ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-49/2023 от 05.07.2023 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Ващенко В.А. Дело № 33а-4845/2023

№ 2а-49/2023 (в 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 июля 2023 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Титовой В.В.,

судей Барсуковой Н.Н., Романютенко Н.В.,

при секретаре Черкасовой Е.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Баевского района Алтайского края на решение Баевского районного суда Алтайского края от 31 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Баевского района Алтайского края к администрации Баевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

Заслушав доклад судьи Барсуковой Н.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Баевского района Алтайского края обратился в Баевский районный суд с административным иском к администрации Баевского района Алтайского края, в котором просил признать незаконным бездействие по определению управляющей организации и обязать административного ответчика принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что собственниками вышеназванных многоквартирных домов не выбран способ управления, администрацией Баевского района конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами своевременно не проводятся, проведенные конкурсы признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок на участие в конкурсе.

Ссылаясь на положения статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации административный истец полагал, что администрация Баевского района должна определить управляющую организацию в соответствии с Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства от 21 декабря 2018 года №1616.

Решением Баевского районного суда Алтайского края от 31 марта 2023 года административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация Баевского района Алтайского края просит решение отменить, указывая, что на постоянной основе проводит работу по определению управляющей организации; ссылается на то обстоятельство, что многоквартирные дома <адрес> исключены из программы Фонда капитального ремонта в связи с тем, что собственники в них не проживают, проведение капитального ремонта и определение управляющей организации является нецелесообразным.

До рассмотрения дела по существу административным истцом представлено письменное заявление об отказе от административного иска в части требований о признании незаконным бездействия административного ответчика по определению управляющей организации и возложении на него обязанности принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом <адрес>.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Е. поддержал заявление о частичном отказе от иска, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив заявление о частичном отказе от административного иска, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

В соответствии со статьей 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьями 137.1 и 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

В силу подпункта 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Подпунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

Обсудив поступившее заявление прокурора о частичном отказе от исковых требований, судебная коллегия принимает отказ от административного искового заявления в части требований о признании незаконным бездействия по определению управляющей организации и возложении обязанности принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом <адрес>, поскольку данный отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц (часть 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).

В силу части 1.1. той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

В части 1.3 названной статьи закреплено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

Как предусмотрено частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

В силу части 4 названной статьи орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Согласно части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года № 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации № 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г.г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.

Муниципальное образование Баевский район Алтайского края наделено статусом муниципальный район в соответствии с законом Алтайского края от 06 мая 2006 года № 36-ЗС «О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований Баевского района Алтайского края».

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В силу части 4 статьи 14 этого же Федерального закона в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Частью 3 статьи 14 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Исходя из изложенного к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Принятие соответствующим органом местного самоуправления предусмотренного частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № 1616 решения обусловлено необходимостью обеспечения защиты прав собственников помещений в многоквартирных домах, создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, упорядочения процедуры передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории Баевского района Алтайского края находятся многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>.

Собственниками вышеуказанных многоквартирных домов до настоящего времени не рассмотрен вопрос о принятии решения о выборе управляющей организации в порядке, установленном Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2018 года № 1616.

Таким образом, установлено, что администрация Баевского района Алтайского края в нарушение требований части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации № 1616 не приняла решения об определении управляющей организации для управления вышеуказанными многоквартирными домами.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный ответчик является лицом, на которого в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № 1616 возложена обязанность по принятию решения об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, когда собственниками жилого помещения не выбран способ управления таким домом в порядке Жилищного кодекса Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. Однако, административный ответчик, зная, что собственники жилого помещения в вышеназванных многоквартирных жилых домах, выбрав способ управления в порядке Жилищного кодекса Российской Федерации, его не реализовали путем заключения договоров на содержание и обслуживание, незаконно бездействовал и решения об определении управляющей организации для управления такими многоквартирными домами не принимал.

Довод апелляционной жалобы о том, что 6 февраля 2023 года объявлен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории Баевского района не опровергает выводов суда о допущенном административным ответчиком бездействии, поскольку при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций не были представлены доказательства, свидетельствующие о принятии исчерпывающих и своевременных мер, направленных на исполнение администрацией Баевского района Алтайского края обязанности, предусмотренной частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе связанных со своевременным проведением открытых конкурсов по выбору управляющей организации, созданием благоприятных условий для их деятельности, повышением экономических стимулов для их включения в список организаций, в отношении которых может быть принято соответствующее решение о выборе управляющей организации.

Ссылка в апелляционной жалобе на исключение из программы капитального ремонта многоквартирных домов по адресам: <адрес> с связи с физическим износом зданий, достигшим 70%, влечет для администрации Баевского района Алтайского края иные правовые последствия и не исключает обязанности определить управляющую организацию для управления многоквартирным домом.

При этом исполнение административным ответчиком публичных полномочий по осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органа местного самоуправления, в том числе на обеспечение безопасных условий проживания граждан на территории Баевского района Алтайского края не поставлено в зависимость от факта проживания собственников в принадлежащих им жилых помещениях многоквартирного жилого дома.

Представленные по запросу судебной коллегии сведения об осуществлении управления многоквартирными домами в с.Баево собственниками помещений многоквартирного жилого дома, а также протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в <адрес> от ДД.ММ.ГГ не подтверждает реализацию выбранного способа управления, а потому о необоснованности решения суда не свидетельствует.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлечь отмену либо изменение решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда не имеется.

Учитывая, что судом принят отказ от иска в части заявленных административным истцом требований, решение суда первой инстанции от 31 марта 2023 года подлежит отмене в части, с прекращением производства по делу.

Руководствуясь статьями 304, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

принять отказ прокурора Баевского района Алтайского края от административного иска в части требований о признании незаконным бездействия по определению управляющей компании и возложении обязанности принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом <адрес>.

Решение Баевского районного суда Алтайского края от 31 марта 2023 отменить в части признания незаконным бездействия по определению управляющей компании и возложении обязанности принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом <адрес>.

Производство по административному делу по административному иску в указанной части прекратить.

Разъяснить административному истцу, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В остальной части решение Баевского районного суда Алтайского края от 31 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Баевского района Алтайского края-без удовлетворения.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июля 2023 года.