ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-485/2023 от 05.07.2023 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-12351/2023 (2а-485/2023)

город Уфа 05 июля 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Каримовой Ф. М.,

судей Зиновой У. В.,

Портновой Л. В.,

при секретаре судебного заседания Галимове Л. И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тарасенко Александра Сергеевича к Администрации городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан об устранении нарушений при переустановке и монтаже контейнерной площадки для сбора мусора и твердых бытовых отходов, демонтаже контейнерной площадки для сбора мусора и твердых бытовых отходов,

по апелляционной жалобе главы Администрации городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Губаева С. С. на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 30 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Зиновой У. В., судебная коллегия

установила:

Тарасенко А. С. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указал, что он является собственником земельного участка и дома, расположенного по адресу: адрес. В октябре 2020 года была переустановлена контейнерная площадка с двумя мусорными металлическими контейнерами старого типа вблизи его дома и земельного участка. Жителями соседних домов данные баки используются для сбора пищевых и не пищевых отходов. Кроме того, указанная контейнерная площадка расположена над газопроводом среднего давления, который проходит по улице, в результате чего дорога, которая ведет к земельному участку Тарасенко А. С., часто отсутствует, ввиду ее захламления мусором и твердыми бытовыми отходами, складируемыми около контейнерной площадки. Тротуар, расположенный вдоль контейнерной площадки, заблокирован мусором, а также забором. Перемещение контейнерной площадки нарушает права и законные интересы административного истца, а также неопределенного круга лиц, проживающих на территории указанного района.

Тарасенко А. С. просил суд обязать ответчика принять меры по устранению выявленных нарушений, а именно: демонтировать контейнерную площадку, расположенную на пересечении улиц адрес, вблизи земельного участка Тарасенко А. С.; обязать ответчика установить контейнерную площадку на прежнее место складирования мусора и твердых бытовых отходов, либо иное место, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации, не будет нарушать иные права граждан, и будет соответствовать нормам законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Определением суда от дата в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО2.

Решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 30 марта 2023 года требования Тарасенко Александра Сергеевича удовлетворены частично, постановлено:

обязать Администрацию городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан принять меры по устранению выявленных нарушений, а именно демонтировать контейнерную площадку, расположенную на адрес, вблизи земельного участка Тарасенко А. С.;

обязать Администрацию городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан установить контейнерную площадку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Тарасенко Александра Сергеевича к Администрации городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан отказать.

В апелляционной жалобе глава Администрации городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Губаев С. С. просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд истек; было произведено комиссионное обследование земельного участка в районе дома, расположенного по адресу: адрес, соответствующие службы и ресурсоснабжающие организации согласовали установку контейнерной площадки; суд в решении ссылается на нормы об ограничении устраивать свалки и склады на газопроводах среднего давления, однако контейнерная площадка к таковым не относится.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Администрации городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан ФИО5, участвовавшего в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи и подержавшего доводы жалобы, представителя Тарасенко А. С. ФИО9. полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Тарасенко А. С., ФИО2 являются собственниками, по 1/2 доли в праве собственности каждый, земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 691 кв. м. и индивидуального жилого дома с кадастровым номером №..., расположенных по адресу: адрес (л. д. 15-16 том 1).

Из акта согласования на установку, перемещение или демонтаж контейнерной площадки от дата следует, что произведено комиссионное обследование земельного участка в районе дома по адресу: адрес, для согласования на установку контейнерной площадки, в результате которого представители соответствующих служб и ресурсоснабжающих организаций согласовали установку контейнерной площадки по адресу: адрес (л. д. 41 том 1).

По запросу суда первой инстанции руководителем отдела геодезии МУП ... муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан ФИО6 был проведен замер расстояния от границы земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: адрес, до контейнерной площадки для сбора ТКО, которое составляет 9,95 м, согласно прилагаемому ситуационному плану (л. д. 183 том 1).

Как следует из Устава городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан к вопросам местного значения относится, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л. д. 122-154 Том 1).

Согласно выписке из системы (реестр) «ТКО-Башкортостан» спорная контейнерная площадка по адресу: адрес, включена в данный реестр под номером №... со следующими характеристиками: наличие твердого покрытия. Наличие ограждения с 3-х сторон. Количество контейнеров 2 шт. Организация, осуществляющая вывоз ТКО (твердые коммунальные отходы) региональный оператор ООО «.... Вывоз ТКО осуществляется каждый день согласно графику, вывоз КГО (крупно-габаритные отходы) осуществляется по мере накопления, но не реже одного раза в неделю (л. д. 158 том 1).

Полагая нарушенными свои права и законные интересы расположением данной контейнерной площадки вблизи его дома и земельного участка с нарушением установленного законодательством минимально допустимого расстояния, Тарасенко А. С. обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что размещение контейнерной площадки около земельного участка и дома, расположенного по адресу: адрес, именно на расстоянии 9,95 м. от дома проведено без комиссионного согласования, доказательств исключительного случая и невозможности переноса контейнерной площадки на другое место суду не представлено. Расположение контейнерной площадки с мусорными баками вблизи земельного участка и жилого дома Тарасенко А. С. нарушает требования законодательства Российской Федерации, а также факт того, что вывоз КГО (крупно-габаритные отходы) осуществляется по мере накопления, но не реже одного раза в неделю, нарушают права и законные интересы административного истца, чинят ему препятствие в пользовании принадлежащим ему земельным участком и недвижимым имуществом, ввиду того, что он не может проехать к воротам своего дома на машине, не может производить реконструкцию дома, так как какая-либо техника не может подъехать к данному объекту недвижимости. Кроме того, нарушаются требования в части того, что на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается устраивать свалки и склады.

Оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они являются правильными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон «Об отходах потребления и производства»).

Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1039 от 31 августа 2018 года утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее по тексту - Правила).

Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских к сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» закреплено, что на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Пунктом 4 раздела II, определяющего Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений указанных СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что расстояние контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Согласно истребованным судебной коллегией документам и административным ответчиком не оспаривалось, исходя из замеров МУП ... муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан расстояние до границ жилого дома административного истца составляет 10,87 м., и из замеров административного истца расстояние от контейнерной площадки до его жилого дома составляет 10.70 м., то есть менее 11 метров, таким образом нормативное расстояние до жилого дома уменьшено на 45 %.

Однако в материалы дела, вопреки положениями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не представлено доказательств обоснования такого уменьшения установленного санитарно-эпидемиологическими требованиями расстояния.

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под раздельным накоплением понимается накопление группы однородных отходов, классифицированных по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесена разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в порядке, а также разработка и утверждение порядка накопления (в том числе раздельного) ТКО.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, на указанной контейнерной площадке не установлено контейнеров для раздельного сбора мусора, установлены общие контейнеры для сбора ТКО, в связи с чем ссылка административного ответчика на возможность установки контейнерной площадки на расстоянии не менее 8 метров является не состоятельной.

Доводы апелляционной жалобы на то, что принадлежащий административному истцу жилой дом фактически является не жилым не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объект недвижимости, принадлежащий Тарасенко А. С., является жилым.

Доводы административного ответчика в суде апелляционной инстанции на то, что место размещения контейнерной площадки вблизи адрес не согласовано ООО ... в связи с расположением санитарно-защитной полосы водопровода, и ООО ... в связи с нарушением охранной зоны ВЛ-04-10кВ, не могут являться основанием к нахождению спорной контейнерной площадки вблизи дома административного истца с нарушением требований, установленных СанПиН 2.1.3684-21, что приводит к нарушению его прав на благоприятную окружающую среду.

Административным ответчиком, вопреки положениям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено доказательств исследования всех возможных вариантов размещения такой площадки в данной жилой застройке с согласованием с соответствующими службами Роспотребнадзора.

Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о невозможности размещения данной контейнерной площадки в оспариваемом месте в связи с нахождением под ней газопровода среднего давления, суд апелляционной инстанции находит не состоятельными, поскольку согласно ответу ПАО ... данному на запрос судебной коллегии, в целях безопасной эксплуатации газораспределительной сети, постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила охраны газораспределительных сетей. Пунктом 14 Правил предусмотрен перечень действий, которые запрещены в охранной зоне газопровода. Перечень является закрытым. Размещение объектов, не имеющих прочной связи с поверхностью, перечнем не запрещено. Допускается размещение объекта мобильного характера, то есть позволяющего при необходимости выполнения работ на газопроводе, выполнить перенос площадки без ущерба для нее. Контейнерная площадка не является объектом капитального строительства. Размещение контейнерной площадки в указанном месте было согласовано с условием размещения объекта мобильного характера и гарантийного письма Администрации.

Понятия свалка и склад, на невозможность размещения которых на газопроводах среднего давления сослался суд первой инстанции, не являются тождественными понятию контейнерной площадки.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции о возложении на Администрацию городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан обязанности принять меры по устранению выявленных нарушений, а именно демонтажу контейнерной площадки, расположенной на №..., вблизи земельного участка Тарасенко А. С., и установке контейнерной площадки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, являются обоснованными, поскольку расположение в настоящее время контейнерной площадки нарушает права Тарасенко А. С. на благоприятную окружающую среду.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы административного ответчика, заявленные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не содержат фактов, которые повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.

Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам административного дела, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 30 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Администрации городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Губаева С. С. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Ф. М. Каримова

судьи У. В. Зинова

Л. В. Портнова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 июля 2023 года

Справка: судья Мухамадьярова И. И.