ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-487/19 от 13.02.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11a-1977/2020 Судья: Приходько В.А.

№ 2а-487/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 февраля 2020 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Аганиной Т.А.,

судей Кучина М.И., Абдрахмановой Э.Г.

при секретаре Ахмировой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Челябинской области на решение Октябрьского районного суда Челябинской области от 13 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителей: административного истца МИФНС №10 – ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, административного ответчика ФИО2 - назначенного судом в порядке ст. 54 КАС РФ адвоката Уразаевой М.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Челябинской области (далее – МИФНС №10) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2012-2015 годы, пени в общей сумме 1314,93 руб.

В обоснование указано, что собственник земельных участков и плательщик земельного налога ФИО2 налоги надлежащим образом не оплачивает, в связи с чем образовалась взыскиваемая задолженность.

Представитель административного ответчика, назначенный судом в порядке ст. 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) адвокат Кузьменко Н.С., просил принять решение на усмотрение суда.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца МИФНС № 10, административного ответчика ФИО2

Решением суда требования МИФНС № 10 удовлетворены частично: с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее проживавшего в с. <адрес> в пользу МИФНС № 10 взыскана задолженность по земельному налогу за 2014-2015 г.г. в размере 800 руб. и пени в размере 49,97 руб., всего 849,97 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней МИФНС № 10 просит решение суда первой инстанции изменить в части отказа в удовлетворении иска, взыскав с ФИО2 задолженность по земельному налогу за 2012 год в размере 324,57 руб., за 2013 года – в размере 80 руб., пени по земельному налогу в размере 13,27 руб. Полагает, что суд необоснованно применил положения Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", признав безнадежной к взысканию сумму налога за 2012-2013 годы, поскольку эта задолженность, по мнению истца, образовалась на 01.10.2015 г. Указывает, что налоговым органом соблюдены порядок взыскания задолженности за указанный налоговый период и сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ.

В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик ФИО2, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела по последнему известному месту жительства, не явился, в связи с чем судебная коллегия на основании статьей 150, части 1 статьи 307 КАС РФ признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего административного дела, судебная коллегия не установила оснований к отмене постановленного по делу решения.

В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 23, пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 286 КАС РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для обращения налоговой инспекции (как контрольного органа) в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, а требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы.

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст. 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 48 НК РФ.

В силу пункта 2 статьи 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Земельный налог в силу статьи 15 НК РФ является местным налогом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).

Судом первой инстанции установлено, что ФИО2 с 23.01.2004 года является собственником расположенных в Октябрьском районе Челябинской области земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами <данные изъяты>

Налоговое уведомление <данные изъяты> от 19.05.2015 года об уплате земельного налога за 2012-2014 г.г. на общую сумму 804,57 рублей направлено административному ответчику с указанием срока уплаты до 01.10.2015 года.

Налоговое уведомление <данные изъяты> от 29.07.2016 года за земельный налог 2015 г. на общую сумму 400 рублей направлено административному ответчику с указанием срока уплаты до 01.12.2016 года.

В связи с неуплатой налогов в установленный в уведомлениях срок должнику были направлены налоговые требования с указанием сумм недоимки и пени.

По требованию <данные изъяты> по состоянию на 13.10.2015 года сумма налогов за 2012-2014 г.г. со сроком исполнения до 16.12.2015 года составила 924,27 рублей, пени 67,75 рублей (пени за 2012 г. – 22.42 руб., за 2013 г.- 27.12 руб., за 2014 г. – 18.21 руб.) общая задолженность 1175,17 руб.

По требованию <данные изъяты> по состоянию на 15.11.2017 года сумма налогов за 2015 г. со сроком исполнения до 17.01.2018 года составила всего 400 рублей, пени 43,37 рублей, общая задолженность 1896,51 руб.

Эти требования в установленный срок ФИО2 не исполнены.

08.04.2019 г. мировым судьей судебного участка №1 Октябрьского района Челябинской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 указанных сумм недоимок и пени, который 30.04.2019 г. отменен тем же судьей.

С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 15.10.2019 года, то есть с соблюдением срока, установленного ст. 48 НК РФ.

Проверив правильность исчисления размера налога, сроки обращения, суд первой инстанции удовлетворил требования налогового органа о взыскании с ФИО2 задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2014-2015 г.г. в размере 800 руб. и пени за 2014 г. в размере 6,6 руб. за период с 02 по 30 ноября 2015 г., за 2015 г. - в размере 43.37 руб. за период с 02 декабря 2016 года по 14 ноября 2017 года. В апелляционном порядке решение суда в этой части не обжалуется.

Отказывая в удовлетворении иска в части требований взыскания с должника задолженности по земельному налогу за 2012 - 2013 г.г. и пени, суд первой инстанции обоснованно сослался на положения части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Доводы апелляционной жалобы о недопустимости применения положений Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ, основанные на утверждении о том, что задолженность у ФИО2 образовалась после 01.01.2015 г. и на такую задолженность не распространяются положения указанного закона, являются неверными и основаны на ошибочном толковании норм права.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ, устанавливающей порядок и сроки уплаты земельного налога, он подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 28 мая 2019 г. N 83-КА19-2, по смыслу налогового законодательства следует разграничивать понятия "срок уплаты налога" и "дата образования недоимки (задолженности)". Перенесенные сроки уплаты налога не изменяют момент возникновения недоимки по его уплате, который наступает на следующий день после истечения первоначально установленного законом срока для такой уплаты. Таким образом, то обстоятельство, что налоговый орган направил требование об уплате налогов за 2012-2014 г.г. впервые только в октябре 2015 г., не изменяет момент возникновения недоимки по каждому периоду в срок, установленный законом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении настоящего дела по существу судом первой инстанции верно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение. Оснований к отмене этого решения судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Октябрьского районного суда Челябинской области от 13 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи