ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-499/20 от 28.05.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-2862/2020

№2а-499/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 28 мая 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.

судей Хакимовой О.В., Хлыниной Е.В.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Рекламное агентство «Вега», ООО «ТФК», ООО «Аккорд» к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании недействующим постановления администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19 сентября 2019 г. № 2009-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район»,

по апелляционной жалобе ООО «Рекламное агентство «Вега», ООО «ТФК», ООО «Аккорд» на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 30 января 2020 г.

Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., представителя административных истцов Валахову Е.Ю., представителя административного ответчика Абушахмину Т.И., судебная коллегия

установила:

ООО «Рекламное агентство «Вега», ООО «ТФК», ООО «Аккорд» обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, указав, что постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19 сентября 2019 г. № 2009-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район» утверждена новая схема размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район, и признано утратившим силу постановление администрации МО Оренбургский район от 28 сентября 2015 г. № 12-п «Об утверждении схемы».

В соответствии с п.10 постановления администрации МО Оренбургский район Оренбургской области от 13 апреля 2017 г. № 516-п «О рекламных конструкциях на территории муниципального образования Оренбургский район» рассмотрение вопроса о необходимости внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций производится не реже чем раз в 5 лет. В силу этого пункта, по мнению административных истцов, ранее действовавшая схема размещения рекламных конструкций должна была быть пересмотрена не ранее 28 сентября 2020 г.

Оспариваемое постановление, по утверждению административных истцов, нарушает их права и законные интересы, поскольку в соответствии с постановлением от 13 апреля 2017 г. № 516-п имеют право до 28 сентября 2020 г. размещать рекламу на рекламных конструкциях в соответствии с выданными разрешениями и, соответственно, извлекать из этого выгоду. По их мнению, новая схема размещения рекламных конструкций не должна была рассматриваться и утверждаться ранее этой даты.

Кроме того, как указывают административные истцы, нарушен порядок согласования схемы размещения с уполномоченным органом – Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее – Минэкономразвития Оренбургской области), установленный постановлением правительства Оренбургской области от 21 января 2014 г. № 24-п «О предварительном согласовании схем размещения рекламных конструкций на территории Оренбургской области и вносимых в них изменений», так как отсутствует мотивированное заключение Минэкономразвития Оренбургской области.

Административные истцы просили признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19 сентября 2019 г. № 2009-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район».

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 30 января 2020 г. в удовлетворении требований административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, требования административного иска удовлетворить.

На апелляционную жалобу администрацией МО Оренбургский район Оренбургской области представлены письменные возражения.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного ответчика ФИО2 просила решение суда оставить без изменений.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Из материалов дела следует и судом установлено, что администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области издано постановление от 19 сентября 2019 г. № 2009-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район», и признано утратившим силу постановление администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 28 сентября 2015 г. № 12-п «Об утверждении схемы».

Проверяя доводы административного иска о том, что административным ответчиком не соблюдены требования, установленные законодательством, суд первой инстанции исходил из следующего.

Порядок внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций утвержден постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 13 апреля 2017 г. № 516-п «О рекламных конструкциях на территории муниципального образования Оренбургский район» (далее Порядок внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций).

Согласно вышеназванному порядку, администрация муниципального образования Оренбургский район разрабатывает схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Оренбургской области или муниципальной собственности на территории муниципального образования Оренбургский район, в том числе на опорах освещения, а также изменения и дополнения в схему размещения рекламных конструкций.

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности, и содержать карты размещения рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций (п.1 Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций).

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области и утверждаются постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район (п. 2 Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций).

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в них изменения подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов и размещению на официальном сайте администрации МО Оренбургский район в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3 Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций).

Решение о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций принимает администрация муниципального образовании Оренбургский район на основании разработанного отделом по развитию потребительского рынка и предпринимательства проектов изменения Схемы размещения рекламных конструкций (п. 4 Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций).

Рассмотрение вопроса о необходимости внесения изменений в схему производится не реже чем раз в 5 лет (п. 10 Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций).

Давая оценку доводам административных истцов, суд первой инстанции правомерно указал, что пункт 10 Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций содержит указание на необходимость внесения изменений минимум один раз в пять лет, и не содержит запрета на внесение изменений чаще, чем раз в 5 лет, поэтому издание оспариваемого постановления ранее истечения пятилетнего срока нельзя признать не соответствующим закону.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд употребил указанную норму в значении «не чаще», а не в значении «не меньше», что по мнению заявителей апелляционной жалобы, является синонимом «не реже» основан на ошибочном толковании понятий и смысла русского языка.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствует запрет вносить изменения в действующую схему в период ее действия, соглашается. Установленное в постановлении требование «не реже, чем раз в 5 лет» не означает «через 5 лет».

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что администрацией МО Оренбургский район Оренбургской области не был нарушен порядок согласования схемы размещения рекламных конструкций с уполномоченным органом – Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.

Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 21 января 2014 г. № 24-п «О предварительном согласовании схем размещения рекламных конструкций на территории Оренбургской области и вносимых в них изменений».

В целях реализации положений Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и установления процедуры предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений на территории Оренбургской области уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области по предварительному согласованию схем размещения рекламных конструкций на территории Оренбургской области и вносимых в них изменений определено Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.

Согласно п. 4 Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций для предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган на бумажном и электронном носителях следующие документы и материалы: 1) заявление о предварительном согласовании схемы размещения рекламных конструкций с перечнем прилагаемых документов и материалов по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;

2) пояснительную записку, содержащую заключение о соответствии схемы размещения рекламных конструкций документам территориального планирования и обеспечении соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности при размещении наружных конструкций;

3) альбом схемы размещения рекламных конструкций, включающий в себя: титульный лист альбома по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; схему размещения рекламных конструкций, которая наносится на картографические материалы с указанием типов и видов рекламных конструкций в соответствии с предусмотренными для каждого типа и вида конструкций графическими и цветовыми обозначениями, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций;

4) адресную программу установки и эксплуатации рекламных конструкций (перечень адресов установки и эксплуатации рекламных конструкций) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, которая должна быть оформлена в виде таблицы и содержать: адресную характеристику (адрес предполагаемого места установки и эксплуатации рекламной конструкции, указание соответствующей альбому нумерации рекламной конструкции); техническую характеристику (тип и вид рекламной конструкции, размер информационного поля, количество сторон, площадь); имущественную характеристику (форма собственности земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция).

Поступивший в уполномоченный орган проект схемы размещения рекламных конструкций, включая прилагаемые документы и материалы, подлежит обязательной регистрации в день его поступления.

Срок согласования проекта схемы размещения рекламных конструкций составляет 30 рабочих дней, за исключением проекта схемы размещения рекламных конструкций, предусматривающего размещение рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в полосе отвода или придорожной полосе автомобильных дорог федерального значения, срок согласования которого не может превышать 90 рабочих дней с даты поступления в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган проводит проверку документов на соответствие требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Порядка, а также в случае необходимости осуществляет выездное обследование для установления соответствия проекта схемы размещения рекламных конструкций, требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка.

Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с даты регистрации проекта схемы направляет копию проекта схемы для рассмотрения в органы исполнительной власти Оренбургской области в сфере: управления и распоряжения имуществом Оренбургской области, в том числе земельными ресурсами - в отношении размещения рекламных конструкций на земельных участках, зданиях и иных объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности Оренбургской области; дорожного хозяйства - в отношении размещения рекламных конструкций в полосе отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог федерального и регионального значения; сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия - в отношении размещения рекламных конструкций на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Заинтересованные органы исполнительной власти Оренбургской области рассматривают проект схемы размещения рекламных конструкций, готовят заключения по вопросам своей компетенции и направляют их со справкой согласования, составленной по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку, в уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления проекта схемы размещения рекламных конструкций на рассмотрение, за исключением проекта схемы размещения рекламных конструкций, предусматривающего размещение рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в полосе отвода или придорожной полосе автомобильных дорог федерального значения, срок согласования которого не может превышать 75 рабочих дней.

Уполномоченный орган, учитывая заключения заинтересованных органов исполнительной власти, осуществляет подготовку мотивированного заключения о согласовании или об отказе в согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций.

Заключение о предварительном согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций или об отказе в предварительном согласовании, с указанием причины отказа, оформляется в виде письма уполномоченного органа, подписываемого руководителем уполномоченного органа или уполномоченным им лицом, и направляется в орган местного самоуправления.

Судом установлено, что администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области в целях согласования схем размещения рекламных конструкций в Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области 6 августа 2019 г. за № 1/1671 направлено заявление о предварительном согласовании схемы размещения рекламных конструкций с приложением пояснительной записки, альбом схемы размещения рекламных конструкций и адресной программы установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Следовательно, свою обязанность административный ответчик выполнил.

Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в установленный законом срок 18 сентября 2019 г. за № 11/4070 в адрес главы Оренбургского района Оренбургской области направлено заключение о согласовании изменений в схему размещения рекламных конструкций, оформленное в соответствии с пунктом 10 Порядка предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций в виде письма из которого следует, что Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области направляет уже согласованные изменения в схему размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии мотивированного заключения Минэкономразвития Оренбургской области о согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и признаны необоснованными.

При этом суд первой инстанции руководствовался указанными в решении нормами постановлениям Правительства Оренбургской области от 21 января 2014 г. № 24-п, и обоснованно указал, что заключение о предварительном согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций оформляется в виде письма уполномоченного органа, подписываемого руководителем уполномоченного органа или уполномоченным им лицом, и направляется в орган местного самоуправления. Иная форма заключения о согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций, а также требования к содержанию заключения, вышеуказанным либо каким-либо иным нормативно-правовым актом не предусмотрены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда перовой инстанции о том, что оспариваемое постановление администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19 сентября 2019 г. № 2009-п издано в пределах компетенции администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области и не содержит положений, противоречащих требованиям действующего законодательства.

Вопреки доводам апелляционной жалобы решение суда соответствует реальным обстоятельствам дела и нормам материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не указал, по какому критерию определил, что обозначение «не реже чем» употребляется в значении «чаще» искажают смысл, изложенный в решении. Суд исходил из того, что в утвержденную схему в период ее действия могут вноситься изменения, запрет на внесение изменений в действующую схему отсутствует.

Доводы апелляционной жалобы о немотивированном заключении Минэкономразвития Оренбургской области, не могут стать основанием для удовлетворения требований административного иска, предметом судебной проверки действия Минэкономразвития Оренбургской области не являлись. Письмо, в котором указано, что Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области направляет уже согласованные изменения в схему размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район, административным ответчиком было получено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд отказал в удовлетворении ходатайств административного истца об истребовании у Минэкономразвития Оренбургской области справок о согласовании схемы с иными уполномоченными органами, по порядку согласования и в назначении экспертизы, не могут повлечь отмену решения суда, так как указанные ходатайства представителя административных истцов судом первой инстанции были рассмотрены и в их удовлетворении было отказано в связи с тем, что в назначении экспертизы и истребовании дополнительных доказательств необходимости не было.

Статьей 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно ч. 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

При этом, все доказательства оцениваются судом по правилам, установленным ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебная коллегия признает вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении ходатайств о назначении экспертизы для разъяснения вопроса о мотивированности согласования и истребовании дополнительных документов у Минэкономразвития Оренбургской области правомерным, поскольку с учетом предмета рассматриваемого административного иска испрашиваемые доказательства не отвечают требованиям ст. 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об их относимости.

Апелляционная жалоба не содержит данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда;

Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, судом при рассмотрении административного дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 30 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Рекламное агентство «Вега», ООО «ТФК», ООО «Аккорд» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: