ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4703/2021 от 26.04.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Кузнецова Е.Ю. дело № 33а-3719/2022

№2а-4703/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2022 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г..

судей Ефремовой Л.Н., Хлыстовой Е.В.,

при помощнике судьи Дождевой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе УФССП России по Самарской области на решение Кировского районного суда г. Самары от 29 октября 2021 г. по административному делу № 2а-4703/2021 по административному исковому заявлению Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара о признании незаконным и отмене постановления врио. начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Кировского района г.о. Самара ФИО1 о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения от 01.07.2021 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., пояснения представителя административного ответчика УФССП России по Самарской области ФИО2, административного ответчика ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по г. Самаре ФИО3, представителя заинтересованного лица прокурора Деминой В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца ФИО4, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным и отмене постановления врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Кировского района г.о. Самара ФИО1 о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения от 01.07.2021 г.

В обоснование заявленных требований указала, что судебным приставом ОСП Кировского района УФССП России по Самарской области ФИО5 31.05.2021г. возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа, выданного Кировским районным судом г. Самары, по делу № <адрес>, на предмет исполнения: «обязать Администрацию Кировского внутригородского района г. Самары провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов». Постановлением от 01.07.2021г. начальником ОСП Кировского района г. Самары ФИО1 должнику Администрации Кировского внутригородского района г. Самары был установлен исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 13.07.2021г. Администрация района не согласна с вынесенным постановлением старшего судебного пристава, считает его незаконным и подлежащим отмене. Указывает, что согласно решению Кировского районного суда г. Самары от 08.10.2019г. по гражданскому делу № . Администрация обязана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов с территории <адрес>. Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу 18.12.2019г. согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда. Администрацией района были приняты меры к добровольному исполнению решения суда. Так, 17.06.2020г. вблизи <адрес> в рамках муниципального контракта от 01.04.2020г. № на выполнение работ по благоустройству территории Кировского внутригородского района г.о. Самара, заключенного с ООО «<данные изъяты>», выполнены работы по очистке территории от мусора с погрузкой и вывозом на полигон на площади <данные изъяты> кв.м., объемом <данные изъяты> куб.м. Кроме того, для предотвращения несанкционированного складирования мусора были выполнены мероприятия по ограничению заезда на вышеуказанную территорию (въезд засыпан грунтом). Указанная информация, а также фотоматериал, подтверждающий проведение работ по вывозу мусора с территории <адрес> были направлены в адрес судебных приставов (письма Администрации района от 09.06.2021г № ; 25.06.2021г. № ). Тем не менее, не взирая на факт добровольного исполнения решения суда, 01.07.2021г. старшим судебным приставом-исполнителем ОСП Кировского района г. Самары ФИО1 было вынесено обжалуемое постановление. Следует отметить, что принятые Администрацией района меры по ограничению заезда на территорию вывезенной свалки к устойчивому положительному результату не привели. После вывоза Администрацией мусора территории вблизи <адрес> неустановленными лицами был организован новый въезд и продолжилось ежедневное складирование новых отходов. Администрация района многократно уведомляла отдел полиции № о том, что отходы продолжают завозить, как правило, в вечернее или ночное время суток. Ограничение проезда в виде отсыпки грунтом разрушается колесами тяжеловесного транспорта, в связи с чем, необходимо проводить работу по установлению лиц, осуществляющих складирование мусора, и привлечению их к административной ответственности. Также Администрация района направляла обращения в адрес Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара с просьбой включить свалку вблизи <адрес> в муниципальную программу городского округа Самара «Экологическая программа городского округа Самара» на 2017-2021гг и выявить лиц, осуществляющих несанкционированное складирование мусора и привлечения их к административной ответственности в рамках имеющихся у Департамента полномочий по экологическому надзору. Однако, действенных мер указанными органами принято не было, что привело к повторному образованию свалки отходов. Административный истец считает, что поскольку решение Кировского районного суда г. Самары от 08.10.2019г. по гражданскому делу № по иску Прокурора Кировского района г. Самары об обязании провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов с <адрес>, Администрацией района было добровольно исполнено, считают, что обжалуемое постановление незаконно и подлежит отмене.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просила суд признать постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Кировского района г. Самары ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от 01.07.2021г. в размере <данные изъяты> руб. и установлении нового срока исполнения незаконным, отменить его.

Решением Кировского районного суда г. Самары от 29 октября 2021 г. постановлено: «Административное исковое заявление Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара к врио. начальника отделения - старшему судебному приставу ОСП Кировского района г. Самары ФИО6, ФИО7, ФИО8, ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО3, судебному приставу-исполнителю ОСП Кировского района г.о.Самара ФИО5, УФССП по Самарской области о признании незаконным и отмене постановления врио. начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Кировского района г.о.Самара ФИО1 о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 01.07.2021г. удовлетворить.

Признать постановление врио. начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Кировского района г.о. Самара ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от 01.07.2021г. в размере <данные изъяты> рублей и установления нового срока исполнения решения суда незаконным, и отменить его.» (т. 2 л.д. 98-108).

В апелляционной жалобе административный ответчик УФССП России по Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований (т. 2 л.д. 160-163).

На апелляционную жалобу поступили возражения Главы администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара, согласно которым просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное (т. 2 л.д. 175-180).

Согласно отзыву на апелляционную жалобу прокурор Кировского района г. Самары доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика УФССП России по Самарской области: ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по г. Самаре ФИО3 в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица прокурор Демина В.В. поддержала отзыв прокурора Кировского района г. Самары, также просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 310 КАС РФ определено, что основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно решению Кировского районного суда г. Самары от 08.10.2019г. по гражданскому делу № ., вступившим в законную силу 18.12.2019 г., Администрация Кировского внутригородского района г. Самары обязана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов с территории <адрес>.

31.05.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП Кировского района ФИО5 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении Администрации Кировского района г. Самары с предметом исполнения - обязать администрацию провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов (т. 1 л.д. 13-14, 139-140).

Постановление о возбуждении исполнительного производства № от 31.05.2021 г. должником Администрацией Кировского района г. Самары не оспаривалось, что стороной административного истца в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.

Письмом Главы Кировского внутригородского района г.о. Самара № от 09.06.2021 административный истец уведомил ОСП Кировского района УФССП России по Самарской области об исполнении решения Кировского районного суда г. Самары от 08.10.2019, предоставив муниципальный контракт № , заключенный 01.04.2020г. между Администрацией Кировского внутригородского района г. Самары и ООО «<данные изъяты>» (т.1 л.д. 171-209), в рамках которого ООО «<данные изъяты>» обязуется произвести по заданию Администрации района работы по благоустройству территории <адрес> (т. 1 л.д.15-16).

Сведения о выполнении ООО «<данные изъяты>» работ по очистке территории от мусора с погрузкой и вывозом на полигон на площади <данные изъяты> кв.м., объемом <данные изъяты> куб.м. 17.06.2020г. вблизи <адрес> в рамках вышеуказанного муниципального контракта, а также фотоматериалы, подтверждающие проведение работ по вывозу мусора с территории <адрес> (т. 2 л.д. 5-14, 65-74), акт о приемке выполненных работ по муниципальному контракту (т. 2 л.д. 58-61), справка о стоимости выполненных работ (т. 2 л.д. 62-64) были приобщены к указанному письму. Также Администрация представила сведения, что для предотвращения несанкционированного складирования мусора административным истцом выполнены мероприятия по ограничению заезда на вышеуказанную территорию (въезд засыпан грунтом).

Письмом Главы Кировского внутригородского района г.о. Самара № от 25.06.2021 административный истец повторно уведомил ОСП Кировского района УФССП России по Самарской области об исполнении решения Кировского районного суда г. Самары от 08.10.2019, также сообщив, что информация об исполнении решения суда направлена в прокуратуру Кировского района письмом от 01.04.2021 № (т. 1 л.д. 141-142).

Указанная информация, а также фотоматериал, подтверждающий проведение работ по вывозу мусора с территории <адрес>, были направлены в адрес судебных приставов (письма Администрации района от 09.06.2021г № ; 25.06.2021г. № ).

01.07.2021 г. врио начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП Кировского района г. Самары ФИО1 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 13.07.2021 (т. 1 л.д. 158).

09.07.2021 г. в соответствии с постановлением об определении места ведения исполнительное производство из ОСП Кировского района передано на исполнение в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области (т. 2 л.д. 2-3).

Из материалов исполнительного производства № следует, что 14.07.2021г. исполнительное производство принято на исполнение, ему присвоен номер .

15.07.2021г. вынесено извещение о явке на прием главы Администрации Кировского внутригородского района городского округа на 22.07.2021г. по вопросу исполнения решения суда в срок, установленный требованием от 09.07.2021г.

21.07.2021г. судебным приставом – исполнителем МОСП по исполнению особых производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО3 осуществлен выход по адресу <адрес> (геолокация согласно исполнительного документа), в ходе которого установлено, что на данной территории находится отходы, мусор (производственные, бытовые), осуществлена фотосъемка, тем самым установлено, что решение суда не исполнено.

Разрешая административные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом добровольно исполнено в полном объеме в июне 2020 г. решение суда.

С указанными выводами судебная коллегия не может согласиться в виду следующего.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

31.05.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП Кировского района ФИО5 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении Администрации Кировского района г. Самары с предметом исполнения - обязать администрацию провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов (т. 1 л.д. 13-14, 139-140).

Согласно указанному постановлению требование по исполнительному документу подлежат немедленному исполнению – в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления.

Как следует из материалов дела, указанное постановление получено администрацией Кировского района г. Самары не позднее 09.06.2021, что прямо указано в письмах Главы Кировского внутригородского района г.о. Самара от 09.06.2021, 25.06.2021 (т.1 л.д. 11, 12, 15, 16)

Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Кировского района ФИО5 о возбуждении исполнительного производства № от 31.05.2021 сторонами не оспаривалось, незаконным не признано, что стороной административного истца в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.

Письмом Главы Кировского внутригородского района г.о. Самара № от 09.06.2021 административный истец уведомил ОСП Кировского района УФССП России по Самарской области об исполнении решения Кировского районного суда г. Самары от 08.10.2019, предоставив муниципальный контракт № , заключенный 01.04.2020г. между Администрацией Кировского внутригородского района г. Самары и ООО «<данные изъяты>» (т.1 л.д. 171-209), в рамках которого ООО «<данные изъяты>» обязуется произвести по заданию Администрации района работы по благоустройству территории <адрес> (т. 1 л.д.15-16).

Сведения о выполнении 17.06.2020г. ООО «<данные изъяты> работ по очистке территории от мусора с погрузкой и вывозом на полигон на площади <данные изъяты> кв.м., объемом <данные изъяты> куб.м. вблизи <адрес> в рамках вышеуказанного муниципального контракта, а также фотоматериалы, подтверждающие проведение работ по вывозу мусора с территории <адрес> (т. 2 л.д. 5-14, 65-74), акт о приемке выполненных работ, муниципальным контрактом (т. 2 л.д. 58-61), справка о стоимости выполненных работ (т. 2 л.д. 62-64), были приобщены к указанному письму. Также Администрация представила сведения, что для предотвращения несанкционированного складирования мусора, административным истцом были выполнены мероприятия по ограничению заезда на вышеуказанную территорию (въезд засыпан грунтом).

Письмом Главы Кировского внутригородского района г.о. Самара № от 25.06.2021 Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара повторно уведомила ОСП Кировского района УФССП России по Самарской области об исполнении решения Кировского районного суда г. Самары от 08.10.2019, также сообщив, что информация об исполнении решения суда направлена в прокуратуру Кировского района письмом от 01.04.2021 № (т. 1 л.д. 141-142).

Указанная информация, а также фотоматериал, подтверждающий проведение работ по вывозу мусора с территории <адрес> были направлены в адрес судебных приставов (письма Администрации района от 09.06.2021г № ; 25.06.2021г. № ).

Между тем, указанные доказательства, по мнению судебной коллегии, подтверждают, что Администрацией Кировского района г. Самары действительно производились работы по уборке мусора, однако представленные доказательства не подтверждают факта исполнения решения суда в полном объеме.

Так, согласно пояснениям представителя административного истца ФИО4 в суде апелляционной инстанции 05.04.2021, место, на котором организована свалка, представляет собой огромную территорию, машины приезжают и оставляют кучи мусора в разных местах. Свалка функционирует 25 лет. Слой мусора составляет 15 м. в глубину. Также представитель административного истца ФИО4 пояснила, что административным истцом проведены работы по уборке мусора с поверхности. Весь мусор нельзя было вывезти, там он пластами лежит.

Таким образом, самим административным истцом не оспаривается, что решение суда исполнено не в полном объеме.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

01.07.2021г. врио начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП Кировского района г. Самары ФИО1 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 13.07.2021 (т. 1 л.д. 158).

21.07.2021 Глава Кировского района г. Самары обратился к ведущему приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области с заявлением о об окончании исполнительного производства, в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно материалами исполнительного производства № 21.07.2021г. судебным приставом – исполнителем МОСП по исполнению особых производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО3 осуществлен выход по адресу <адрес> (геолокация согласно исполнительного документа), в ходе которого установлено, что на данной территории находятся отходы, мусор (производственные, бытовые), осуществлена фотосъемка, тем самым установлено неисполнение решения суда.

02.08.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) Главы администрации Кировского внутригородского района г. Самары в принятии решения по окончанию исполнительного производства фактическим исполнением.

Согласно рапорту УУП ПП № 11 ОП № управления МВД России по г. Самаре капитана полиции ФИО9, 04.04.2022 по указанию прокуратуры Кировского района г. Самара им был осуществлен выезд по адресу: <адрес>, с целью обследования земельного участка (координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>) по факту незаконной организации свалки строительного и бытового мусора. В ходе выезда было установлено, что на данном участке местности в настоящее время имеются кучи строительного и бытового мусора, что подтверждается фотоматериалами. Движение какого-либо автотранспорта и работы на момент выезда на данном участке не производятся. Какие-либо рабочие или техника отсутствуют. Установлено, что проезд, которые ранее был завален администрацией Кировского района для предотвращения проезда на свалку, в настоящее время расчищен.

Довод административного истца о том, что данная свалка образовалась вновь после исполнения решения суда административным истцом в июне 2021 г. достоверными доказательствами не подтверждена.

Представленные стороной административного истца фотоматериалы (т.2 л.д. 65-74) малоинформативны, поскольку сами фотоматериалы не позволяют определить дату их изготовления, изображают лишь часть свалки, которую истец обязан устранить по решению суда.

Более того, из представленных истцом фотоматериалов усматривается процесс уборки мусора, работы техники, однако не окончательный результат уборки всей территории свалки.

Таким образом, установлено, что на момент вынесения оспариваемого постановления от 01.07.2021 о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 13.07.2021 доказательств, свидетельствующих об исполнении решения суда в полном объеме, не имелось.

В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч. 2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Кировского района г.о. Самара ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от 01.07.2021г. в размере <данные изъяты> рублей и установления нового срока исполнения решения суда вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, права административного истца не нарушает, в связи с чем решение Кировского районного суда 29.10.2021 подлежит отмене.

Довод стороны административного истца о том, что 22.07.2021, 20.08.2021 начальником отдела - старшим судебным приставом ФИО10 вынесены постановления по делам об административном правонарушении по ч.ч.1,2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Главы Кировского внутригородского района г.о. Самары ФИО11 наложены штрафы, однако решениями Кировского районного суда г. Самары от 19.11.2021 указанные выше постановления от 22.07.2021, 20.08.2021 отменены в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судебной коллегией рассмотрен, признан не имеющим преюдициального значения для рассмотрения настоящего административного дела.

Так, согласно решениям Кировского районного суда г. Самары от 19.11.2021, которыми отменены постановления по делам об административном правонарушении по ч.ч. 1.2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Главы Кировского внутригородского района г.о. Самары ФИО11 от 22.07.2021, 20.08.2021 суд ссылался в том числе и на то, что оспариваемым решением Кировского районного суда г. Самары от 29.10.2021 отменено постановление о взыскании исполнительного сбора от 01.07.2021.

Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, доказательств исполнения решения Кировского районного суда г. Самары от 08.10.2019г. по гражданскому делу № ., согласно которому Администрация Кировского внутригородского района г. Самары обязана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов с территории <адрес>, материалы дела не содержат.

В сроки, установленные судебным приставом-исполнителем, решение суда также не было исполнено, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно ч.7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда Российской Федерации, изложенными в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Поскольку в соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если он принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования и имеются уважительные причины неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, между тем администрация не доказала наличия указанных условий для освобождения от взыскания исполнительского сбора, судебная коллегия не находит оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона № 229-ФЗ.

Судебная коллегия полагает, что в данном случае имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора, установленного постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Кировского района г.о. Самара ФИО1 о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения от 01.07.2021 г. на <данные изъяты> т.е. до <данные изъяты> руб., поскольку, как было установлено судебной коллегией, административным истцом предпринимались меры к исполнению решения суда, частично мусор вывезен с территории свалки.

Более того, согласно п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 31.05.2021 (т.1 л.д. 13) требования по исполнительному документу подлежат немедленному исполнению – в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления.

Поскольку территория, подлежащая очистке от мусора, занимает значительные размеры, административный истец является бюджетным учреждением, имеет возможность исполнить решение суда на основании заключенного муниципального контракта, при этом заключение контракта и само по себе выполнение работ требует больше времени, чем сутки, на реальное исполнение решение суда, имеются основания для снижения размера исполнительского сбора.

Таким образом, в связи с допущенным судом первой инстанции нарушением норм материального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Самары от 29 октября 2021 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым:

«Административные исковые требования Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара о признании незаконным и отмене постановления врио. начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Кировского района г.о. Самара ФИО1 о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения от 01.07.2021 г. оставить без удовлетворения.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением врио. начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Кировского района г.о. Самара ФИО1 о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения от 01.07.2021 г. на <данные изъяты> руб.»

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: