующее тарифное дело.

При проведении экспертизы управлением учтено и отражено в указанной экспертизе, что ранее управлением проведена оценка соответствия собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений, которым по состоянию на 1 января 2022 года установлены тарифы на транспортировку воды и (или) сточных вод, критериям отнесения к транзитным организациям.

В ходе проведения оценки установлено, что на основании подпунктов а) и в) пункта 45(1) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, ООО ...........15 осуществляющее деятельность по транспортировке холодной воды и транспортировке сточных вод, не соответствует утвержденным критериям, так как неразрывная протяженность участков сетей в пределах централизованной системы водоснабжения и водоотведения составляет менее 7 километров каждая, а также отсутствует аварийно-диспетчерская служба.

Таким образом, установленные постановлением администрации от 20 декабря 2021 года ........ «Об установлении на 2022 год тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» тарифы для указанной регулируемой организации на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2022 год, отменены с 1 сентября 2022 года.

С учетом изложенного, указанная организация перестала относиться к категории организаций, в отношении которых ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов.

В новом заявлении об установлении тарифов регулируемой организацией представлены обосновывающие документы об эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения неразрывной протяженностью сетей не менее 7 км, что подтверждает соответствие ...........16 критериям транзитной организации.

В соответствии с пунктом 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением № 406, решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также решение об установлении тарифов на осуществляемые регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов. По решению органа регулирования данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.

По результатам проведения экспертизы управлением дано экспертное заключение от 26 января 2023 года ........ об экономической обоснованности расчета рассматриваемых тарифов на услуги ...........17

В отношении проекта Постановления ........ имеются заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы от 7 февраля 2023 года ........ подготовленное правовым департаментом администрации, из которого следует, что коррупционные факторы не выявлены, а также заключение прокуратуры города Краснодара от 21 февраля 2023 года, согласно которому проект Постановления ........ разработан в пределах компетенции администрации и его принятие отвечает требованиям необходимости и достаточного правового урегулирования, кроме того, в указанном проекте отсутствуют положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, а также коррупциогенные факторы не выявлены.

Кроме того, Постановление ........ официально опубликовано 1 марта 2023 года на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара, а также в печатном издании газеты «Краснодарские известия» 4 марта 2023 года № 4.

Таким образом, решение об установлении тарифов на услуги ...........18 принято органом регулирования в сроки, установленные Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением ........

Оспариваемый нормативный правовой акт издан администрацией в порядке, установленном нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, в пределах компетенции администрации, с соблюдением установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Кроме этого, Постановление ........ соответствует форме и виду, установленных порядком подготовки и оформления проектов муниципальных правовых актов, содержащимся Инструкции по делопроизводству в администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденной распоряжением главы муниципального образования город Краснодар от 11 июля 2008 года № 177-р.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, постановление № 821 соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Так, судом установлено, что необходимая валовая выручка на 2023 год, установленная ...........19 в целях оказания услуг транспортировки холодной воды, стоков и подлежащая оплате ООО «Краснодар Водоканал» определена органом регулирования в размере 7656,37 тыс. руб., что составляет менее 0,2 процента от установленной ООО «Краснодар Водоканал» выручки на текущий период и в силу арифметической погрешности не может привести к росту тарифов для потребителей в 2024 - 2025 годах. При этом, общий размер заложенной ООО «Краснодар Водоканал» в тариф на 2023 год прибыли составляет 209 075 тыс. руб., следовательно, доводы ООО «Краснодар Водоканал» о возникновении убытков вследствие не учета органом регулирования расходов в размере 7656,37 тыс. руб. противоречат основам бухгалтерского учета.

Согласно требованиям подпункта 6 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» регулируемые тарифы в сферах теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами устанавливаются на 2023 год без календарной разбивки и вводятся в действие с 1 декабря 2022 года.

При этом, в соответствии с подпунктом 11 пункта 4 Постановления № 2053 пересмотру подлежат с учетом предусмотренных данным постановлением особенностей только те регулируемые тарифы, которые установлены (скорректированы) на 2023 год до вступления в силу Постановления № 2053.

Таким образом, требования подпункта 6 пункта 3 Постановления ........ об установлении тарифов на 2023 год не позднее 15 дней со дня вступления в силу данного постановления (то есть до 1 декабря 2022 года) не могут быть применимы ввиду отсутствия у ...........20 с 1 сентября 2022 года действующих тарифов, которые необходимо было пересмотреть с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением ........ и ввести в действие с 1 декабря 2022 года.

Согласно ранее внесенным изменениям в Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением ........, тарифы на транспортировку холодной и горячей воды, сточных вод, установленные организациям, не соответствующим критериям отнесения к транзитным организациям, не применяются такими организациями и подлежат отмене органами регулирования тарифов с 1 сентября 2022 года.

Уведомление о несоответствии критериям отнесения к транзитным организациям направлено в адрес ...........21 письмом от 31 марта 2022 года ........

Постановлением администрации от 31 августа 2022 года ........ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 17 декабря 2019 года ........ «Об установлении на 2020 - 2022 годы тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» и признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 20 декабря 2021 года № ........ «Об установлении на 2022 год тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» тарифы на транспортировку холодной воды и (или) сточных вод, установленные на 2022 год организациям, не соответствующим критериям отнесения к транзитным организациям, в том числе ...........22 прекратили действие с 1 сентября 2022 года.

В последствии, ...........23 устранило несоответствие критериям отнесения к транзитным организациям и в целях осуществления надлежащей эксплуатации водопроводных и канализационных сетей обратилось 10 января 2023 года в управление с заявлением об установлении тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2023 год.

В соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов в случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением ........, отказ в открытии дела не допускается.

Таким образом, согласно тарифному законодательству отсутствие в тарифе гарантирующего поставщика услуг, которым является ООО «Краснодар Водоканал», источника средств на покрытие расходов за услуги транспортирующей организации не является основанием для органа регулирования принятия решения об отказе в установлении тарифов вне зависимости от даты подачи соответствующего заявления об установлении тарифов учитывая, что ранее принятые тарифы отменены в силу закона.

Кроме того, пунктом 15 Основ ценообразования в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением № 406 предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), то такие выпадающие расходы, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью с учетом значений индекса потребительских цен определенного в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период, в котором указанные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Экспертное заключение управления от 26 января 2023 года ........ по экономическому обоснованию тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ...........24 на 2023 год рассмотрено на заседании правления администрации по регулированию тарифов.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд пришел в верному выводу о законности Постановление ........, поскольку оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов административного истца в указанных им аспектах и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения принципов законности и справедливости. Судом первой инстанции объективно, полном и достоверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также точно и правильно применены законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 КАС РФ. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы проверены, и не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, о том, что решение суда является законным и обоснованным, отмене либо изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 14 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Краснодар Водоканал» по доверенности Назарова А.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: