ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-507/19 от 06.02.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-817/2020

2а-507/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 6 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

судей областного суда Кудряшова В.К., Трифоновой О.М.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной ИФНС России № 6 по Оренбургской области к Неб Н.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу,

по апелляционной жалобе межрайонной ИФНС России № 6 по Оренбургской области на решение Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области от 7 ноября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., представителя ИФНС России № 6 по Оренбургской области Семенову И.А., судебная коллегия

установила:

межрайонная ИФНС России № 6 по Оренбургской области обратилась в суд с административным иском, указав, что Неб Н.Н. является плательщиком транспортного налога на основании положений Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 г. № 322/66-III-03 "О транспортном налоге”. В период с 10 октября 2015 г. по 19 июля 2019 г. владела на праве собственности транспортным средством: УАЗ 3962, государственный регистрационный знак М220УВ56, мощность 92,00 л.с. На транспортное средство за 2015 г. был начислен налог в сумме 576 рублей, за 2016 г. – 2300 рублей, за 2017 г. – 2300 рублей, которые налогоплательщик не оплатил. В связи с наличием недоимки по налогу налогоплательщику были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты налога. В связи с неуплатой налога Неб Н.Н. направлялись требования.

В соответствие со статьей 75 НК РФ исчислена пеня по транспортному налогу в общей сумме 77,94 рублей. Требования налогового органа налогоплательщик не исполнил.

Межрайонная ИФНС России № 6 по Оренбургской области просила взыскать с Неб Н.Н. задолженность по транспортному налогу в сумме 5 176 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 77,94 рублей, а всего 5 253 рубля 94 копейки.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Не согласившись с решением суда, межрайонная ИФНС России № 6 по Оренбургской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленный административный иск. Указывает, что судом принято незаконное решение, неверно применены нормы материального права, поскольку в ПТС и СТС, автомобиль УАЗ 3962, зарегистрированный на Неб Н.Н., указан как грузовой автомобиль – тип ТС: грузовые фургоны.

В судебном заседании представитель административного истца Семенова И.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Административный ответчик Неб Н.Н. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства извещена.

От сына административного ответчика Неб П.В. в суд поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, поскольку он до 27 февраля находится на вахте. Поскольку полномочия Неб П.В. на представление интересов административного ответчика Неб Н.Н. ничем не подтверждены, судебная коллегия в удовлетворении ходатайства отказала.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания на основании следующего.

Из материалов дела следует и судом установлено, что за Неб Н.Н. в период с 10 октября 2015 г. по 19 июля 2019 г. было зарегистрировано транспортное средство: ***, категории «В», тип ТС – «фургон грузовой», мощность двигателя 92 л.с., 1995 года выпуска, государственный регистрационный знак ***.

Налоговым органом на транспортное средство был начислен налог за 2015 г. в сумме 576 рублей, за 2016 г. – 2 300 рублей, за 2017 г. – 2 300 рублей.

Неб Н.Н. в установленном законом порядке направлялись налоговые уведомления, в том числе от 23 июня 2018 г. с указанием размера и сроков уплаты налогов об уплате транспортного налога (срок исполнения до 3 декабря 2018 г.). В установленный в уведомлении срок задолженность не была уплачена налогоплательщиком.

В связи с неуплатой налога Неб Н.Н. по месту жительства заказным письмом было направлено требование от 1 февраля 2019 г. об уплате задолженности по транспортному налогу и пени по состоянию на 1 февраля 2019 г. в срок до 18 марта 2019 г.

На основании ст. 75 Налогового кодекса РФ за несвоевременную уплату налогов Неб Н.Н. начислена пеня по транспортному налогу 77,94 руб.

В адрес мирового судьи судебного участка № 1 Переволоцкого района Оренбургской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа от 29 мая 2019 г. На основании заявления вынесен судебный приказ от 24 июня 2019 г. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 5 253,94 руб. В связи с поступившими возражениями должника судебный приказ был отменен определением от 3 июля 2019 г.

Проверив соблюдение налоговым органом сроков взыскания обязательных платежей, суд обоснованно указал в решении, что срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.

Разрешая требования административного иска суд сослался положения Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 год), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года N 5938-VIII (Положение, утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 года МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134), на Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 9 декабря 2011 г. N 877 и сделал вывод, что "УАЗ 3962" не может быть отнесен и к грузовым транспортным средствам, поскольку автомобили, предназначенные для перевозки грузов, классифицируются согласно техническому регламенту как автомобили категории N.

Также суд учел ответ ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 30 октября 2019 г., в котором указано, транспортное средство относится к категории «В» (легковой автомобиль), а при его регистрации (дата) за новым собственником ФИО6 ошибочно была указана категория «С» (грузовой автомобиль), которая исправлена 10 октября 2015 г. при регистрации автомобиля на собственника Неб Н.Н. данная ошибка была устранена и указана категория «В» (легковой автомобиль).

Отказывая в удовлетворении иска, суд сделал вывод, что в паспорте транспортного средства ошибочно указан тип - "грузовой фургон", поскольку, как следует из цифрового обозначения модели транспортного средства «9», он является специальным транспортным средством и не может быть отнесен к грузовым транспортным средствам. Суд признал произведенный налоговым органом расчет транспортного налога по ставке, установленной для грузовых автомобилей неверным.

Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может, на основании следующего.

Так, согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Законом Оренбургской области "О транспортном налоге" в период 2016-2019 гг. была установлена налоговая ставка для грузовых автомобилей 25 рублей, которая умножается на количество лошадиных сил, указанных в ПТС.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, физическими лицами, исходя из ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Приказами МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г. утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение).

В силу указанного Положения паспорта выдаются собственникам транспортных средств организациями, являющимися изготовителями транспортных средств, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции.

В соответствии с п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств от 23 июня 2005 г. (п. 2.2.4 Положения от 30 июня 1997 г.) к категории "В" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. При этом, согласно приложению N 3 "Сравнительная таблица категорий транспортных средств", к данной категории относятся как "механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения" (легковые автомобили), так и "механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны", то есть грузовые автомобили.

Согласно п. 27 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств от 23 июня 2005 г. в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.

На основании указанных норм, судебная коллегия приходит к выводу, что паспорт транспортного средства - это документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструкторских особенностях автомобиля, однако при определении категории транспортного средства в целях налогообложения следует исходить не только из категории транспортного средства, но и из его типа (назначения), указанных в карточке учета ГИБДД и паспорте транспортного средства.

Судом первой инстанции неверно применены положения Конвенции о дорожном движении.

Действительно, на основании указанной Конвенции тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 паспорта технического средства. При этом под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т.д.); категория транспортных средств "B" - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Вместе с тем, указание в паспорте технического средства категории "B" не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству. Категория "B" может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям (приложение 3 к Положению, утвержденному совместным приказом от 23 июня 2005 года МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134).

В паспорте транспортного средства № (адрес), выданном 28 июня 2005 г., указано, что ***, категории «В», тип ТС – «фургон грузовой», мощность двигателя 92 л.с., 1995 года выпуска, государственный регистрационный знак М220УВ56. Аналогичные сведения содержатся и в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Надлежащих доказательств, подтверждающих неверное указание типа спорного транспортного средства, суду не представлено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что у административного ответчика имеется обязанность по уплате транспортного налога, поэтому решение районного суда подлежит отмене, а требования административного иска налогового органа о взыскании с административного ответчика недоимка по транспортному налогу правомерными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 5 ноября 2019 г. отменить.

Административный иск межрайонной ИФНС России № 6 по Оренбургской области удовлетворить.

Взыскать с Неб Н.Н. задолженность по транспортному налогу в сумме 5 235,94 рублей, из которых транспортный налог с физических лиц в сумме 5 176,00 рублей КБК ОКТМО ; пени по транспортному налогу с физических лиц в сумме 77,94 рублей КБК ОКТМО

Председательствующий:

Судьи: