ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-479/19-33А-300/20 от 19.02.2020 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Медведев Д.В. Дело № 2а-479/19-33а-300/20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2020 года Великий Новгород

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Алещенковой И.А.,

судей Павловой Е.Б., Макаровой Л.В.,

при секретаре Лютовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Л.В. административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <...> по Новгородской области на решение Валдайского районного суда Новгородской области от 14 ноября 2019 года, принятое по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <...> по Новгородской области к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пеней,

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы <...> по Новгородской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 46075 рублей и пеней в сумме 649 рублей 65 копеек, недоимки по земельному налогу за 2017 год в сумме 2984 рубля и пеней в сумме 42 рубля 08 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 253 рубля и пеней в сумме 03 рубля 56 копеек, а всего 50007 рублей 29 копеек.

В обоснование требований Инспекция указала, что ФИО1 в 2017 году являлся собственником следующих транспортных средств: ГАЗ-322132, государственный регистрационный знак <...>, ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...>, Hyundai HD County, государственный регистрационный знак <...>, автобуса 328600, государственный регистрационный знак <...>, ГАЗ-33511, государственный регистрационный знак <...>, ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...>, ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...>, экскаватора ЭО-2621, государственный регистрационный знак <...>, трактора «Беларус-82.1», государственный регистрационный знак <...>, а также двух земельных участков и одной квартиры, в связи с чем в указанный период признавался плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц. 20 августа 2018 года Инспекцией в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление <...> от 14 августа 2018 года об уплате налогов в исчисленных размерах за 2017 год в срок до 03 декабря 2018 года, которое им в добровольном порядке исполнено не было, в связи с чем Инспекцией в его адрес было направлено требование <...> от 28 января 2019 года об уплате в срок до 25 марта 2019 года недоимки по налогам и начисленных пеней, которое также исполнено не было. 24 мая 2019 года мировым судьей судебного участка № 5 Валдайского судебного района Новгородской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пеням, который отменен определением указанного судьи от 17 июня 2019 года в связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно его исполнения.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции Инспекция в связи с уплатой ФИО1 недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пеней за несвоевременную уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц в указанных выше размерах уменьшила размер административного иска и просила взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 46075 рублей и пени в сумме 649 рублей 65 копеек.

Решением Валдайского районного суда Новгородской области от 14 ноября 2019 года административные исковые требования Инспекции удовлетворены частично, с ФИО1 в пользу Инспекции взыскана недоимка по транспортному налогу в размере 10575 рублей, пени в размере 149 рублей 11 копеек, а всего 10724 рубля 11 копеек; в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано; с него же в доход местного бюджета Валдайского муниципального района Новгородской области взыскана государственная пошлина в размере 428 рублей 96 копеек.

В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 35500 рублей и пеней по транспортному налогу в сумме 500 рублей 54 копейки как незаконного и необоснованного отменить и принять по делу в этой части новое решение об удовлетворении указанных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на ошибочность выводов суда об отсутствии оснований для взыскания с ФИО1 недоимки по транспортному налогу, исчисленному от транспортных средств ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...>, ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...>, ГАЗ-322132, государственный регистрационный знак <...>, ГАЗ-3511, государственный регистрационный знак <...>, ЗИЛ-328600, государственный регистрационный знак <...>, Hyundai HD County, государственный регистрационный знак <...>, в связи с их отчуждением в 2016 году иным лицам, поскольку они с регистрационного учета сняты не были, а, следовательно, ФИО1 в 2017 году признавался плательщиком транспортного налога, также исчисленного от этих транспортных средств.

Представитель Инспекции, ФИО1, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции – подлежащим отмене и изменению в части по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пункта 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.

В соответствии с частью 1 статьи 357 НК РФ и Областным законом Новгородской области от 30 сентября 2008 года № 379-ОЗ «О транспортном налоге» налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налоговым периодом в целях исчисления налога признается календарный год (статья 360 НК РФ).

Согласно статье 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно пункту 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).

Как следует из материалов дела, на ФИО1 в нижеследующие периоды были зарегистрированы транспортные средства: ГАЗ-322132, государственный регистрационный знак <...> (с 27 мая 2005 года), ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...> (с 27 сентября 2006 года), Hyundai HD County, государственный регистрационный знак <...> (с 28 мая 2008 года), автобуса 328600, государственный регистрационный знак <...> (с 10 октября 2008 года), ГАЗ-33511, государственный регистрационный знак <...> (с 01 июля 2009 года), ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...> (с 31 мая 2011 года), ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...> (с 06 декабря 2011 года), экскаватора ЭО-2621, государственный регистрационный знак <...>, трактора «Беларус-82.1», государственный регистрационный знак <...>.

Размер исчисленного Инспекцией транспортного налога за 2017 год с указанных транспортных средств составил: с транспортного средства ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...>, 7000 рублей, с транспортного средства Hyundai HD County, государственный регистрационный знак <...>, - 6500 рублей, с транспортного средства автобуса 328600, государственный регистрационный знак <...>, - 5500 рублей, с транспортного средства ГАЗ-33511, государственный регистрационный знак <...>, - 4600 рублей, с транспортного средства ЭО-2621, государственный регистрационный знак <...>, - 1550 рублей, с транспортного средства ГАЗ-3322132, государственный регистрационный знак <...>, - 4900 рублей, с транспортного средства ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...>, - 7000 рублей, с транспортного средства ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...>, - 7000 рублей, с транспортного средства БЕЛАРУС 82.1, государственный регистрационный знак <...>, - 2025 рублей, о чем в адрес ФИО1 20 августа 2018 года Инспекцией направлено налоговое уведомление <...>, сформированное по состоянию на 14 августа 2018 года с предложением уплатить налоги, в том числе транспортный налог за 2017 год, в сумме 46075 рублей в срок до 03 декабря 2018 года.

Обязанность по уплате налога за указанные транспортные средства ФИО1 в установленный срок не исполнена.

Направленное Инспекцией 17 февраля 2019 года в адрес ФИО1 требование <...>, сформированное по состоянию на 28 января 2019 года, об уплате в срок до 25 марта 2019 года недоимки по налогам, в том числе по транспортному налогу в указанном размере, и пеней за несвоевременную уплату транспортного налога, начисленных за период с 04 декабря 2018 года по 27 января 2019 года, в сумме 649 рублей 65 копеек, ФИО1 также в добровольном порядке не исполнено.

24 мая 2019 года мировым судьей судебного участка № 5 Валдайского судебного района Новгородской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 указанной задолженности, однако определением того же судьи от 17 июня 2019 года он был отменен в связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно его исполнения.

С административным исковым заявлением Инспекция обратилась в суд 14 августа 2019 года.

Установив наличие оснований для взыскания с ФИО1 транспортного налога и пеней, а также соблюдение Инспекцией порядка и срока обращения в суд с административным исковым заявлением, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, при этом исходил из того, что обязанность у ФИО1 по уплате транспортного налога в спорный налоговый период и начисленных пеней имеется за три транспортных средства: автомобиля ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...>, экскаватора ЭО-2621, государственный регистрационный знак <...>, трактора «Беларус-82,1», государственный регистрационный знак <...>, которая им не исполнена в установленный законом срок.

Отказывая в удовлетворении заявленных Инспекцией требований в остальной части, суд первой инстанции исходил из того, что остальные транспортные средства были проданы ФИО1 в 2016 году иным лицам, в связи с чем он не обязан уплачивать исчисленный с этих транспортных средств транспортный налог за 2017 год.

С данным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пункту 5 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (вместе с «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним») в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.

Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника (пункт 6).

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07 августа 2013 года № 605 (в редакции от 26 июня 2018 года) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» в пункте 56.1 раздела «Изменение регистрационных данных» предусматривает, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности осуществляется на основании заявления нового собственника транспортного средства.

При этом в соответствии с пунктом 60 Административного регламента регистрация транспортного средства прекращается в том числе по заявлению прежнего владельца транспортного средства и предъявлении им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем (пункт 60.4).

Таким образом, по смыслу вышеприведенных правил изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника.

Вместе с тем, с учетом необходимости защиты интересов прежнего владельца транспортного средства пункт 60.4 Административного регламента предусматривает в качестве одного из оснований прекращения регистрации заявление этого владельца о прекращении регистрации транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки.

Как уже указано выше, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358).

Вместе с тем действующее правовое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.

Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

Как следует из материалов дела, транспортные средства ГАЗ-322132, государственный регистрационный знак <...>, ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...>, Hyundai HD County, государственный регистрационный знак <...>, автобус 328600, государственный регистрационный знак <...>, ГАЗ-33511, государственный регистрационный знак <...>, ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак <...>, были зарегистрированы за ФИО1. и в течение 2017 года, регистрационные действия по изменению собственника (владельца) в установленном законом порядке не совершены.

Как усматривается из материалов дела и следует из объяснений ФИО1, данных в ходе судебного разбирательства в суде первой ипнстанции, он с заявлением о прекращении регистрации этих транспортных средств в органы ГИБДД не обращался.

При этом, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Таким образом, отчуждение по договорам купли-продажи вышеуказанных транспортных средств при отсутствии факта регистрации данных о смене владельца транспортных средств в органах ГИБДД не освобождает ФИО1 от уплаты исчисленного от этих транспортных средств транспортного налога до момента снятия их с регистрационного учета либо регистрации смены их владельца.

То обстоятельство, что в отношении этих транспортных средств в рамках возбужденных в отношении ФИО1 исполнительных производств <...>-ИП, <...>-ИП был объявлен запрет на совершение действий по распоряжению и регистрационных действий, не свидетельствует о том, что ФИО1 по не зависящим от него причинам был лишен возможности в 2016 году самостоятельно снять с регистрационного учета данные транспортные средства, поскольку, как следует из материалов дела, постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Валдайского района УФССП России по Новгородской области об объявлении запрета на совершение действий по распоряжению и регистрационных действий были вынесены 05 октября 2018 года и 08 мая 2019 года.

При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении заявленных Инспекцией требований в остальной части у суда первой инстанции не имелось, а потому решение суда в этой части на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ как постановленное с нарушением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об удовлетворении указанных требований и взыскании с ФИО1 в доход соответствующего бюджета недоимки по транспортному налогу в размере 35500 рублей, пеней в размере 500 рублей 54 копейки, а всего 36000 рублей 54 копейки.

Это же решение суда в части взыскания с ФИО1 в доход местного бюджета Валдайского муниципального района Новгородской области государственной пошлины надлежит изменить, увеличив размер взысканной государственной пошлины до 1601 рубля 74 копеек.

В остальной части то же решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <...> по Новгородской области удовлетворить.

Решение Валдайского районного суда Новгородской области от 14 ноября 2019 года в части отказа в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <...> по Новгородской области к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 35500 рублей и пеней за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 500 рублей 54 копейки отменить.

Принять по делу в указанной части новое решение, которым требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <...> по Новгородской области к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 35500 рублей и пеней за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 500 рублей 54 копейки удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <...>, <...>, <...>, в доход соответствующего бюджета недоимку по транспортному налогу в размере 35500 рублей, пени в размере 500 рублей 54 копейки, а всего 36000 рублей 54 копейки.

Это же решение в части взыскания с ФИО1 в доход местного бюджета Валдайского муниципального района Новгородской области государственной пошлины изменить, увеличив размер взысканной государственной пошлины до 1601 рубля 74 копеек.

В остальной части то же решение оставить без изменения.

Председательствующий И.А. Алещенкова

Судьи Е.Б. Павлова

Л.В. Макарова