ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-468/2022 от 08.07.2022 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Дворников Н.Л. 33а-1320/2022

(I инст. - 2а-468/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08.07.2022 г. Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего Хапачевой Р.А.,

судей Тхагапсовой Е.А., Шишева Б.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дауровой М.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца УФНС России по Республике Адыгея на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 29 марта 2022 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления по заявлению Межрацйонной ИФНС России № 1 по Республике Адыгея к ФИО1 о взыскании недоимки по обязательным платежам – отказать.

Заслушав доклад судьи Хапачевой Р.А., изложившей обстоятельства административного дела, позицию представителя административного истца Атажаховой Д.Д., поддержавшей апелляционную жалобу и просившую ее удовлетворить, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Административный истец УФНС России по Республике Адыгея обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании с нее недоимки по:

-налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации: пеня в размере 990,92 руб;

-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка, задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог в размере 476 руб., пеня в размере 0,61 руб.;

-страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог в размере 62 руб., пеня в размере 0,08руб.;

-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 110 руб., пеня в размере 0,14 руб.;

-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды начиная с 01.01.2017): налог в размере 782,82 руб., пеня в размере 0,99 руб;

-налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: в размере 7696 руб., пеня в размере 9,8 руб.,

на общую сумму 10129,37 руб.

В судебном заседание суда первой инстанции ФИО1 просила в удовлетворении иска отказать по основанию уплаты взыскиваемой суммы, представив платежные документы.

Судом принято обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе административный истец УФНС России по Республике Адыгея просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на то, что сумма, которую внесла ФИО1 была зачислена по хронологи в счет иной задолженности, а та задолженность, о которой указано в иске погашена не была.

Административный истец в судебном заседании просил удовлетворить апелляционную жалобу,

Судебная коллегия на основании статей 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно материалам дела, ФИО1 состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, 29.07.2020 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении деятельности ФИО1 в связи с принятием решения о прекращении такой деятельности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) плательщиками страховых взносов являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно статье 432 НК РФ исчисленные суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетные периоды производится плательщиком самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае прекращения лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.

В соответствии со статьей 45 названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате задолженностей является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Налогоплательщику направлялось требования от 09.02.2021 № 3279, от 11.03.2021 №8853, от 22.04.2021 №11223, от 22.04.2021 № 11224 об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у него задолженностей.

В связи с неуплатой указных в требованиях задолженностей, по заявлению административного истца мировым судьей судебного участка № 1 Майкопского района был вынесен судебный приказ от 26.08.2021, который был отменен определением от 28.09.2021 по заявлению ФИО1

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Неисполнение в установленный срок требования послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены 28.09.2021 в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В возражениях на административный иск административный ответчик ФИО1 указываала на то, что ей была произведена оплата указанной в иске задолженности и в ходе рассмотрения дела представила квитанцию об оплате заявленных сумм недоимок и пени.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, то ФИО1 представила в суд квитанция об оплате задолженности по налогам на сумму 10129,37 руб.

Административный истец не отрицает факта внесения суммы ФИО1 в счет погашения задолженности, однако, внесенная ФИО1 сумма была зачислена в счет погашения иной, более ранней задолженности, а суммы задолженности, названные в указанном иске погашены не были.

Согласно сведениям программного комплекса АИС «Налог-3» уплаченный налог УСН в размере 7696,00 руб. зачтен в начисление за 2 квартал 2019 года и 3 квартал 2019 года в размере 22542,22 руб.:

-7012 руб. за 2 квартал 2019 года по сроку уплаты 25.07.2019;

-690 руб. за 3 квартал 209 года по сроку уплаты 25.10.2019.

Вышеуказанное подтверждается представленным УФНС России по Республике Адыгея скриншотом, из которого усматривается, на какую задолженность пошла внесенная ФИО1 сумма.

Согласно пункту 4 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 года №107н "Об утверждении Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами" составитель распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе за государственные и муниципальные услуги, указывает уникальный идентификатор начисления, идентификатор сведений о физическом лице, предусмотренные настоящим приказом, в соответствующем реквизите распоряжения физического лица о переводе денежных средств. При этом уникальный идентификатор начисления в случае его присвоения получателем средств указывается в распоряжениях о переводе денежных средств в порядке, определенном для уникального идентификатора платежа нормативным актом Банка России, устанавливающим правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 2, частями 1 и 6 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", пунктами 4 и 5 статьи 4, статьей 82.3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", частью 1 статьи 31 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - правила осуществления перевода денежных средств).

Кредитные организации, платежные агенты, организации федеральной почтовой связи при составлении платежных поручений на общую сумму принятых к исполнению от физических лиц распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей (за исключением таможенных платежей) в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе за государственные и муниципальные услуги, информация по которым указывается в реестре в соответствии с правилами платежной системы Банка России, определенными нормативным актом Банка России в соответствии с пунктом 9 статьи 20 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - платежное поручение на общую сумму с реестром), указывают информацию в платежном поручении на общую сумму с реестром в соответствии с правилами осуществления перевода денежных средств, при этом в реквизите "101" платежного поручения указывается статус "15", информация из распоряжений физических лиц, в том числе уникальный идентификатор начисления, идентификатор сведений о физическом лице, указывается в соответствующих реквизитах реестра, сформированного к платежному поручению на общую сумму с реестром.

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему российской федерации, администрируемых налоговыми органами, В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

В представленных ФИО1 чеках об оплате задолженностей (л.д. 69,70,71) реквизите "106" указано значение "0", в связи с чем налоговый орган произвел зачет указанных сумм в счет задолженности по иным истекшим налоговым периодам.

Исходя из приведенных обстоятельств, отнесение налоговым органом вышеуказанных сумм за иные истекшие налоговые периоды не противоречит законодательству о налогах и сборах.

Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суммы задолженности, о взыскании которых указывает в административнои иске УФНС России по Республике Адыгея, ФИО1 не оплатила.

Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом первой инстанции решение указанным требованиям не отвечает и подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ).

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 308, 309, пункт 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 29 марта 2022 года отменить.

Административные исковые требования УФНС России по Республике Адыгея – удовлетворить, взыскать с ФИО1 ИНН

-налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации: пеня в размере 990,92;

-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка, задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог в размере 476 руб., пеня в размере 0,61 руб.;

-страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог в размере 62 руб., пеня в размере 0,08руб.;

-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 110 руб., пеня в размере 0,14 руб.;

-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог в размере 782,82 руб., пеня в размере 0,99 руб;

-налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: в размере 7696 руб., пеня в размере 9,81 руб.,

на общую сумму 10129,37 руб.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с положениями главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Майкопский районный суд Республики Адыгея.

Председательствующий Р.А. Хапачева

Судьи Е.А. Тхагапсова

Б.А. Шишев