Судья Куриленко Р.В. Дело №33а-2105/2020
(№2а-467/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Машкиной И.М.,
судей Колесниковой Д.А., Санжаровской Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 мая 2020 года в г.Сыктывкаре административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 января 2020 года, которым
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания» к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконными сведений о собственниках мест нахождения ТКО, указанных в приложении к постановлению администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 22 апреля 2019 года № 4/1149, удовлетворен.
Признаны незаконными сведения о собственниках мест нахождения ТКО в части указания ООО «УРЭК» ЕГРЮЛ 1151101000478 от 2 февраля 2015 года, ул.Куратова, 4, оф.301, г.Сыктывкар, в позициях под № 247-256; 259-273; 275-280; 282-284; 287-293; 295-299; 480 в приложении к постановлению администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 22 апреля 2019 года №4/1149 «Об утверждении реестра контейнерных площадок на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар».
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Колесниковой Д.А., объяснения представителя административного ответчика администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Юдиной Е.А., представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания» Половикова Э.В., судебная коллегия по административным делам
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания» (далее по тексту – ООО «УРЭК» или Общество) подало в Сыктывкарский городской суд Республики Коми административное исковое заявление с учетом последующих уточнений требований о признании недействительным постановления администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» № 4/1149 от 22 апреля 2019 года в части сведений о собственнике мест накопления ТКО, изложенных в пунктах 247, 248, 249, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272, 273, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 282, 283, 284, 286, 287, 288, 289, 290, 291, 292, 293, 295, 296, 297, 298, 299, как несоответствующих законодательству Российской Федерации.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 июля 2019 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар».
В последующем определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 августа 2019 года производство по административному делу прекращено.
Апелляционным определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 28 октября 2019 года приведенное определение от 23 августа 2019 года отменено с возвращением административного дела для рассмотрения по существу в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела определениями суда первой инстанции от 14 ноября 2019 года и 13 декабря 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление архитектуры, градостроительства и землепользования муниципального образования городского округа «Сыктывкар», Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, Государственная жилищная инспекция Республики Коми.
По итогам рассмотрения административного дела судом первой инстанции принято решение, резолютивная часть которого приведена в вводной части настоящего определения.
Находя постановленный по делу итоговый акт незаконным и необоснованным, административный ответчик администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее по тексту – администрация) обратилась в Верховный Суд Республики Коми с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения судьи. В обоснование доводов жалобы ее податель указывает на правомерное с его стороны и не противоречащее законодательству включение в оспариваемое постановление в качестве собственника мест накопления ТКО управляющую организацию, обслуживающую многоквартирные дома. По убеждению административного ответчика, исходя из положений Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039, утвердившего Правила обустройства площадок накопления ТКО и ведения их реестра, положений Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, утвердившего Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, именно на обслуживающей многоквартирный дом организации лежит обязанность обеспечения, в том числе установки на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, обеспечение обустройства и содержание контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории.
В возражениях доводам апелляционной жалобы административный истец указывает на то, что Общество не приобретало, не разделяло, не принимало в дар и не унаследовало объекты в виде контейнерных площадок, поименованных в оспариваемых пунктах приложения постановления администрации, тогда как право собственности на объекты недвижимости возникает на основании государственной регистрации права собственности, сведения о котором содержит Единый государственный реестр недвижимости.
При рассмотрении административного дела в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации, также представляющий интересы административного соответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного истца Общества, возражая доводам апелляционной жалобы, привел обстоятельства, изложенные ранее в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заинтересованные лица при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Судебная коллегия по административным делам, изучив материалы административного дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения явившихся представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В силу прямых предписаний, содержащихся в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд должен выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2), а также требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика и порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (подпункты «а», «б» и «в» пункта 3), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, перечисленных в пунктах 3 и 4 этой же части, - на административного ответчика (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 22 апреля 2019 года №4/1149 утвержден реестр контейнерных площадок для сбора ТКО на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар».
Реестр контейнерных площадок для сбора ТКО на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар», являющегося приложением к названному выше постановлению от 22 апреля 2019 года №4/1149 (далее по тексту – реестр), отражает данные о нахождении мест накопления ТКО с указанием их GPS координат, данные о технических характеристиках мест накопления ТКО, данные о собственниках мест накопления ТКО, а также данные об источниках образования отходов, которые складируются в местах накопления ТКО.
Согласно приведенных в реестре сведений в строках, обозначенных порядковыми номерами 247, 248, 249, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272, 273, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 282, 283, 284, 286, 287, 288, 289, 290, 291, 292, 293, 295, 296, 297, 298, 299, в качестве данных о собственниках мест накопления ТКО поименовано ООО «УРЭК» ЕГРЮЛ (1151101000478 от 2 февраля 2015 года, ул.Куратова, 4, оф.301, г.Сыктывкар).
Разрешая заявленные административным истцом требования и признавая их подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств принадлежности ООО «УРЭК» на праве собственности мест накопления ТКО, указанных в реестре контейнерных площадок для сбора ТКО на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» и обозначенных порядковыми номерами 247, 248, 249, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272, 273, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 282, 283, 284, 286, 287, 288, 289, 290, 291, 292, 293, 295, 296, 297, 298, 299.
С указанными выводами судебная коллегия по административным делам соглашается и не находит правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с положениями пункта 14 части 1 статьи 15 и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) на соответствующих территориях.
Положения пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ относят к вопросам местного значения городских поселений участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Согласно части 1.1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 указного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ).
Определяющие полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами отражены в статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, положения которой устанавливают пределы и формы участия органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в области обращения с ТКО.
Так, к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, осуществление ведение реестра размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложено на органы местного самоуправления, а оспариваемое постановление принято административным ответчиком в рамках возложенных на него законодателем полномочий.
Реестр представляет собой базу данных о таких местах (площадках).
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 (далее по тексту – Правила обустройства мест накопления ТКО).
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (пункты 15 - 19 Правил обустройства мест накопления ТКО). Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Данные о собственнике отходов производится включением соответствующих сведений в реестр в соответствии с пунктом 18 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
В разделе «Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» в отношении собственников физических лиц указываются: фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные; для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, адрес регистрации по месту жительства; для юридических лиц, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес.
Оценивая основания для включения в реестр данных об Обществе в качестве собственника мест (площадок) накопления ТКО, судебная коллегия по административным делам исходит из следующего.
С учетом приведенных выше правовых норм, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Однако из этого общего правила есть исключения, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах.
Так, положения Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ необходимо рассматривать в совокупности с требованиями жилищного законодательства, учитывая, что данная обязанность лежит на органе местного самоуправления в случае, если законом она не возложена на иное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечиваться управлением многоквартирным домом со стороны управляющей организации, либо товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, либо непосредственно собственниками многоквартирного дома.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Так, согласно пункту 26(1) работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в указанный минимальный перечень. Тем самым в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией (или иной организацией, которая управляет многоквартирным домом) (части 2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственника помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
С учетом разъяснений, данных в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных законоположений, следует, что только в ситуации, когда земельный участок включен в состав общего имущества в МКД, то есть земельный участок принадлежит собственникам помещений в доме на праве общей долевой собственности, создание мест (площадок) накопления ТКО законодателем возложено на собственников помещений в МКД, и в этом случае, от их имени может выступать организация в зависимости от выбранной формы управления домом.
Между тем, в материалы рассматриваемого дела достоверных доказательств тому, что земельные участки, на которых расположены приведенные в реестре в оспариваемых пунктах контейнерные площадки, находятся в собственности правообладателей помещений многоквартирных домов, использующих такие места накопления ТКО, и расположены в границах придомовой территории, отсутствуют. Не предоставлено таких доказательств и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Не предоставлено в материалы дела и доказательств о включении спорных площадок в состав общего имущества собственников помещений указанных многоквартирных домов.
Бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования КТО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Таким образом, бремя содержания контейнерных площадок возложено, если площадка расположена на придомовой территории, на собственников помещений многоквартирного дома, а если в иных местах - на собственника земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что правовых оснований для включения Общества в качестве собственника мест (площадок) накопления ТКО у администрации при ведении реестра не имелось.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, они не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, а равно не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Допущенная в описательно-мотивировочной и резолютивной частях решения суда описка в части указания порядкового номера реестра «480» вместо «286» в соответствии с частью 2 статьи 184 Кодекса административного судопроизводства РФ может быть исправлена судом, принявшим решение по административному делу, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе, независимо от того, вступило ли решение суда в законную силу.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия.
Председательствующий –
Судьи: