ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4797/2023 от 12.10.2023 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Советский районный суд г. Махачкалы № 2а-4797/2023 судья А.К. Мамаев

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 октября 2023 года, по делу № 33а-7527/2023, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Гончарова И.А. и Магомедовой З.А. при секретаре Абакаровой Р.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному искупрокурора г. Махачкалы в защиту интересов муниципального образования городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» и Российской Федерации к Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала»,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика по доверенности Сулейманова Р.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 12 июля 2023 г., которым постановлено:

«административное исковое заявление прокурора гор. Махачкалы в защиту интересов муниципального образования городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» и Российской Федерации к Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала», выразившееся в непринятии в течение месяца со дня внесения представления прокуратуры г. Махачкалы от 28.03.2023 конкретных мер по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, а также не сообщении прокурору о результатах принятых мер в письменной форме, о возложении обязанности на администрацию муниципального образования городской округ «город Махачкала» принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, отраженных в представлении от 28.03.2023 и возложении обязанности на администрацию муниципального образования городской округ «город Махачкала» в письменной форме сообщить о результатах принятых мер прокурору, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», выразившееся в непринятии в течение месяца со дня внесения представления прокуратуры гор. Махачкалы от 28 марта 2023 года N 02-06/01-23 конкретных мер по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, а также не сообщении прокурору о результатах принятых мер в письменной форме.

Обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, отраженных в представлении от 28 марта 2023 года N 02-06/01-23.

Обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в письменной форме сообщить о результатах принятых мер прокурору».

Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Махачкалы обратился в суд с приведенным выше административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства при управлении и распоряжении муниципальным имуществом, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами

Указывает, что между МКУ «Комитет по управлению имуществом г. Махачкалы» и ООО «Махачкалинское взморье» был заключен договор аренды от 5 июля 2007 г. земельного участка на срок 49 лет, общей площадью 299,9 га для строительства жилых комплексов, объектов социально - культурного назначения, санаторно - курортной и спортивно - оздоровительной инфраструктуры, водопроводных и очистных сооружений.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 27 июня 2022 г. по иску Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы, предоставленные в долгосрочную аренду ООО «Махачкалинское взморье», земельные участки возвращены в муниципальную собственность.

При этом администрацией г. Махачкалы заключены инвестиционные соглашения от 20 декабря 2004 г. и от 22 августа 2011 г. сроком с 2011 г. до 2018 г. с ООО «Махачкалинское взморье», предметом которых являются отношения между сторонами, возникающие при предоставлении муниципальной поддержки инвестиционной деятельности инвестору, реализующему приоритетный инвестиционный проект г. Махачкалы «Строительство города-спутника «Лазурный берег». Инвестору предоставлена поддержка в виде освобождения от уплаты налога на землю за 2011 -2017 гг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства еще на стадии отбора проектных заявок были определены сроки реализации проектов: начало - не позднее 2007 года, срок реализации не более 10 лет. Следовательно, инвестиционный проект комплексного освоения территорий города - спутника «Лазурный берег» должен был быть завершен в 2017 году. Однако с момента передачи земельного участка обществу в аренду не введено в эксплуатацию ни одного здания, что свидетельствует о неэффективной работе по привлечению инвестиций, руководства инвестиционной площадкой и реализации проекта.

Пунктом 2 Постановления Правительства Республики Дагестан от 06.02.2015 инвестор - ООО «Махачкалинское взморье» лишен статуса приоритетного инвестиционного проекта Республики Дагестан инвестиционный проект «Строительство города спутника «Лазурный берег».

Вместе с тем администрацией г. Махачкалы своевременные меры по расторжению договоров аренды и взысканию штрафных санкций с ООО «Махачкалинское взморье» в рамках реализации инвестиционных соглашений не приняты.

В связи с выявленными нарушениями закона 28 марта 2023 г. в адрес главы г. Махачкалы внесено представление об устранении нарушений закона, однако администрацией г. Махачкалы по истечении срока, установленного законодательством, каких-либо мер по устранению выявленных нарушений не принято, а именно не приняты соответствующие правовые акты по расторжению инвестиционных соглашений и взысканию штрафных санкций с ООО «Махачкалинское взморье».

Более того, ответ на указанное представление прокуратуры города от 28 марта 2023 г. по истечении установленного законом срока не дан.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 12 июля 2023 г., заявленные административные исковые требования удовлетворены.

С данным решением суда не согласился административный ответчик, подав апелляционную жалобу на предмет его отмены, приводя доводы о его незаконности.

Указывает на то, что Управлением имущественных и земельных отношений города Махачкалы поданы исковые заявления в Арбитражный суд Республики Дагестан к ООО «Махачкалинское взморье» о взыскании задолженности по арендной плате с 2015 года и по настоящее время, а также о расторжении договоров аренды земельных участков с обязанием ответчика освободить занимаемые земельные участки, предоставленные в арендное пользование. В связи с тем, что инвестиционным проектом инвестор - ООО «Махачкалинское взморье» освобожден от арендной платы, взыскать арендную плату возможно лишь с момента принятия постановления Правительства РД от 06.02.2015 г. (пункт 2) о лишении статуса приоритетного инвестиционного проекта РД строительства города спутника «Лазурный берег».

Кроме того, обращает внимание на то, что представленная в материалы дела многочисленная переписка Администрации ГОсВД, из которой следует, что выявленные прокуратурой г. Махачкалы нарушения признаются и Администрацией г. Махачкалы совершаются действия, направленные на устранение нарушений, указанных в представлении прокуратуры г. Махачкалы, в том числе ведется продолжительная судебно-претензионная работа.

Возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поданы.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ, выслушав объяснения представителя администрации г. Махачкалы Магомедовой С.К. и представителя прокуратуры РД Алимурадова К., обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с доказательствами по делу, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, проведенная прокурорская проверка пришла к выводу о том, что администрацией г. Махачкалы не приняты своевременные меры по расторжению соглашений и взысканию штрафных санкций с ООО «Махачкалинское взморье» в рамках инвестиционных соглашений от 20 декабря 2004 г. и от 22 августа 2011 г. сроком действия с 2011 г. до 2018 г..

Предметом этих соглашений являлись отношения между сторонами, возникающие при предоставлении муниципальной поддержки инвестиционной деятельности инвестору, реализующему приоритетный инвестиционный проект г. Махачкалы - строительство города-спутника «Лазурный берег».

Инвестору предоставлена поддержка в виде освобождения от уплаты налога на землю на период с 2011 по 2017 гг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства еще на стадии отбора проектных заявок были определены сроки реализации проектов: начало - не позднее 2007 года, срок реализации не более 10 лет.

Инвестиционный проект комплексного освоения территорий города - спутника «Лазурный берег» должен был быть завершен в 2017 году. Однако с момента передачи земельного участка обществу в аренду не введено в эксплуатацию ни одного здания.

Пунктом 2 Постановления Правительства Республики Дагестан от 06.02.2015 инвестор - ООО «Махачкалинское взморье» лишен статуса приоритетного инвестиционного проекта Республики Дагестан инвестиционный проект «Строительство города спутника «Лазурный берег».

Выявив нарушениями закона в адрес главы города Махачкалы 28.03.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, выразившиеся в бездействии органов местного самоуправления г. Махачкалы, а именно, в непринятии мер по надлежащему управлению и распоряжению имуществом, в недостаточной мере реализуются предоставленные законом полномочия по защите интересов муниципального имущества, использования земельных участков в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков и др.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Вместе с тем администрацией г. Махачкалы по истечении месячного срока, каких-либо мер по устранению выявленных нарушений не принято: инвестиционные соглашения не расторгнуты, штрафные санкции с ООО «Махачкалинское взморье» не взысканы.

Ответ на указанное представление прокуратуры города от 28.03.2023 по истечении установленного законом срока не дан. В связи с этим прокурор на основании части 1 статьи 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правомерно руководствовался требованиями Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1).

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

На основании статьи 26 Федерального закона N 2202-1 предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу положений Федерального закона № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленные в статье 22, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

Заместителем прокурора города Махачкалы в адрес и.о. главы города Махачкалы внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 28 марта 2023 года N 02-06/01-23.

В резолютивной части представления об устранении нарушений федерального законодательства заместителем прокурора города Махачкалы изложены требования:

безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры г. Махачкалы, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с целью недопущению их впредь.

За допущенные нарушения требований законодательства рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

О результатах принятых мер сообщить в прокуратуру г. Махачкалы в установленный законом месячный срок.

Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в установленном законом порядке представление прокурора не обжаловало, доказательств исполнения представления не представила, в связи с чем суд обоснованно признал, что со стороны Администрации город Махачкалы имело место бездействие, которое подрывает авторитет государственной власти, нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил административные исковые требования прокурора.

Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела не допущено нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого судебного акта в апелляционном порядке.

Приведенные административным ответчиков в апелляционной жалобе доводы связаны с несогласием с выводами суда, основаны на ином толковании норм действующего законодательства, что не свидетельствует о наличии оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 12 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика по доверенности Сулейманова Р.С. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в шестимесячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы.

Председательствующий:

Судьи: