ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4640/2021 от 18.08.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2а-4640/2021

УИД 27RS0004-01-2021-005617-95

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-6321/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Казариковой О.В.

судей Чуешковой В.В., Федоренко Н.В.

с участием прокурора Наволочкиной Ю.В.

при секретаре Цой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 18 августа 2021 года дело по административному иску УВМ УМВД России по Хабаровскому краю к Сушенко А.В. о продлении срока пребывания иностранного гражданина в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю сроком на два месяца,

по апелляционному представлению прокурора Индустриального района г. Хабаровска Блудова И.А. на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 28 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

УВМ УМВД России по Хабаровскому краю обратилось в Индустриальный районный суд г. Хабаровска с административным исковым заявлением к Сушенко А.В. о продлении срока пребывания иностранного гражданина в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю, сроком на два месяца. В обоснование иска указано, что решением суда Сушенко А.В. помещен в указанный Центр, проводится процедура реадмиссии. Просил суд продлить срок содержания указанного иностранного гражданина, на два месяца, до решения вопроса о реадмиссии.

Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 28 июля 2021 года административное исковое заявление УВМ УМВД России по Хабаровскому краю к гражданину Украины Сушенко А.В. о продлении срока пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю удовлетворено.

Продлен срок нахождения гражданина Украины Сушенко А.В. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю, на 2 (два) месяца, до решения вопроса об его депортации, то есть до 29 сентября 2021 года.

В апелляционном представлении прокурор Индустриального района г.Хабаровска Блудов И.А. с постановленным по делу решением не согласился, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что срок пребывания административного ответчика в Центре временного содержания иностранных граждан обжалуемым решением суда продлен до 8 месяцев. Согласно ответа Консульства Украины в Новосибирске от 17.09.2020 оснований считать Сушенко А.В. гражданином Украины не имеется. Сведений о наличии перспективы согласования процедуры для исполнения решения о реадмиссии административным истцом суду не представлено, как не представлено данных, указывающих на то, что иностранный гражданин может скрыться и уклоняться от исполнения решения о реадмиссии, что свидетельствует о нецелесообразности очередного продления срока его содержания в специальном учреждении. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Возражений на апелляционное представление не поступило.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения Сушенко А.В., представителя УМВД России по Хабаровскому краю Аскеровой Н.Ч., заключение прокурора, полагавшей, что обжалуемое решение подлежит отмене по доводам апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии подлежит иностранный гражданин, въезд которого в Российскую Федерацию либо пребывание (проживание) которого в Российской Федерации признаны не соответствующими законодательству о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Согласно ч. ч. 2, 4 статьи 32.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут быть временно размещены в специальном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, предназначенном для временного размещения иностранных граждан, подлежащих реадмиссии.

В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.

Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении по реадмиссии на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя данного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя. За исключением случая, предусмотренного ч. 4 названной статьи, временное размещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальном учреждении по реадмиссии может осуществляться только на основании решения суда (часть 5).

В силу положений ч. 6 ст. 32.2 указанного закона содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.

В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 35.1 Закона № 115-ФЗ содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что приговором Индустриального районного суда г. Хабаровска от 11.02.2015 Сушенко А.В. осужден по ст. 111 ч. 4 Уголовного кодекса Российской Федерации к 10 годам 1 месяцу лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

09.04.2020 Министерством юстиции России вынесено распоряжение о нежелательности пребывания гражданина Украины Сушенко А.В. на территории России.

На основании решения о депортации УМВД России по Хабаровскому краю от 18.03.2021 гражданин Украины Сушенко А.В. подлежит реадмиссии за пределы России.

29.01.2021 Сушенко А.В. освободился из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 30.01.2021 Сушенко А.В. помещен в Центр временного содержания иностранных лиц и лиц без гражданства УМВД России по Хабаровскому краю; впоследствии данный срок продлен решениями суда, до 29.07.2021.

Суд первой инстанции с учетом того, что Сушенко А.В. подлежит реадмиссии, имеет судимость за совершение умышленного особо тяжкого преступления против личности, суд, с учетом всех обстоятельств по делу – в том числе, запроса компетентных органов Украины о необходимости собеседования с консульским работником Украины (территориально ближайшее Консульское учреждение Украины расположено в г. Новосибирск – то есть, учитывая расстояние между указанным учреждением и г. Хабаровск), пришел к выводу о продлении срока нахождения Сушенко А.В. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю, на 2 (два) месяца, до решения вопроса об его депортации, то есть до 29 сентября 2021 года.

Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда.

Из материалов дела следует, что с Сушенко А.В. содержится в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю с 30.01.2021.

Пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 года, и пунктом 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16 сентября 1963 года), определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Статьей 8 названной Конвенции допускается вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Из этого исходит и Конституционный Суд Российской Федерации, отмечая, что непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение (постановление от 19 марта 2003 года № 3-П).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 25 сентября 2014 года № 1830-О, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

С учетом этого суду надлежит проверять эффективность и достаточность действий уполномоченного органа, предпринимаемых при проведении процедуры депортации.

При решении вопроса о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение суд должен основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем чтобы избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации. По мнению Европейского Суда по правам человека, даже если помещение в специальное учреждение осуществляется на основании судебного решения и преследует законную цель - принудительное выдворение иностранца или апатрида, продолжительность содержания в таком учреждении не должна превышать обоснованно необходимую для преследуемой цели (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 года № 14-П).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Сушенко А.В. не имеет документов, подтверждающих законность его пребывания в Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы. 18.03.2021 в отношении Сушенко А.В. назначена процедура реадмисси. 19.03.2021 УМВД России по Хабаровскому краю направлен в адрес ГУ по вопросам миграции МВД России материал в отношении Сушенко ВА.В., для подготовки запроса реадмиссии. 09.06.2021 ГУ по вопросам миграции МВД России сообщило, что в Государственную миграционную службу Украины направлен запрос о реадмиссии в отношении Сушенко А.В., ответ не поступал.

Согласно ответа Консульства Украины в Новосибирске от 17.09.2020 № 6119/24-530-2050 оснований считать Сушенко А.В. гражданином Украины не имеется ( л.д. 12).

Из ответа Государственной Миграционной службы Украины, поступившего в УМВД России по Хабаровскому краю 20.07.2021 следует, что Сушенко А.В. зарегистрированным на территории Украины не значится, гражданства не приобретал, паспортными документами не документировался, в связи с этим Государственная миграционная служба Украины не дает согласия на реадмиссию Сушенко А.В. Предложено организовать собеседование с представителем Консульского учреждения Украины с Сушенко А.В. с целью получения более детальной информации о его личности ( л.д. 25).

Судебная коллегия при установленных обстоятельствах полагает, что отсутствуют достаточные основания для продления срока пребывания административного ответчика в специальном учреждении, поскольку на момент продления срока прошло 6 месяцев и не представляется возможным определить, когда Сушенко А.В. будет фактически депортирован за пределы территории Российской Федерации.

Доказательств принятия мер к проведению собеседования с представителем Консульского учреждения Украины с Сушенко А.В. с целью получения более детальной информации о его личности административным истцом не представлено, поэтому выводы суда об эффективности принимаемых уполномоченным органом для процедуры реадмиссии мер не соответствуют обстоятельствам дела.

Судебная коллегия отмечает, что помещение иностранного гражданина в ЦВСИГ является обеспечительной мерой, преследующей цель исключить невозможность исполнения решения о депортации.

В то же время в материалах дела отсутствуют какие-либо данные, указывающие на то, что находясь вне специального учреждения, Сушенко А.В. намерен заниматься противоправной деятельностью, скрываться от миграционных органов.

Таким образом, с учетом вышеприведенных обстоятельств, решение суда не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене на основании пунктов 2, 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное представление прокурора Индустриального района г. Хабаровска Блудова И.А. удовлетворить.

Решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 28 июля 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым:

в удовлетворении административного искового заявления УВМ УМВД России по Хабаровскому краю к Сушенко А.В. о продлении срока пребывания иностранного гражданина в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю сроком на два месяца отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи