ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-488/2021 от 22.12.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0002-01-2021-001453-03

Дело № 2а-488/2021 (№ 33а-4846/2021) судья – Лыбина И.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2021 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Сергуненко П.А. и Сельховой О.Е.

при секретаре судебного заседания Малининой П.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сельховой О.Е.

административное дело по апелляционной жалобе администрации Бежецкого района Тверской области на решение Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 28 октября 2021 года по административному исковому заявлению Симаковой В.И., действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, к администрации Бежецкого района Тверской области, Главе Бежецкого района Тверской области Павлову И.А. о признании незаконным постановления администрации Бежецкого района Тверской области от 9 сентября 2021 года № 299 об исключении молодой семьи из списка участников и претендентов на выплату и обязании отменить указанное постановление,

у с т а н о в и л а:

5 октября 2021 года Симакова В.И. обратилась в суд в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3 с приведенным выше административным исковым заявлением, в обоснование которого указала следующее.

Постановлением администрации Бежецкого района Тверской области от 12 августа 2019 года № 373 семья Симаковой В.И. в составе трех человек, она и двое ее несовершеннолетних детей включены как молодая семья в список претендентов состава участников подпрограммы «Содействие в решении социально-экономических проблем молодых семей и формирование ценностей семейной культуры в молодежной среде» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2017-2022 годы муниципальной программы «Культура, молодежь, спорт и туризм Бежецкого района Тверской области» на 2018-2023 годы».

ДД.ММ.ГГГГ Симаковой В.И. у Смирнова Д.В. (отца одного из детей) приобретено жилое помещение. Сторонами по договору купли-продажи являлись только Симакова В.И. и Смирнов Д.В.

6 февраля 2020 года Симаковой В.И. написано нотариально заверенное обязательство , согласно которому она обязалась оформить доли на детей в вышеуказанном жилом помещении.

30 марта 2021 года Симаковой В.И. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья о предоставлении социальной выплаты в размере <данные изъяты>.

Свидетельство от 30 марта 2021 года подлежало предъявлению в банк до 30 апреля 2021 года, для чего ею был открыт специальный счет в банке.

Однако перевод денежных средств не был осуществлен по причине неисполнения администрацией Бежецкого района Тверской области обязательств в части зачисления денежных средств на счет.

Оспариваемым постановлением молодая семья Симаковой В.И. в количестве 3 человек исключена из списка участников и претендентов на выплату в 2021 году в рамках программы, чем нарушены ее права, свободы и законные интересы, а также ее несовершеннолетних детей.

Полагала, что поскольку продавец приобретенной Симаковой В.И. квартиры Смирнов Д.В. не является ее родственником, основания для исключения молодой семьи из программы отсутствуют.

На основании изложенного административный истец просил признать незаконным постановление администрации Бежецкого района Тверской области от 9 сентября 2021 года № 299 об исключении молодой семьи Симаковой В.И. в количестве 3 человек из списка участников и претендентов на выплату в 2021 году в рамках программы, обязать административных ответчиков отменить указанное постановление.

В письменных возражениях администрации Бежецкого района Тверской области указано на законность оспариваемого постановления.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Симакова В.И. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков администрации Бежецкого района Тверской области, Главы Бежецкого района Тверской области – Лихачева Т.В. возражала против удовлетворения административного искового заявления, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Решением Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 28 октября 2021 года административный иск удовлетворен.

Признано незаконным постановление администрации Бежецкого района Тверской области от 9 сентября 2021 года № 299 об исключении молодой семьи Симаковой В.И. в количестве 3 человек из списка участников и претендентов на социальную выплату в 2021 году в рамках государственной программы Тверской области «Молодёжь Верхневолжья» на 2021-2026 годы» муниципальной программы «Культура, молодежь, спорт и туризм Бежецкого района Тверской области» на 2018-2023 годы».

На администрацию Бежецкого района Тверской области возложена обязанность отменить указанное выше постановление.

В апелляционной жалобе администрация Бежецкого района Тверской области просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что, исходя из смысла Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, молодая семья – это единый неделимый субъект, и Правила действуют в отношении каждого члена семьи. Данное обстоятельство делает недопустимым использование социальной выплаты для приобретения жилого помещения у близких родственников каждого члена данной молодой семьи. Продавец жилого помещения Смирнов Д.В. является отцом несовершеннолетнего сына Симаковой В.И. - ФИО3, что не учтено судом при принятии решения.

Заявитель жалобы также указывает, что к участию в деле не был привлечен Комитет по делам молодежи Тверской области, являющийся главным контролирующим программу органом и распорядителем бюджетных средств для реализации программы, чем нарушены его права и действующее процессуальное законодательство.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Симакова В.И. просит оставить решение суда без изменения, указывая, что сделка по приобретению квартиры совершена ею лично в интересах детей, которые по окончании выплаты ипотеки за счет средств материнского капитала и социальной выплаты будут являться собственниками жилого помещения площадью <данные изъяты>, что свидетельствует об улучшении их жилищных условий. Факт приобретения квартиры у отца одного из ее несовершеннолетних детей не ущемляет права детей и не нарушает их имущественных прав со стороны родителей. Указанный факт ею не скрывался, в Администрацию были предоставлены все необходимые документы, по результатам рассмотрения которых ей выдан сертификат на получение социальной выплаты.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков администрации Бежецкого района Тверской области, Главы Бежецкого района Тверской области – Лихачева Т.В. поддержала доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней.

Административный истец Симакова В.И. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей с использованием субсидии для приобретения или строительства жилых помещений осуществляется в соответствии с ведомственной целевой программой «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», приложением № 1 к которым являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также Правила).

Подпунктом «е» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат предусмотрено, что социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного ребенка и более, соответствующая, в том числе, следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно пункту 2(1) Правил социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

Исполнительным органом государственной власти Тверской области, в котором проживает семья административного истца, с целью реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей утверждена подпрограмма «Содействие в решении социально-экономических проблем молодых семей и формирование ценностей семейной культуры в молодежной среде» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2017-2022 годы» (Постановление Правительства Тверской области от 9 июля 2019 года № 272-пп, действовавшее на момент включения семьи Симаковой В.И. в список претендентов состава участников подпрограммы).

Приложением № 7 к государственной программе Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2017-2022 годы» утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в Тверской области.

Пунктом 4 Порядка также предусмотрен запрет на использование социальной выплаты на приобретение жилого помещения у близких родственников. Исходя из содержания пункта 8 указанного Порядка участницей Программы является молодая семья.

Из материалов административного дела следует, что Симакова В.И. является матерью двоих несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 21, 83-84).

Постановлением администрации Бежецкого района Тверской области от 25 июля 2019 года № 349 «О рассмотрении жилищных вопросов» семья Симаковой В.И. в количестве 3 человек, поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 70-72).

Согласно справке от 4 июня 2019 года № 979, выданной администрацией Бежецкого района Тверской области, Симакова В.И. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Состав семьи: сыновья - ФИО2, ФИО3 (л.д. 74).

Как следует из справки от 26 июня 2019 года № 1061, выданной администрацией Бежецкого района Тверской области, по вышеуказанному адресу проживают также: мать - Матвеева Т.П., отец - Матвеев И.Е., дедушка - Кириллов Н.П., Смирнов Д.В. (л.д. 75).

Постановлением администрации Бежецкого района Тверской области от 12 августа 2019 гожа № 373 «О рассмотрении вопросов реализации мероприятиям в рамках подпрограммы «Содействие в решении социально-экономических проблем молодых семей и формирование ценностей семейной культуры в молодежной среде» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2017-2022 годы» муниципальной программы «Культура, молодежь, спорт и туризм Бежецкого района Тверской области» на 2018-2023 годы» семья Симаковой В.И. в количестве 3 человек включена в список претендентов состава участников подпрограммы «Содействие в решении социально-экономических проблем молодых семей и формирование ценностей семейной культуры в молодежной среде» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2017-2022 годы» муниципальной программы «Культура, молодежь, спорт и туризм Бежецкого района Тверской области» на 2018-2023 годы» (л.д. 60).

ДД.ММ.ГГГГ между Смирновым Д.В. и Симаковой В.И. заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой семья Симаковой В.И. в составе 3 человек зарегистрирована и проживает в настоящее время. Стоимость квартиры составила <данные изъяты> (л.д. 61-62).

Пунктом <данные изъяты> указанного договора определен порядок расчетов по договору, согласно которому покупатель обязуется оплатить часть кредита банку путем перечисления государственным учреждением УПФР в г. Бежецк денежных средств в сумме <данные изъяты> в счет погашения кредита по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал .

Согласно обязательству от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом, Симакова В.И. обязалась оформить жилое помещение по адресу: <адрес>, приобретаемое с использованием ипотечного кредита, а также с использованием средств материнского капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после снятия обременения с вышеуказанного жилого помещения (л.д. 24).

Постановлением администрации Бежецкого района Тверской области от 10 июля 2020 года № 292 «О рассмотрении жилищных вопросов» семья Симаковой В.И. в составе 3 человек, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, снята с учета (л.д. 109-110).

30 марта 2021 года Симаковой В.И. получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья , согласно которому молодой семье в составе Симаковой В.И. и ее детей ФИО2 и ФИО3, предоставляется социальная выплата в размере <данные изъяты> на приобретение жилья в Тверской области. Данное свидетельство, действительное до 30 октября 2021 года, подлежит предъявлению в банк до 30 апреля 2021 года (л.д. 59).

Постановлением администрации Бежецкого района Тверской области от 9 сентября 2021 года № 299 «О рассмотрении вопросов реализации мероприятий в рамках подпрограммы «Содействие в решении социально-экономических проблем молодых семей и формирование ценностей, семейной культуры в молодежной среде» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2021-2026 годы» муниципальной программы «Культура, молодежь, спорт и туризм Бежецкого района Тверской области» на 2018-2023 годы» молодая семья Симаковой В.И. в количестве трех человек - участники и претенденты на выплату в 2021 году в рамках подпрограммы «Содействие в решении социально-экономических проблем молодых семей и формирование ценностей, семейной культуры в молодежной среде» государственной программы Тверской области «Молодежь Верхневолжья» на 2021-2026 годы», в соответствии с пунктом 2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат утратила основания для получения социальной выплаты на приобретение жилья в Тверской области и исключена из списка участников и претендентов на выплату в 2021 году в рамках программы (л.д. 37).

Данное постановление получено Симаковой В.И. 20 сентября 2021 года (л.д. 13).

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Конституции РФ, ГК РФ, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, исходил из того, что заключение договора купли-продажи совершено родителями несовершеннолетних в интересах своих детей, которые по окончании выплаты ипотеки, с учетом погашения ее за счет средств материнского капитала, а также предназначенной социальной выплаты, будут являться собственниками жилого помещения общей площадью <данные изъяты>, следовательно, улучшаются жилищные права и интересы несовершеннолетних, поскольку они приобрели полномочия собственника на указанное имущество, не имея такового раньше.

Судом также учтено, что приобретение у Смирнова Д.В. – отца несовершеннолетнего ребенка административного истца, указанного имущества, не ущемляет имущественные права несовершеннолетних, исключение административного истца из списка участников и претендентов на социальную выплату, состоялось спустя более года после предоставления административным истцом договора купли-продажи в администрацию и более полугода после вручения свидетельства. При этом, Симаковой В.И. выполнены все условия для предоставления социальной выплаты.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что издание оспариваемого постановления противоречит конституционному принципу защиты прав человека, определяющих смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления, формирующего список молодых семей - получателей социальной выплаты, в связи чем признал незаконным оспариваемое постановление органа местного самоуправления.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Реализуя полномочия в жилищной сфере, органы исполнительной власти при оказании государственной поддержки молодым семьям в решении жилищных вопросов, вправе устанавливать круг адресатов социальной выплаты, условия ее предоставления, а также ограничения с учетом характера и предназначения данной выплаты, суть которой заключается обеспечении жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для расходования полученных денежных средств по целевому назначению пунктом 2(1) Правил, в частности, установлен запрет на использование социальной выплаты на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

Исходя из содержания пункта 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования и пункта 8 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в Тверской области участницей Программы является молодая семья.

Таким образом, субъектом получения социальной выплаты на улучшение жилищных является молодая семья и запрет, предусмотренный пунктом 2(1) Правил, распространяется на каждого члена молодой семьи, как участницы программы, а не исключительно к молодому родителю.

Иное толкование приведенного пункта Правил, предложенное административным истцом, не соответствует действительному смыслу и сути данной меры государственной поддержки.

Материалами дела подтверждается, что Смирнов Д.В. - продавец квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является отцом ФИО3 – несовершеннолетнего сына Симаковой В.И., что подтверждается административным истцом.

Как следует из справки от 26 июня 2019 года № 1061, выданной администрацией Бежецкого района Тверской области, по адресу: <адрес>, совместно с Симаковой В.И. зарегистрирован также Смирнов Д.В.

После приобретения Симаковой В.И. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрировала Смирнова Д.В. по указанному адресу, что не оспаривалось ею в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, социальная выплата не могла быть предоставлена Симаковой В.И. на состав семьи из трех человек на погашение кредита, оформленного для приобретения квартиры, у отца одного из ее детей.

То обстоятельство, что молодая семья Симаковой В.И. была включена в список претендентов состава участников подпрограммы на получение социальной выплаты на приобретение жилья, и ей выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья от 30 марта 2021 года, и администрации было известно с февраля 2020 года о том, что жилое помещение приобретено у близкого родственника одного из членов молодой семьи жилого помещения, не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о незаконности оспариваемого постановления органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств и недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Учитывая изложенное, решение суда от 28 октября 2021 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об оставлении без удовлетворения административных исковых требований Симаковой В.И., действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, о признании незаконным постановления администрации Бежецкого района Тверской области от 9 сентября 2021 года № 299 и обязании административных ответчиков отменить указанное постановление.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу администрации Бежецкого района Тверской области удовлетворить.

Решение Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 28 октября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Симаковой В.И., действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, о признании незаконным постановления администрации Бежецкого района Тверской области от 9 сентября 2021 года № 299 об исключении молодой семьи Симаковой В.И. в количестве 3 человек из списка участников и претендентов на выплату в 2021 году в рамках программы, обязании административных ответчиков отменить указанное постановление оставить без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи