ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-499/2021 от 24.02.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Юхно Н.В. Дело №2а-499/2021

Докладчик Лаврова О.В. Дело №33а-260/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2022 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего

Крылова Н.А.,

судей

Лавровой О.В., ФИО1,

при секретаре

ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Южно-Курильского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав,

по апелляционному представлению прокурора Южно-Курильского района на решение Южно-Курильского районного суда от 25 октября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Лавровой О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

18 августа 2021 года прокурор Южно-Курильского района обратился в суд с указанным выше административным иском, в обоснование которого указал, что по результатам проведения анализа соблюдения законодательства в сфере распоряжения объектами муниципальной собственности выявлены нарушения, требующие принятия мер. Так, в собственности муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» находится объект «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: Первая очередь, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск; «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: Первая очередь, о.Кунашир, пгт. Южно-Курильск. Повышение надежности» 1 этап» (далее – объект электроэнергетики, объект). Объект состоит из движимого и недвижимого имущества, составляющего в комплексе Менделеевскую ГеоТЭС. До 01 октября 2020 года объект эксплуатировался ООО «ДальЭнергоИнвест» в соответствии с концессионным соглашением от 15 мая 2013 года. 21 января 2021 года между департаментом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» (далее – МО «Южно-Курильский городской округ») заключен договор №3/2021 безвозмездного пользования в отношении объекта на срок 30 календарных дней. Имущество передано ссудополучателю 15 марта 2021 года, 14 апреля 2021 года срок действия договора истек. До настоящего времени органом местного самоуправления не организована надлежащая передача прав владения и пользования в отношении объекта эксплуатирующей организации. Несмотря на внесенное прокурором представление в адрес мэра МО «Южно-Курильский городской округ», эффективные меры для устранения нарушений не приняты.

Полагает, что приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления не обеспечил в отношении объекта нетрадиционной энергетики надлежащую передачу прав владения и пользования им организации, видом деятельности которой является производство электроэнергии. Считает, что не передача объекта эксплуатирующей организации влияет на безопасность и надежность системы электроснабжения населенных пунктов и права проживающего в них неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги, влечет неэффективное использование муниципального имущества.

По изложенным основаниям, с учетом последующих уточнений, просил признать незаконным бездействие администрации МО «Южно-Курильский городской округ» по обеспечению передачи прав владения и пользования в отношении объекта эксплуатирующей организации и возложить обязанность на администрацию МО «Южно-Курильский городской округ» в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить надлежащую организацию электроснабжения МО «Южно-Курильский городской округ» путем использования вышеуказанного объекта энергетики в энергосистеме муниципального образования в установленном законом порядке.

Протокольным определением Южно-Курильского районного суда от 14 сентября 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация МО «Южно-Курильский городской округ», заинтересованного лица - акционерное общество «Мобильные газотурбинные электрические станции» (далее – АО «Мобильные ГТЭС»).

Судом вынесено приведенное выше решение, которое в апелляционном представлении прокурор просит отменить, заявленные требования удовлетворить. Приводит довод о том, что до настоящего времени администрацией МО «Южно-Курильский городской округ» не организована надлежащая передача прав владения и пользования в отношении объекта лицу, имеющему обязанности по его содержанию и эксплуатации, действенные меры к этому не принимаются. В результате нарушаются права граждан, поскольку, учитывая состояние имеющегося генерирующего оборудования, входящего в единую энергосистему с Менделеевской ГеоТЭС, год его ввода в эксплуатацию, не исключены аварийные ситуации и ограничения электроснабжения. Обращает внимание на то, что 26 января 2022 года в администрацию МО «Южно-Курильский округ» от Сахалинского УФАС России поступило предупреждение о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки антимонопольного законодательства, выраженных в предоставлении АО «Мобильные ГТЭС» муниципальной преференции путем передачи муниципального имущества на основании договора безвозмездного пользования. Бездействие административного ответчика, по мнению участвующего в деле прокурора, выражается также в нарушениях, допускаемых при организации торгов в отношении объекта электроэнергетики.

В письменных возражениях на апелляционное представление АО «Мобильные ГТЭС», администрация МО «Южно-Курильский городской округ» просят оставить решение суда без изменения.

В суде апелляционной инстанции помощник прокурора Сахалинской области Рослая В.А. и первый заместитель прокурора Сахалинской области Колесников А.В. просили решение суда отменить по основаниям, изложенным в апелляционном представлении и дополнениях к нему.

Представители административного ответчика администрации МО «Южно-Курильский городской округ» ФИО3 и ФИО4, представитель заинтересованного лица АО «Мобильные ГТЭС» ФИО5 просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, уважительных причин неявки не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционного представления, пояснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в собственности МО «Южно-Курильский городской округ», в том числе находится объект «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: Первая очередь, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск; «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: Первая очередь, о. Кунашир, пгт Южно-Курильск. Повышение надежности» 1 этап».

15 мая 2013 года между МО «Южно-Курильский городской округ» (Концедент), ГКУ «Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области» и ООО «ДальЭнергоИнвест» (Концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объектов электроэнергетики на о. Кунашир МО «Южно-Курильский городской округ».

В рамках соглашения подлежал реализации объект «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: Первая очередь, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск; «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: Первая очередь, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск. Повышение надежности» 1 этап», который образует единое целое с Менделеевской ГеоТЭС (пункты 2.1, 2.4, 3.1 и 3.3 концессионного соглашения).

В апреле 2019 года Концессионером окончены работы 1 этапа, 24 апреля 2019 года осуществлен ввод в эксплуатацию 23 объектов недвижимости Менделеевской ГеоТЭС: 3-х зданий и 20 сооружений.

26 августа 2019 года ООО «ДальЭнергоИнвест» (Концессионер) на основании акта приема-передачи приняло у администрации МО «Южно-Курильский городской округ» имущество, входящее в состав объекта, в технически исправном состоянии для осуществления выработки электрической энергии.

14 мая 2020 года между МО «Южно-Курильский городской округ» и ООО «ДальЭнергоИнвест» заключено Дополнительное соглашение №15 к концессионному соглашению, в соответствии с которым пункт 1.3 концессионного соглашения после слов 7 лет дополнен словами 4 месяца 15 дней.

30 сентября 2020 года истек срок действия концессионного соглашения, работа Менделеевской ГеоТЭС остановлена 29 сентября 2020 года концессионером ООО «ДальЭнергоИнвест». Муниципальное имущество передано собственнику по акту приема-передачи от 27 ноября 2020 года.

15 марта 2021 года муниципальное имущество в виде объектов электроэнергетики на о. Кунашир передано в безвозмездное пользование АО «Мобильные ГТЭС» сроком на 30 дней по договору от 21 января 2021 года №3/2021. Цель договора в соответствии с пунктом 1.2 – использование в хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией, техническим обслуживанием и оказанием услуг по круглосуточной и бесперебойной выработке, транспортировке и реализации электрической энергии потребителям.

Разрешая спор и отказывая прокурору в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что бездействия, выраженного в непринятии мер, направленных на обеспечение прав владения и пользования в отношении объекта, администрацией МО «Южно-Курильский городской округ» не допущено, необходимый комплекс мер принят, требования закона в части организации электроснабжения населения административным ответчиком выполняются, права неопределенного круга лиц не нарушены.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не согласна по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

Пункт 4 части 1 статьи 16 приведенного Закона к вопросам местного значения также относит организацию в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 51 Закон о местном самоуправлении).

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, указанных в пп. 1 - 17 ч. 1 данной статьи.

Пункт 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность предоставления прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом без проведения торгов.

В таком случае в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом осуществляется на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

«Менделеевская» ГеоТЭС входит в систему централизованного теплоснабжения.

Статья 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможность передачи собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.

Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с положениями Кодекса (статьи 294, 296 ГК РФ).

Из содержания приведенных положений закона следует, что обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом возникают на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, а также права оперативного управления и хозяйственного ведения.

Основной целью передачи муниципального имущества, находящегося в публичной собственности, является обеспечение его эффективного использования, и повышение качества работ или услуг, предоставляемых потребителям, для решения вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Материалы дела не свидетельствуют о принятии органом местного самоуправления исчерпывающих мер по реализации своих полномочий по передаче прав владения и пользования в отношении муниципального имущества надлежащей организации.

На дату рассмотрения спора по существу административным ответчиком предприняты две попытки организовать торги по продаже права на заключение договора пользования имуществом.

Первый аукцион на право заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, организованный 05 августа 2020 года, менее чем за два месяца до истечения срока действия концессионного соглашения, признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.

24 августа 2020 года администрация муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области с заявлением о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции ЗАО «Энергия Южно-Курильская» в целях обеспечения жизнедеятельности населения путем передачи в безвозмездное пользование сроком на три года без проведения торгов на право заключения такого договора в отношении муниципального имущества - объектов геотермальной энергетики, предназначенных для выработки электрической энергии. Поскольку площадь объектов, в отношении которых заявлена муниципальная преференция, составляет более 100 кв.м., стоимость имущества – более Ф.И.О.14, заявление муниципального образования переадресовано в Федеральную антимонопольную службу России.

В своем решении от 08 декабря 2020 года №АД/107497/20 Федеральная антимонопольная служба России расценила передачу объекта, в состав имущества которого входят, в том числе сети водоснабжения, сети паропровода, трубопровод теплоснабжения, сооружения канализации, в безвозмездное пользование без проведения торгов муниципального имущества как муниципальную преференцию, что, по мнению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, является недопустимым.

Решением Собрания муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» от 30 сентября 2020 года №80/6 дано согласие департаменту по управлению муниципальной собственностью МО «Южно-Курильский городской округ» на передачу АО «Мобильные ГТЭС» объектов Менделеевской ГеоТЭС сроком на 30 дней в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

21 января 2021 года между департаментом по управлению муниципальной собственностью МО «Южно-Курильский городской округ» и АО «Мобильные Мобильные ГТЭС» заключен договор №3/2021 передачи муниципального имущества, входящего в состав объекта «Объекты электроэнергетики на о.Кунашир» (Менделеевская ГеоТЭС), в безвозмездное пользование сроком на 30 дней.

11 августа 2021 года между администрацией муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» и ИП ФИО6 заключен договор о выполнении работ и услуг по независимой оценке имущества, предметом которого является комплекс работ и консультативных услуг, связанных с оценкой - определением рыночной стоимости права на заключение договора безвозмездного пользования имуществом в составе: объекты электроэнергетики на о.Кунашир.

30 сентября 2021 года между департаментом по управлению муниципальной собственностью МО «Южно-Курильский городской округ» и АО «Мобильные ГТЭС» вновь заключен договор №17/2021, по условиям которого АО «Мобильные ГТЭС» в безвозмездное пользование сроком на 30 дней передано имущество, входящее в состав Объекта.

08 октября 2021 года департаментом по управлению муниципальной собственностью МО «Южно-Курильский городской округ» объявлено о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом в составе объекта: «Объекты электроэнергетики на о.Кунашир» (Менделеевская ГеоТЭС) с целевым назначением - использование в хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией, техническим обслуживанием и оказанием услуг по круглосуточной и бесперебойной выработке, транспортировке и реализации электрической энергии потребителям.

Иных доказательств, подтверждающих позицию административного ответчика о принятии им достаточных и эффективных мер, направленных на выполнение полномочий по распоряжению муниципальной собственностью, не представлено.

Непринятие действенных мер по передаче муниципального имущества может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов населению, проживающему на удаленном от материка острове, отсутствию контроля над состоянием работоспособности объекта входящего в энергосистему, ненадлежащему содержанию и ремонту, и, как следствие, к неблагоприятным последствиям и опасности неопределенного круга лиц.

Поскольку административный ответчик не представил доказательств принятия им исчерпывающих мер по передаче спорного объекта, в том числе в оперативное управление, хозяйственное ведение или пользование другим лицам в предусмотренном законом порядке, выводы суда первой инстанции о надлежащем исполнении органом местного самоуправления своих полномочий по распоряжению имуществом муниципального образования, отсутствии бездействия и нарушения прав граждан, являются необоснованными.

Доводы административного ответчика относительно того, что не передача спорного объекта надлежащим способом не зависит от воли администрации МО «Южно-Курильский городской округ», судебной коллегией отклоняются, поскольку данные обстоятельства не исключают выполнение муниципальным образованием прямого указания закона.

По указанному основанию ссылка представителя ответчика на то, что не передача спорного имущества не повлекла предоставление коммунальных услуг населению ненадлежащего качества, а также о длительности процедуры подготовки необходимой документации для выполнения передачи прав по эксплуатации объекта надлежащей организации, является несостоятельной.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что муниципальным образованием допущено бездействие в части владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая, что подготовка и проведение передачи прав в отношении объекта является длительным процессом, судебная коллегия полагает необходимым определить шестимесячный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Курильского районного суда от 25 октября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление прокурора Южно-Курильского районного удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» по обеспечению передачи прав владения и пользования в отношении объекта «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: Первая очередь, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск; «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: Первая очередь, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск. Повышение надежности» 1 этап» эксплуатирующей организации.

Возложить на администрацию муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить надлежащую организацию электроснабжения муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» путем использования объекта «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: Первая очередь, о.Кунашир, пгт. Южно-Курильск; «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: Первая очередь, о.Кунашир, пгт. Южно-Курильск. Повышение надежности» 1 этап» в энергосистеме муниципального образования в установленном законом порядке.

Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Крылов Н.А.

Судьи Лаврова О.В.

ФИО1