ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4/2022 от 02.06.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Ефремова Т.С. Дело № 33а-4233/2022 (№ 2а-4/2022)

64RS0004-01-2021-005798-82

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июня 2022 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Чаплыгиной Т.В.,

судей Закарян И.В., Домниной А.В.,

при секретаре Мухиной А.В.,

с участием прокурора Лужковой Н.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПК БВО» к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании нормативного правового акта недействующим по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «ПК БВО» на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Закарян И.В., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью «ПК БВО» Тришкина А.Б. и Русу С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Решетникова А.Б., представителя МУП «Балаково-Водоканал» Поздняковой Е.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия

установила:

общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «ПК БВО» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, в котором с учетом уточнения заявленных административных исковых требований просило признать недействующим нормативный правовой акт - постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 431 от 12 февраля
2021 года «Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов организаций, сбрасывающих сточные воды в систему водоотведения ООО «ПК БВО».

Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 08 февраля 2022 года в удовлетворении административных требований общества с ограниченной ответственностью «ПК БВО» отказано.

В апелляционной жалобе ООО «ПК БВО», ссылаясь на нарушение материальных и процессуальных норм, просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация Балаковского муниципального района Саратовской области полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили.

При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ; Закон о местном самоуправлении) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и их должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года
№ 131-ФЗ относится к вопросам местного значения.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды недвижимого имущества № АНД-23/11 от 23 ноября 2017 года с учетом дополнительных соглашений № 1 от 10 сентября 2018 года, от 13 марта 2020 года ООО «ПК БВО» эксплуатирует Комплекс «Транспортировка стоков», включающий в себя следующие объекты недвижимости: сооружение (отстойные пруды)
литер СХСVII, СХСVIII площадью 426 000 кв.м и 765 000 кв.м; сооружение (сбросной канал 1 участок) V=650 куб.м литер CCV; сооружение (сбросной канал
2 участок) V=1 175 куб.м литер CCVI; сооружение (сбросной канал на пойме) V=504 000 куб.м литер CCIV, расположенные по адресу: Саратовская область,
город Балаково, улица Саратовское шоссе, 2 (т. 1 л.д. 21-26).

Решением Нижне-Волжского БВУ № 64-11.01.00.022-Х-РСБХ-Т-2018-03388/00 от 25 сентября 2018 года ООО «ПК БВО» предоставлен в пользование водный объект - участок Волгоградского водохранилища (т. 1 л.д. 27-37).

Согласно подпункту 7 пункта 2.3 решения ООО «ПК БВО» осуществляет сброс сточных вод, прошедших механо-химическую и биологическую очистку на очистных сооружениях, принадлежащих МУП «Балаково-Водоканал», а также нормативно-чистых сточных вод ТЭЦ-4 - структурного подразделения Саратовского филиала ПАО «Т Плюс», через транспортирующий канал с ускоренным быстротоком, накопительный сбросной канал в пойме, отделенный от Волгоградского водохранилища насыпной земляной дамбой, в теле которой заложено водосбросное сооружение.

Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2019 года № 44/26 с учетом изменений, внесенных постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области № 34/56 от 16 декабря 2020 года, ООО «ПК БВО», осуществляющему свою деятельность на территории Балаковского муниципального района, установлен тариф на водоотведение (т. 1 л.д. 42).

Приказом Нижне-Волжского БВУ № 556 от 28 сентября 2018 года утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Волгоградское водохранилище для ООО «ПК БВО» на 5 лет согласно приложению
№ 1 к приказу (т. 1 л.д. 37-41).

22 октября 2018 года ООО «ПК БВО» (транзитная организация) заключило с абонентами договоры транспортировки сточных вод: № БВО-ТС-0002/18
с ПАО «Т ПЛЮС», № БВО-ТС-003/18 с акционерным обществом (далее - АО) «Вагоностроительный завод», № БВО-ТС-0004/18 с АО «Балаково-Центролит»,
№ БВО-ТС-0005/18 с ПАО «Балаковорезонотехника», № БВО-ТС-0006/18 с
ООО НВФ «Гируд И.Н.», № БВО-ТС-0007/18 с АО «Резинотехника»,
№ БВО-ТС-0008/18 с ООО Производственная компания «Вторресурсы-Балаково»
(т. 2 л.д. 53-63, 64-75, 76-77, 88-97, 98-108, 109-119, 120-129).

Согласно условиям указанных договоров транзитная организация обязуется осуществлять прием нормативно-чистых вод абонентов, их транспортировку от точки приема до точки отведения и сброс в водный объект, а абоненты обязуются соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, и производить оплату услуг по транспортировке сточных вод в сроки, порядке и размере, которые определены в договорах. Границы балансовой принадлежности объектов централизованных систем водоотведения транзитной организации и абонентов определяются в соответствии с актами о разграничении балансовой принадлежности. Нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Транзитная организация уведомляет абонентов об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения, городского округа нормативов водоотведения по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Сведения о нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонентов в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указаны в приложениях к указанным договорам.

01 февраля 2021 года между ООО «ПК БВО» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и МУП «Балаково-Водоканал» (гарантирующая организация) заключен договор водоотведения № БВО-ТС-0009/21, в соответствии с которым организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод гарантирующей организации, прошедших биологическую, механо-химическую очистку и обеззараживание на комплексе очистных сооружений города Балаково, в часть централизованной системы водоотведения, состоящую из пруда-аэратора и сбросных каналов, обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а гарантирующая организация обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки и порядке, которые определены в настоящем договоре (т. 2 л.д. 133-142).

Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 02 октября 2020 года № 3381 утверждены нормативы состава сточных вод для объектов абонентов МУП «Балаково-Водоканал», сбрасывающих сточные воды в централизованную систему водоотведения города Балаково.

Письмом от 28 июля 2020 года № 99 ООО «ПК БВО» обратилось в администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области с просьбой об установлении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов ООО «ПК БВО», присоединенных к системе водоотведения ООО «ПК БВО», согласно прилагаемому расчету (т. 1 л.д. 44).

Уведомлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 19 августа 2020 года № 01-16/4732 отказано в установлении нормативов состава сточных вод для объектов организаций абонентов, присоединенных к системе водоотведения ООО «ПК БВО», на том основании, что рассчитанные ООО «ПК БВО» значения нормативов состава сточных вод не соответствуют требованиям пунктов 176, 177, 178 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (т. 1 л.д. 45-51).

Данный отказ органа местного самоуправления ООО «ПК БВО» обжалован не был, что в судебном заседании сторонами не оспаривалось.

Главой Балаковского муниципального района Саратовской области утвержден расчет нормативов состава сточных вод для объектов абонентов организаций, сбрасывающих сточные воды в систему водоотведения ООО «ПК БВО», согласно которому расчет нормативов сточных вод производится в соответствии с пунктами 176, 177 Правил холодного водоснабжения и водоотведения. В расчете использованы следующие сведения и материалы: концентрация загрязняющих веществ на входе в систему ООО «ПК БВО» (вход в озеро Моховое, контрольная точка 7) и концентраций загрязняющих веществ на выходе из системы ООО «ПК БВО» (водовыпуск № 1 общегородской сброс в реку Волга - в Волгоградское водохранилище, контрольная точка 9) - результаты производственного аналитического контроля аккредитованной испытательной лаборатории МУП «Балаково-Водоканал» за период май - августа 2020 года (приложение 4.1, 4.2, 4.7), в соответствии с пунктом 177 Правил холодного водоснабжения и водоотведения; нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты, установленные приказом от 28 сентября 2018 года № 556 «Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Волгоградское водохранилище для
ООО «ПК БВО» на срок до 28 сентября 2023 года, выданные Федеральным агентством водных ресурсов; разрешение № Блк-6г на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты на период с 12 октября 2018 года до 29 сентября 2023 года на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области от 12 октября 2018 года № 1076п (приложение 4.4); решение о предоставлении водного объекта в пользование от 25 сентября 2018 года № 64-11.01.00.022-Х-РСБХ-Т-2018-03388/00, выданное ООО «ПК БВО» Нижне-Волжским БВУ, срок действия по 25 сентября 2023 года (приложение 4.5).

Из протоколов испытаний № 200/20 от 29 мая 2020 года, № 221/20 от
10 июня 2020 года, № 226/20 от 16 июня 2020 года, № 239/20 от 25 июня 2020 года, № 255/20 от 02 июля 2020 года, № 265/20 от 09 июля 2020 года, № 273/20 от 15 июля 2020 года, № 282/20 от 21 июля 2020 года, № 294/20 от 28 июля 2020 года, № 308/20
от 04 августа 2020 года, № 314/20 от 11 августа 2020 года, № 325/20 от 18 августа 2020 года, № 209/20 от 03 июня 2020 года, № 220/20 от 10 июня 2020 года, № 225/20 от 16 июня 2020 года, № 238/20 от 25 июня 2020 года, № 254/20 от 02 июля
2020 года, № 264/20 от 09 июля 2020 года, № 272/20 от 15 июля 2020 года, № 281/20 от 21 июля 2020 года, № 293/20 от 28 июля 2020 года, № 304/20 от 04 августа
2020 года, № 313/20 от 11 августа 2020 года, № 324/20 от 18 августа 2020 года усматривается, что отбор проб сточных вод производился аккредитованной испытательной лабораторией МУП «Балаково-Водоканал» (т. 1 л.д. 73-149).

12 февраля 2021 года администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области принято постановление № 431 (с учетом постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
от 16 августа 2021 года № 2754) «Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в систему водоотведения
ООО «ПК БВО» (т. 1 л.д. 14-15, т. 3 л.д. 64).

Правильно применив нормы материального права, оценив представленные доказательства, в том числе экспертное заключение ООО Институт «Газэнергопроект» от 30 декабря 2021 года, по правилам статьи 84 КАС РФ, в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 431 от 12 февраля 2021 года вынесено компетентным органом, в рамках предоставленных полномочий и при наличии к тому законных оснований, с соблюдением процедуры его принятия, введения в действие и опубликования.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону не противоречат.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно части 11 статьи 7 названного Федерального закона горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем (пункт 3); порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (пункт 8.1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, в приложении № 5 к которым установлен перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.

При этом установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод и расчет допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы канализации населенных пунктов, до принятия оспариваемого в настоящем деле постановления осуществлялось органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией в порядке, предусмотренном Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 167 от 12 февраля 1999 года, и Правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 02 марта 1984 года № 107.

Частями 1 и 2 статьи 30.1 названного Федерального закона, вступившей в действие с 01 января 2019 года, предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, дополнены разделом XIII «Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ», который введен в действие с 03 июня 2020 года.

При этом пунктом 2 этого же Постановления органам местного самоуправления городских округов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод в соответствии с требованиями данного постановления со сроком начала их действия не позднее 01 июля 2020 года.

Этим же Постановлением Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 167 от 12 февраля 1999 года, признаны утратившими силу с 01 июля 2020 года.

Таким образом, действующим федеральным законодательством с 03 июня по 01 июля 2020 года был установлен переходный период, в течение которого муниципальные нормативные правовые акты об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод должны быть приведены в соответствие с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22 мая 2020 года № 728).

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами апелляционной жалобы.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, исследованы установленные по делу обстоятельства, им дана надлежащая оценка.

Оспариваемое постановление не нарушает охраняемые законом права заявителя. Соблюдение установленных норм и требований законов является одним из условий осуществления предпринимательской деятельности любым хозяйствующим субъектом, а обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам является одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку по существу они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через Балаковский районный суд Саратовской области в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: