ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-459/2022 от 08.04.2022 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

(2а-459/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 8 апреля 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Самыгиной С.Л.,

судей Маликовой М.А., Фомина И.Н.

при секретаре Шульгиной А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ташева Б.Б. к избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа Белгородской области об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования

по апелляционной жалобе Ташева Б.Б.

на решение Валуйского районного суда Белгородской области от 1 апреля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Маликовой М.А., объяснения представителя административного ответчика – избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа по доверенности Камалова О.Р., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, и заключение помощника прокурора Мелиховой Н.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Ташев Б.Б., являющийся кандидатом в депутаты Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному округу № 1, обратился в Валуйский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части для подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № 1».

Указанное постановление, по мнению заявителя, является незаконным. Считает, что избирательный участок создан для фальсификации выборов. Дополнительно в суде первой инстанции пояснил, что избирательный участок расположен на территории войсковой части , которая является режимным объектом, в связи с чем он лишен возможности пройти на участок и разместить там агитационные материалы.

Решением Валуйского районного суда Белгородской области от 1 апреля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Ташев Б.Б. просит решение отменить, вынести по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседании надлежащим образом (административный истец и его представитель Щекалов А.В. СМС- сообщениями, доставлены 6 апреля 2022 года, заинтересованное лицо - войсковая часть телефонограммой 7 апреля 2022 года. Кроме того, стороны извещались путем размещения на сайте суда информации в сети «Интернет» 7 апреля 2022 года), в судебное заседание не явились, участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителей не обеспечили. О причинах неявки суд в известность не поставили, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, и их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика и заключение помощника прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьей 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.

Обращаясь в суд с административным иском о признании незаконным постановления об образовании избирательного участка, истец фактически ставил вопрос о целесообразности и наличии оснований для формирования дополнительного избирательного участка на территории <адрес> с учетом места фактического проживания военнослужащих, проходящих военную службу в войсковой части , и установленного положением пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67 - ФЗ) права военнослужащих голосовать на общих избирательных участках.

Из материалов административного дела усматривается, что 18 января 2022 года Советом депутатов <данные изъяты> городского округа принято решение «О назначении дополнительных выборов депутата Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу №1», которым назначены дополнительные выборы депутата Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № 1 на 10 апреля 2022 года.

Избирательной комиссией <данные изъяты> городского округа ДД.ММ.ГГГГ принято постановление «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № 1, назначенных на 10 апреля 2022 года».

21 января 2022 года в Избирательную комиссию <данные изъяты> городского округа поступило обращение от командира войсковой части за с просьбой организовать на территории войсковой части временный избирательный участок в целях обеспечения законности избирательных прав военнослужащих.

4 марта 2022 года постановлением избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части для подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу №1» (далее по тексту – Постановление ), на основании части 6 статьи 19 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67 - ФЗ, части 5 статьи 24 Избирательного кодекса Белгородской области образован избирательный участок на территории войсковой части , расположенной на территории <данные изъяты> городского округа, для подготовки и проведения дополнительных выборов депутата Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу №1: <адрес>, войсковая часть (помещение учебного корпуса военного городка).

Образование избирательного участка также было согласовано с избирательной комиссией Белгородской области.

В этот же день, то есть 4 марта 2022 года, избирательной комиссией <данные изъяты> городского округа принято постановление «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка образованного для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу №1», которым сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка и установлен срок её полномочий - до 25 апреля 2022 года.

25 марта 2022 года за исх. избирательная комиссия <данные изъяты> городского округа письменно разъяснила Ташеву Б.Б., что в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 19 мая 2017 года №033 «Об утверждении руководства по противодействию терроризму в Вооруженных силах РФ» и усилением режима антитеррористической защищенности военного городка №1 <адрес> проход лиц, не являющихся сотрудниками Министерства обороны Российской Федерации на территорию военного городка возможен только при предварительном согласовании с органами Федеральной службы безопасности после подачи заявки на имя командира войсковой части по форме: №п/п, Ф.И.О., паспортные данные.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к выводу, что оспариваемое постановление избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании избирательного участка на территории войсковой части для подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу №1», является законным.

При этом, суд первой инстанции исходил из положений пунктов 5 и 6 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 № 67 - ФЗ, а также пункта 4 статьи 24 Избирательного Кодекса Белгородской области, применив аналогию закона (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20 - ФЗ) учитывая, что войсковая часть находится в обособленном, удаленном месте, специфику назначения войсковой части и организацию специального пропускного режима при прохождении службы во время проведения Российской Федерацией специальной военной операции на Украине, объявленной Президентом РФ 24 февраля 2022 года, избирательная комиссия <данные изъяты> городского округа обоснованноиздалаПостановление об организации голосования избирателей в месте их временного пребывания.

Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного истца являются правильными по существу.

Вместе с тем, применение судом пункта 5 статьи Федерального закона от 12.06.2002 № 67 – ФЗ, пункта 4 статьи 24 Избирательного Кодекса Белгородской области и аналогии закона (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20 - ФЗ) и выводы об отнесении избирателей - военнослужащих (обладающих активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления) к избирателям, находящимся в местах временного пребывания, являются ошибочными.

Так, в целях единообразного применения норм законодательства о выборах, регулирующих организацию голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, ЦИК России 8 августа 2018 года утвердило постановление №174/1414 - 7 «О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации» (далее по тексту «Методические рекомендации» № 174/1414 - 7).

В данном постановлении приведен перечень мест временного пребывания (в п.1.4 «Методические рекомендации» № 174/1414 -7). При этом, территория войсковой части в <адрес>, расположенная в <адрес> не относится ни к одному из поименованных мест временного пребывания в «Методических рекомендациях» №174/1414 – 7.

В соответствии с положениями статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать в органы местного самоуправления. При этом свое активное избирательное право граждане Российской Федерации вправе реализовать в силу положений статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ независимо от места жительства и иных обстоятельств.

Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан, а также контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной данным Федеральным законом, иными федеральными законами. Комиссии осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является избирательной комиссией муниципального образования.

Статьёй 34 Устава Валуйского городского округа предусмотрено, что избирательная комиссия Валуйского городского округа организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума и обеспечивает на территории Валуйского городского округа реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов.

С учетом положений пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.

Исходя из положений пункта 2 указанной статьи избирательные участки, образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, муниципального округа, на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке (за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 настоящей статьи).

Избирательные участки образуются с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума, а в воинских частях образуются командирами воинских частей избирательные участки по согласованию с соответствующей избирательной комиссией в случаях, которые определены законом субъекта Российской Федерации, с учетом назначения, в данном случае, выборов депутата представительных органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 24 Закона Белгородской области от 01.04.2005 №182 «Избирательный кодекс Белгородской области» предусматривает, что военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума, участках отзыва. В порядке исключения допускается образование участков в воинских частях, расположенных в обособленных и отдаленных от населенных пунктов местностях. В таких случаях участки образуются командирами воинских частей в зависимости от уровня выборов по решению Избирательной комиссии области или территориальной избирательной комиссии.

Аналогичные положения по образованию избирательного участка также закреплены и в постановлении ЦИК России от 29.07.2020 № 262/1934-7 (ред. от 16.06.2021) "О методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления".

Таким образом, законодатель предусмотрел образование участков в воинских частях, расположенных в обособленных и отдаленных от населенных пунктов местностях в исключительных случаях, при назначении выборов депутата представительных органов местного самоуправления.

Согласно информации врио командира Войсковой части , предоставленной в суд апелляционной инстанции на избирательном участке для выборов депутата Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному округу №1 с 8 по 10 апреля 2022 по списку числится <-> избирателя.

В постановлении избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за «О количестве избирательных бюллетеней для голосования на дополнительных выборах депутата Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № 1, передаваемых участковым избирательным комиссиям» указано, что на избирательном участке зарегистрировано <-> избирателя, передано <-> бюллетеней.

Из пояснений сторон в суде первой инстанции и материалов дела усматривается, что на территории войсковой части , расположенной <адрес>, военнослужащие в связи со спецификой назначения войсковой части во время проведения Российской Федерацией специальной военной операции на Украине, объявленной Президентом РФ 24 февраля 2022 года, временно проживают <адрес>.

Данный населенный пункт обособлен и отдален от территории самой войсковой части , расположенной <адрес>

Факт обособленности и отдалённости от территории самой войсковой части места временной дислокации военнослужащих в связи со служебной необходимостью стороны в суде первой инстанции не оспаривали.

На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что постановление избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об образовании избирательного участка на территории войсковой части , расположенной на территории <адрес>, является законным. При этом, основанием для принятия спорного постановления (об образовании избирательного участка в войсковой части) являются исключительные обстоятельства, обусловленные фактическим нахождением большого количества избирателей в обособленной и отдаленной от населенных пунктов местности с учетом специфики военной службы (необходимостью обеспечения обороны и безопасности государства).

Соответственно, избирательный участок для подготовки и проведения дополнительных выборов депутата Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № 1 по адресу: <адрес> (помещение учебного корпуса военного городка) обоснованно создан на основании указанного выше постановления.

Образование избирательного участка также было согласовано с избирательной комиссией Белгородской области.

В связи с вышеизложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что на территории войсковой части , которая дислоцирована <адрес>, не имеется избирателей, которые могут воспользоваться своим активным избирательным правом на выборах депутата Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному округу №1, являются несостоятельными.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о предположительном характере доводов административного истца о целях создания на территории войсковой части избирательного участка (для фальсификации выборов), поскольку Ташев Б.Б. не привел объективных данных для указанных выводов ни при подаче административного иска, ни при рассмотрении дела судом первой инстанции. Указанные доводы не свидетельствует о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца. Доказательств наличия конкретных фактов таких нарушений в материалах дела не имеется и административным истцом не представлено.

Также обоснованы выводы суда о том, что действующее законодательство не содержит запрета избирательной комиссии на планирование своей деятельности по подготовке и проведению выборов, в том числе планирование мероприятий по созданию дополнительного избирательного участка. Таким образом, довод Ташева Б.Б. о том, что избирательной комиссией <данные изъяты> городского округа принято постановление «О Календарном плане мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Совета депутатов <данные изъяты> городского округа первого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу №1, назначенных на 10 апреля 2022 года» 19 января 2022 года, в то время как письмо командира войсковой части поступило в избирательную комиссию лишь 21 января 2022 года, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным по указанным основаниям.

Ссылка Ташева Б.Б. в суде первой инстанции об ограничении его избирательных прав в связи с тем, что он был лишен возможности пройти на участок и разместить там агитационные материалы, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не соответствуют обстоятельствам административного дела. Так, пункт 7 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ запрещает проводить предвыборную агитацию воинским частям. Вместе с тем, командиры воинских частей обеспечивают военнослужащих информационными материалами, размещаемыми в средствах массовой информации. Такое распространение информации не носит агитационный характер и в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избирательных прав не нарушает. Указанное, свидетельствует об отсутствии ограничений избирательных прав Ташева Б.Б.

Приходя к выводу о законности решения суда, судебная коллегия исходит из того, что утверждения о нарушении прав и законных интересов административного истца не нашли своего подтверждения относимыми, достаточными и допустимыми доказательствами.

В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, фактически выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения суда не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Валуйского районного суда Белгородской области от 1 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ташева Б.Б. - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Валуйский районный суд Белгородской области.

Мотивированный текст решения составлен 11.04.2022.

Председательствующий

Судьи

Определение13.04.2022