ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-459/2022 от 28.07.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – СеменовЕ.А. Дело №33а-21529/2022(2а-459/2022)

УИД:23RS0052-01-2022-000538-03

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28июля 2022года г.Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего судьи

ОноховаЮ.В.,

судей

СусловаК.К., СинельниковаА.А.,

при секретаре судебного заседания

ВартанянЛ.А.,

при участии:

прокурора

ФащукА.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

по апелляционной жалобе главы Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района ГолубьЕ.В. на решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края о 20апреля 2022года,

по докладу судьи СинельниковаА.А.,

установила:

Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить выявленные нарушения. В обоснование заявленного требования истец указал, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения норм водного, санитарного и природоохранного законодательства в деятельности администрации Тихорецкого городского поселения муниципального образования Тихорецкий район при использовании канализационных очистных сооружений, а также соблюдения законодательства о водоотведении. Проведённой проверкой установлено, что очистные сооружения, расположенные по адресу: посёлок Каменный, улица Российская, 45/1 (эксплуатирующая организация – МУП ТГП TP «Водоканал») введены в эксплуатацию в 1981году. При этом, степень износа очистных сооружений составляет 89%, в связи с чем в настоящее время не могут обеспечить очистку сбрасываемых сточных вод согласно требований нормативных документов природоохранного законодательства, так как необходима реконструкция канализационных очистных сооружений. Также, проведенной проверкой установлено, что ливневая канализация на территории Тихорецкого городского поселения отсутствует, что является недопустимым. Администрацией Тихорецкого городского поселения не принимаются предусмотренные законом меры в целях организации надлежащего функционирования и обслуживания системы приёма и отвода ливневых сточных вод, что влечёт, в том числе и нарушение социальных прав граждан. Просил признать незаконным бездействие администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района по не проведению реконструкции канализационных очистных сооружений и не организации функционирования и обслуживания системы приёма и отвода ливневых сточных вод. Обязать администрацию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района устранить допущенные нарушения, а именно провести реконструкцию очистных сооружений, расположенных по адресу: <Адрес...>; обустроить на территории Тихорецкого городского поселения систему приёма и отвода ливневых сточных вод (ливневую канализацию).

Решением Тихорецкого городского суда Краснодарского края о 20апреля 2022года удовлетворён административный иск. Суд признал незаконным бездействие администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, выразившееся в не проведении реконструкции канализационных очистных сооружений и не организации функционирования и обслуживания системы приема и отвода ливневых сточных вод; возложил обязанность на администрацию Тихорецкого городского вселения Тихорецкого района устранить допущенные нарушения, а именно провести реконструкцию очистных сооружений, расположенных по адресу: <Адрес...>; обустроить на территории Тихорецкого городского поселения систему приёма и отвода ливневых сточных вод (ливневую канализацию).

Не согласившись с указанным решением суда, глава Тихорецкого городского поселения <Адрес...> ГолубьЕ.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на то, что судом вынесен неисполнимый судебный акт, имеются явные противоречия между доводами, приведёнными в административном исковом заявлении и материалами дела.

Из поступивших относительно апелляционной жалобы возражений старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора ВеселовойЖ.Ю. следует, что утверждения главы ГолубьЕ.В. не основаны на нормах закона и на материалах административного дела, тогда как в судебном заседании установлено, что очистные сооружения расположенные по адресу: <Адрес...> введены в эксплуатацию в 1981году, степень износа очистных сооружений составляет 89%, а довод административного ответчика о том, что техническое состояние очистных сооружений, расположенных по адресу: <Адрес...>, обеспечивает полную очистку сбрасываемых сточных вод и находится в исправном состоянии, в связи с чем не требует проведения реконструкции, не основан на нормах действующего законодательства и фактического состояния объекта. Просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании прокурор ФащукА.Ю. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. От апеллянта 26июля 2022года поступило письменное ходатайство в котором он просил рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя администрации Тихорецкого городского поселения, доводы изложенные в жалобе поддерживает в полном объёме.

На основании ст.150КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав объяснения прокурора, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения норм водного, санитарного и природоохранного законодательства в деятельности администрации Тихорецкого городского поселения муниципального образования Тихорецкий район при использовании канализационных очистных сооружений, а также соблюдения законодательства о водоотведении.

Так, в соответствии с частью 1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно пп.4, 8, 23 ст.14Федерального закона от 06октября 2003года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, в числе прочего, относится организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе, и организация водоотведения в границах поселения.

Статьёй 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10января 2002года «Об охране окружающей среды» предусмотрено, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно ст.44 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Пунктом 4 ст.35ВК РФ установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с пп.1, 6 ст.56 ВК РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, а также сброс сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно ст.59 ВК РФ физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утверждённому приказом МПР России №786 от 02декабря 2002гола, хозяйственно-бытовые стоки являются отходами производства и потребления. Согласно методическим указаниям МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод», утверждённым Главным государственным санитарным врачом РФ 27декабря 1999года (введены в действие 01июня 2000годы), сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций.

К наиболее опасным в эпидемическом отношении относят, в том числе, хозяйственно-бытовые и городские смешанные (промышленно-бытовые) сточные воды, которые отличаются высоким уровнем микробного загрязнения на фоне значительной концентрации взвешенных частиц и органических веществ. Данные сточных вод могут содержать патогенные микроорганизмы – возбудителей инфекций как холера, брюшной тиф, паротит А и В, сальмонеллёзы, дизентерия, вирусные гепатиты А и Е, полиомиелиты 1-3 типов и другие энтеровирусные и аденовирусные заболевания, туберкулёз и другое.

В соответствии с п.1.1 СНиП 2.06.15-85. Инженерная защита территории от затопления и подтопления, утверждённых Постановлением Госстроя СССР от 19сентября 1985года №154(далее – СНиП), при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований, их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления.

В силу п.16.5 СанПиН 3.2.3215-14«Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22августа 2014года №50 (Зарегистрировано в Минюсте России 12ноября 2014года №34659), мероприятия по охране окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших включают охрану водоёмов от паразитарного загрязнения, с обеспечением многоступенчатой защиты поверхностных водоисточников, начиная с водосборных территорий; недопущение сброса в поверхностные водоёмы сточных вод и их осадков без проведения непрерывной дезинвазии.

Статьёй 12Федерального закона от 30марта 1999года №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 07декабря 2011года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Кроме того, содержание термина «канализация» определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82«Канализация. Термины и определения», утверждённого Постановлением Госстандарта СССР от 24февраля 1982года №805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73«Гидротехника. Основные понятия».

В соответствии с п.14 ГОСТ 25150-82 канализационная сеть – система трубопроводов, каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.

Согласно п.16ГОСТ 25150-82 дождеприёмник – сооружение на канализационной сети, предназначенное для приёма и отвода дождевых вод.

На основании п.7 и п.9 таблицы ГОСТ 19185-73под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям, а под «канализацией» отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод. Понятие водоотведения закреплено также в Водном кодексе Российской Федерации, под которым понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты (п.7 ст.1). Таким образом, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение ливневых сточных вод.

Согласно п.12.9 СП 42.13330«Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» проектирование дождевой канализации следует осуществлять на основании действующих нормативных документов: СП 32.13330, СанПиН 2.1.5.980, ВК РФ.

В соответствии с нормами СП 42.13330«Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» и СНиП 2.07.01-89– применение открытых водоотводящих устройств – канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-двухэтажной застройки и в сельских поселениях.

Согласно п.1 ч.6 ст.60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности согласно п.1 ст.4 Федерального закона №7- ФЗ «Об охране окружающей среды» являются, в том числе, поверхностные и подземные воды.

Таким образом, организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство системы ливневой канализации на территории Тихорецкого городского поселения является обязанностью органа местного самоуправления, в данном случае администрации Тихорецкого городского поселения.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011№416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоотведения на соответствующих территориях относится утверждение схем водоотведения; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

В соответствии со статьей 1 ФЗ от 21.12.1994№68«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на генной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде.

Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно- канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам регламентируют Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждённые Приказом Госстроя от 30.12.1999года №168(далее – Правила, ПТЭ). Согласно п.1.1.1. Правил неукоснительное выполнение ПТЭ призвано обеспечивать надёжную и эффективную работу указанных объектов, охраны водных ресурсов от загрязнения сточными водами. Пунктом 3.1.1. Правил к основным задачам при эксплуатации систем водоотведения относятся обеспечение бесперебойной, надёжной эффективной работы всех элементов систем канализации – канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод; осуществление лабораторно- производственного контроля, за работой всех цементов системы; технический надзор за строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов канализации и ввод их в эксплуатацию и др. В соответствии с п.3.2.6. ПТЭ техническая эксплуатация канализационной сети включает такие мероприятия как: надзор за состоянием и сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; устранение засоров и излива сточных вод на поверхность; предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно- регулирующей арматуры ит.п.) и их ликвидацию; профилактический, текущий и капитальный ремонты, реновацию трубопроводов, каналов; надзор за строительством сети, приёмку в эксплуатационную новых и реконструированных линий и пр. В силу п.3.2.1. Правил канализационная сеть организации ВКХ (далее – сеть) должна обеспечить отведение сточных вод населённого пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования.

Основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок, обозначенными в п.3.3.1. Правил, являются обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков – в места складирования и утилизации; организация надёжной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений; систематический лабораторно-производственный и технологический контроль работы очистных сооружений; контроль за санитарным состоянием сооружений, зданий, их территорий и санитарно-защитных зон; выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ и соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утверждённых природоохранными органами.

В силу ст.210Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несёт собственник.

Проведённой проверкой установлено, что очистные сооружения, расположенные по адресу: <Адрес...> (эксплуатирующая организация – МУП ТГП TP «Водоканал») введены в эксплуатацию в 1981году. При этом, степень износа очистных сооружений составляет 89%, в связи с чем в настоящее время не могут обеспечить очистку сбрасываемых сточных вод согласно требований нормативных документов природоохранного законодательства, так как необходима реконструкция канализационных очистных сооружений.

В силу приведённых норм администрацией Тихорецкого городского поселения должны осуществляться мероприятия по водоотведению сточных (канализационных) вод в границах поселения в соответствии с нормами и правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, требованиями природоохранного, водного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Также, проведённой проверкой установлено, что ливневая канализация на территории Тихорецкого городского поселения отсутствует, что является недопустимым.

Из изложенного следует, что администрацией Тихорецкого городского поселения не принимаются предусмотренные законом меры в целях организации надлежащего функционирования и обслуживания системы приёма и отвода ливневых сточных вод, что влечёт, в том числе и нарушение социальных прав граждан.

Ранее, по фактам выявленных нарушений межрайонной прокуратурой 19ноября 2021за исх. №Прдр-547-21 в адрес главы Тихорецкого городского поселения вносилось представление с требованием об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени меры, направленные на фактическое устранение выявленных нарушений администрацией Тихорецкого городского поселения не приняты.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об удовлетворении административного иска.

Принимая во внимание, что судом первой инстанции юридически значимые обстоятельства определены правильно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения. Оснований для отмены обжалуемого решения по доводам жалобы не установлено.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку полученных по делу доказательств, что не является основание к отмене правильного по существу решения суда.

При таких обстоятельствах, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы главы Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района ГолубьЕ.В., судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.

Руководствуясь ст.ст.309–311КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края о 20апреля 2022года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района ГолубьЕ.В.– без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35КАС РФ в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи: