ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4873/19 от 14.11.2019 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Князева Д.А. Дело № 2а-4873/2019

Докладчик Лихачева С.А. Дело № 33а-2791/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 ноября 2019 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Лихачевой С.А.,

судей Неволиной Е.В., Менц О.П.,

при секретаре Даниловой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по
административному исковому заявлению Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области о признании незаконным бездействия, выразившего в необеспечении средствами индивидуальной защиты осужденных, работающих в котельных, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, -

по апелляционной жалобе УФСИН России по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда от 19 августа 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в необеспечении средствами индивидуальной защиты осужденных, работающих в котельных №№ 2,3 учреждения, признано незаконным.

На УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области с целью обеспечения осужденных - работников котельных №№ 2,3 данного учреждения средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минтруда России от 09 декабря 2014 года № 997н.

На ФКУ ИК-l УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность в течение 10 (десяти) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить осужденных - работников котельных №№ 2,3 средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минтруда России от 09 декабря 2014 года № 997н.

Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия

установила:

21 июня 2019 года Сахалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области (далее ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области), выразившееся в необеспечении средствами индивидуальной защиты осужденных, работающих в котельных №№ 2,3 учреждения, обязать УФСИН России по Сахалинской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование исправительной колонии с целью обеспечения осужденных, работающих в котельных, средствами индивидуальной защиты, в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минтруда России от 09 декабря 2014 года № 997н (далее Типовые нормы), обязать колонию в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденных, работающих в котельных №№ 2,3, средствами индивидуальной защиты в соответствии с указанными Типовыми нормами.

В обоснование административного иска указано, что в ходе проведения проверок соблюдения уголовно - исполнительного и трудового законодательства в части привлечения осужденных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области к труду в период с 2017 года по 2019 год были выявлены неоднократные нарушения, выразившиеся в необеспечении осужденных, работающих в котельных колонии, средствами индивидуальной защиты. Считает, что несоблюдение установленных законодательством требований об охране труда нарушает права, свободы и законные интересы осужденных, осуществляющих трудовую деятельность в данном учреждении, создает угрозу их жизни и здоровью.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФСИН России по Сахалинской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указано пропуск прокурором установленного законом трехмесячного срока обращения в суд, а также на отсутствие у него полномочий на проведение проверки соблюдения требований трудового законодательства.

Относительно доводов апелляционной жалобы поступили письменные возражения Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Зайцева Я.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области ФИО1 поддержал решение суда. УФСИН России по Сахалинской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований для его отмены либо изменения не находит.

В соответствии с частью 1 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации о обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).

Пунктами 4, 13 приказа Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» определено, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением и организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Выдача средств индивидуальной защиты производится в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минтруда России от 09 декабря 2014 года № 997н.

Пунктами 56, 57 данного приказа установлены нормы выдачи на год и наименование специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для машиниста (кочегара) котельной и котлочиста.

Так, машинист (кочегар) котельной должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмом для защиты от повышенных температур; перчатками с полимерным покрытием; перчатками для защиты от повышенных температур; щитком защитным лицевым или очками защитными; каской защитной; средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим; при работе в котельной, работающей на твердом или жидком топливе, дополнительно фартуком из полимерных материалов с нагрудником (пункт 56 Приказа).

Котлочист котельной должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; сапогами резиновыми с защитным подноском; нарукавниками из полимерных материалов; перчатками с полимерным покрытием; очками защитными; средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие или изолирующие (пункт 57 Приказа).

Согласно пункту 2.1 Устава ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области на данное учреждение возложена обязанность обеспечивать охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, их безопасность.

Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (пункт 5.8 Устава).

УФСИН России по Сахалинской области в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (пункт 4.3 Устава).

Как следует из материалов дела в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области на должностях машиниста котельной и котлочиста работают осужденные, списочный состав которых постоянно меняется.

13 июня 2019 года заместителем Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области ФИО2 проведена проверка обеспечения средствами индивидуальной защиты осужденных, работающих в котельных № 2 и 3 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области, по результатам которой установлено, что привлеченные к работе в котельных № 2 и 3 осужденные не обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной защиты (л.д. 40-41).

По результатам ранее проведенных проверок соблюдения норм трудового законодательства и законодательства об охране труда в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области в адрес начальника учреждения прокурором 09 февраля 2017 года, 31 октября 2017 года и 31 января 2018 года направлялись представления об устранении нарушений, выразившихся в не обеспечении осужденных, работающих в котельных, средствами индивидуальной защиты. По итогам рассмотрения представления прокурора УФСИН России по Сахалинской области были даны ответы об устранении нарушений уголовно-исполнительного закона.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что нарушения, установленные в ходе проверок, проведенных прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, не устранены, машинисты котельной и котлочисты до настоящего времени не обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о наличии неправомерного бездействия административного ответчика.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, правильно примененным судом.

Довод апелляционной жалобы о пропуске прокурором срока обращения в суд с настоящим административным иском признается несостоятельным, поскольку выявленные нарушения носят длящийся характер и до настоящего времени, не устранены.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания».

Ссылка в апелляционной жалобе на незаконность проведенной прокурором проверки ошибочна, так как в силу статьи 32 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, прокурор вправе проводить проверку соблюдения исправительным учреждением трудового законодательства и законодательства об охране труда в отношении привлекаемых к труду осужденных.

Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 19 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по Сахалинской области, без удовлетворения.

Председательствующий С.А. Лихачева

Судьи Е.В. Неволина

О.П. Менц