ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4830/2022 от 03.10.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

УИД 11RS0005-01-2022-002240-16 Дело № 33а-6863/2022

(дело в суде первой инстанции № 2а-4830/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Пристром И.Г., Щенниковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Сметаниной Е.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 03 октября 2022 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Жилина Н.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 июня 2022 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Жилину Н.А. о взыскании задолженности перед бюджетом по обязательным платежам.

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми (далее - МИФНС России № 8 по РК) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Жилину Н.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам в общем размере 16 381,86 рублей, в том числе: транспортный налог за 2019 год в размере 4 230 рублей, пени за период с 02.12.2020 по 07.12.2020 в размере 3,60 рублей, налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 33 рублей, пени за период с 02.12.2017 по 26.11.2018 в размере 2,97 рублей, налог на имущество физических лиц за 2019 года в размере 12 102 рублей, пени за период с 02.12.2020 по 07.12.2020 в размере 10,29 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является налогоплательщиком и свою обязанность по своевременной уплате налога не выполнил, в связи с чем, образовалась задолженность, подлежащая взысканию в судебном порядке.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 июня 2022 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.

В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, административным ответчиком Жилиным Н.А. ставится вопрос об отмене судебного акта, как незаконного и необоснованного.

Лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть административное дело при имеющейся явке лиц.

Изучив материалы административного дела, проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.

Из материалов дела следует, что Жилин Н.А. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Так, в 2019 году он являлся собственником транспортного средства: <Номер обезличен>. Кроме того, ему на праве собственности принадлежат квартира по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, дата регистрации права <Дата обезличена>, дата снятия с регистрации <Дата обезличена>, размер доли в праве ...; квартира по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый номер: <Номер обезличен>, дата регистрации права <Дата обезличена>, единоличная собственность; квартира по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый номер: <Номер обезличен>, дата регистрации права <Дата обезличена>, единоличная собственность; жилой дом по адрес: <Адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, дата регистрации прав и дата снятия с нее <Номер обезличен>, доля в праве ....

В отношении приведенных объектов, находящихся в собственности налогоплательщика, налоговым органом были исчислены имущественные налоги за 2015, 2019 годы и в адрес Жилина Н.А. направлялось налоговое уведомление <Номер обезличен>, а также налоговое уведомление <Номер обезличен>, содержащие расчет транспортного налога и налога на имущество физических лиц, рассчитанных исходя из принадлежащего налогоплательщику имущества.

Поскольку в установленный срок административным ответчиком не была уплачена исчисленная сумма налога, налоговым органом начислены пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 по 07.12.2020 в размере 3,60 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 по 26.11.2018 в размере 2,97 рублей, за период с 02.12.2020 по 07.12.2020 в размере 10,29 рублей.

В последующем налогоплательщику направлено требование <Номер обезличен> об уплате сумм налога, пени, и установлен срок уплаты недоимки по налогам и пени до 14.01.2019; требованием <Номер обезличен> установлен срок до 12.01.2021.

В связи с неисполнением требования налоговый орган обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа. Судебным приказом <Номер обезличен> с Жилина Н.А. взыскана задолженность по налогам и пени. На основании поступивших от должника возражений указанный приказ отменен определением мирового судьи от 27.10.2021.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса. Помимо иных объектов недвижимости, к объектам налогообложения относится жилое помещение, иные здания, строение, сооружение, помещение (статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации). Порядок установления налоговой ставки определен статьей 406 названного Кодекса.

Из положений статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Статья 357 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в качестве налогоплательщиков транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 360 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок и сроки уплаты транспортного налога, в частности уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном названным Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Разрешая спор, и установив, что по настоящее время суммы задолженности по имущественным налогам за спорные периоды не погашены, пени по выставленному налоговому требованию также не уплачены, налоговым органом соблюден срок обращения в суд и досудебный порядок взыскания задолженности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с правильными выводами суда первой инстанции. Материалами административного дела бесспорно подтверждено, что административное исковое заявление подано в установленный законом шести месячный срок со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Жилин Н.А., являлась плательщиком имущественных налогов, суммы налогов, пени в сроки согласно выставленным уведомлениям и требованиям не уплатил.

В связи с этим у суда первой инстанции имелись законные основания для удовлетворения заявленных требований. Такие выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы Жилина Н.А. о том, что он не был уведомлен налоговым органом о наличии у него налоговой задолженности, не получал соответствующие уведомления и требования, являются необоснованными и подлежит отклонению.

Как следует из пункта 2 статьи 11.2 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктами 8, 9 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года № ММВ-7-17/617@ (далее – Порядок), определено, что доступ к личному кабинету может быть осуществлен с использованием логина и пароля, которые, в свою очередь, могут быть получены путем представления заявления о получении доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно Приложению № 1 к данному Порядку.

Согласно пункту 10 названного Порядка для обеспечения получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании заявления на получение доступа представляет физическому лицу регистрационную карту по установленной форме, в которой указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль.

При этом согласно пункту 20 Порядка для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Пунктами 13 и 14 Порядка (в редакции, действовавшей на момент регистрации Жилина Н.А. в личном кабинете) указано, что активация логина и первичного пароля осуществляется в течение одного часа после регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика. При первом входе в личный кабинет налогоплательщика физическому лицу необходимо сменить первичный пароль. Первичный пароль физического лица действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика. В случае, если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца, первичный пароль блокируется.

В пункте 16 названного Порядка определено, что формирование личного кабинета налогоплательщика осуществляется ФНС России в течение трех рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика.

Таким образом, использование личного кабинета является правом, а не обязанностью налогоплательщиков. Зарегистрированным в добровольном порядке налогоплательщикам предоставлена возможность осуществлять взаимодействие с налоговыми органами. Отказ от использования личного кабинета возможен исключительно по заявлению налогоплательщика. Правовое значение для разрешения вопроса о получении налогоплательщиком документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, имеет факт получения доступа к личному кабинету налогоплательщика, а не фактическое использование личного кабинета самим налогоплательщиком.

Из материалов дела следует, что на основании заявления Жилина Н.А. от 17.04.2018 ему предоставлен доступ в личный кабинет налогоплательщика на основании поданного им заявления от 17.04.2018.

В этот же день – 17.04.2018 Жилин Н.А. подключен к онлайн-сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», 06.07.2018 произведена блокировка пользователя, и подключение к личному кабинету возобновлено с 24.12.2019.

Факт направления налогоплательщику требований налогового органа об уплате налога и пени в электронной форме, подтверждается сведениями из Личного кабинета налогоплательщика. Данных о том, что административный ответчик обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, Жилин Н.А. имел возможность и обязан был на основании закона ознакомиться с направленным в его адрес через личный кабинет требованием об уплате налогов и пени, и при таких обстоятельствах, неполучение требования об уплате налога на бумажном носителе, не освобождает от исполнения обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет.

Подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы Жилина Н.А. о необходимости произведения дополнительных действий по регистрации для получения доступа к личному кабинету при блокировке первичного пароля.

Пунктом 15 Порядка (в редакции, действовавшей на момент регистрации Жилина Н.А. в личном кабинете) установлено, что в случае блокировки первичного пароля или утраты пароля, восстановление пароля производится лично налогоплательщиком путем заполнения раздела "Профиль" в личном кабинете налогоплательщика путем представления заявления на получение доступа в любой налоговый орган по своему выбору.

Таким образом, при блокировке первичного пароля доступ к личному налоговому кабинету у налогоплательщика, вопреки позиции Жилина Н.А., не прекращается.

Согласно пункту 21 Порядка в случае получения от физического лица заявления на получение доступа с выбранным реквизитом "3 - прекратить доступ к личному кабинету налогоплательщика" в поле "Прошу", налоговые органы направляют документы (информацию), сведения физическому лицу на бумажном носителе по истечении 3 рабочих дней со дня получения Заявления на получение доступа.

Согласно сведениям налогового органа блокировка личного кабинета ошибочно произведена 06.07.2018, при этом, поскольку заявление о прекращении доступа к личному кабинету налогоплательщика от Жилина Н.А. не поступало, возможность использования личного кабинета была восстановлена налоговым органом с 24.12.2019.

В период блокировки кабинета требования <Номер обезличен> и <Номер обезличен> и налоговое уведомление <Номер обезличен> были направлены Жилину Н.А. на бумажных носителях путем отправки их почтой. При этом требования <Номер обезличен>, налоговое уведомление <Номер обезличен> в рамках данного дела не рассматриваются.

При таких обстоятельствах, направление Жилину Н.А. требования <Номер обезличен> через личный кабинет в силу положений статей 52, 69 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждено материалами настоящего дела и является правомерным.

Добросовестное исполнение обязанностей, предусмотренных статьей 23, пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52 Налогового Кодекса Российской Федерации, является нормой поведения налогоплательщика, и должно быть исполнено в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.

С учетом выше изложенного, а также учитывая то, что сведений о погашении задолженности по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за спорные периоды административным ответчиком не представлено, выводы суда первой инстанции о необходимости принудительного взыскания образовавшейся задолженности, законны и обоснованы.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Жилина Н.А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.

Мотивированное апелляционное определение составлено 10 октября 2022 года.

Председательствующий -

Судьи -