ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5082/19 от 16.06.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Нуждина Н.Г. адм. дело № 33а-5596/2020

(2а-5082/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июня 2020 года

г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Клюева С.Б., Сивохина Д.А.,

при секретаре Латыповой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Косинова С.Г. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 24 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратилась в суд к Косинову С.Г. с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 г., указав, что Косинов С.Г. является налогоплательщиком транспортного налога за 2017 г. в связи с наличием в собственности транспортных средств – <данные изъяты>, г.р.з. , <данные изъяты>, г.р.з. , <данные изъяты> г.р.з.

В установленный законом срок обязанность по уплате налога не исполнена, в адрес ответчика направлено налоговое уведомление № 604724171 от 29.08.2018 г. по уплате транспортного налога за 2017 г. в сумме 13 955 рублей. Данное уведомление исполнено не было, в связи с чем, ответчику направлено требование об уплате налога № 55108 со сроком исполнения до 29.01.2019 г. На настоящий момент задолженность ответчика по уплате транспортного налога за 2017 г. составляет 13 955 руб. Административный истец просил взыскать с Косинова С.Г. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 14 000, 35 руб., в том числе по транспортному налогу за 2017 г., в размере 13 955 руб., пени в размере 45,35 руб.

Судом административные исковые требования ИФНС России по Промышленному району г. Самары – удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Косинов С.Г. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции 28 мая 2020 г.

Административный ответчик Косинов С.Г. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ИФНС России по Промышленному району г. Самары Зайцева А.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании ст. 356 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

В силу абз. 1 ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения, согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Пунктом 3 статьи 362 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

На основании ст. 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Судом первой инстанции установлено, что в спорный период - 2017 год за Косиновым С.Г. на праве собственности зарегистрированы следующие транспортные средства: <данные изъяты>, г.р.з. ; <данные изъяты>, г.р.з. ; <данные изъяты> г.р.з. .

Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями АИС, полученными налоговым органом в порядке ст. 85 НК РФ.

В соответствии со ст. 52 НК РФ административному ответчику направлено налоговое уведомление № 60472417 от 29.08.2018 (л.д.12) с предложением оплатить транспортный налог за 2017 год на сумму 13 955 рублей.

На автомобиль <данные изъяты>, г.р.з. в соответствии с положениями статьи 4 Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 22.10.2002) за налоговый период 2017 год предоставлена льгота по ставке, равной одной второй ставки, установленной статьей 2 настоящего Закона, размер которой составил 696 руб.

Данное уведомление исполнено не было, в связи с чем, ответчику направлено требование об уплате налога № 55108 со сроком исполнения до 29.01.2019 г., которое до настоящего времени не исполнено.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При этом в части 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Установлено, что в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

08.05.2019 мировым судьей судебного участка № 46 Промышленного судебного района г. Самара Самарской области вынесен судебный приказ №2а-542/2019 о взыскании с административного ответчика недоимки за 2017 год по транспортному налогу, пени и государственной пошлины.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.

Определением того же мирового судьи от 08.04.2019 г. судебный приказ от 08.04.2019 по заявлению Косинова С.Г. отменен. Однако обязанность по уплате налогов налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем 24.09.2019 налоговая инспекция обратилась в суд с административным иском о взыскании с Косинова С.Г. обязательных платежей и санкций в принудительном порядке.

Расчет задолженности по недоимке и пени судом проверен и является правильным.

Срок принудительного взыскания обязательных платежей и санкций налоговым органом не пропущен.

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу в заявленном размере, поскольку в добровольном порядке недоимка административным ответчиком не погашена, порядок и срок принудительного взыскания обязательных платежей налоговым органом соблюден.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в деле доказательств.

Доводы апелляционной жалобы о том, что транспортные средства - <данные изъяты>, г.р.з. и <данные изъяты>, г.р.з в спорный период времени не находились в его собственности, в связи с чем, у него не возникает обязанности по оплате транспортного налога, судебная коллегия не принимает во внимание ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (ред. от 26.04.2020) "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке

Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Удовлетворяя требования административного истца о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за транспортные средства <данные изъяты>, г.р.з. и <данные изъяты>, г.р.з. , суд первой инстанции учел приведенные выше положения норм действующего законодательства, устанавливающие обязанность по уплате транспортного налога исключительно в зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от фактического наличия или отсутствия транспортного средства у налогоплательщика, а также учел обстоятельства дела, представленные доказательства и пришел к верному выводу о наличии оснований для взыскания с Косинова С.Г. недоимки по транспортного налогу в спорный период.

Передача транспортного средства другому лицу, его утрата, в том числе неизвестность места нахождения транспортного средства или невозможность пользоваться им, не освобождает лицо, не снявшее транспортное средство с регистрационного учета, от выполнения обязанности по оплате налога.

Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах, в том числе и по решению суда.

Из материалов дела следует, что транспортное средство <данные изъяты>, г.р.з. снято Косиновым С.Г. с регистрационного учета в органах ГИБДД 07.05.2019 (в связи с утратой), транспортное средство <данные изъяты>, г.р.з. снято с регистрационного учета в органах ГИБДД 29.11.2019 (в связи с утратой).

Доказательства, подтверждающие обращение ответчика в органы ГИБДД с заявлением о снятии транспортных средств с регистрационного учета ранее, либо документы об отказе компетентного органа в снятии с учета, в материалы дела не представлены.

Таким образом, судебная коллегия считает, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что транспортный налог за автомобиль <данные изъяты>, г.р.з. оплачивался ответчиком в полном объеме и своевременно, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку данное обстоятельство не нашло своего подтверждения.

Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, жалоба не содержит.

Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен правильно, в соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 304, 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Промышленного районного суда г. Самары от 24 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Косинова С.Г. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи