Дело № 33а-6771/2023
В суде первой инстанции дело № 2а-508/2018
УИД 27RS0010-01-2018-000663-41
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда Хасанова Н.В., рассмотрев 15 сентября 2023 года в городе Хабаровске представление Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора на определение Солнечного районного суда Хабаровского края от 28 июля 2023 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Солнечного районного суда Хабаровского края от 4 октября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия.
Вышеуказанным решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 4 октября 2018 года по делу № 2а-508/2018 на администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края возложена обязанность организовать на территории сельских поселений «Поселок Джамку», «Поселок Горин» Солнечного муниципального района Хабаровского края надлежащее водоотведение сточных вод, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности и в водные объекты в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Также решением суда на администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края возложена обязанность осуществить капитальный ремонт объектов централизованного водоотведения п. Эворон, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
В обоснование заявления о предоставлении отсрочки сроком до 1 декабря 2025 года указано, что на разработку проектно-сметной документации для очистных сооружений в 3 поселениях муниципального района необходимо, ориентировочно, 27 млн. рублей. По информации министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – министерство ЖКХ Хабаровского края), софинансирование из средств краевого бюджета на разработку проектно-сметной документации возможно только по мероприятиям, включенным в перечень перспективного строительства объектов. 14 февраля 2023 года для софинансирования расходных обязательств из краевого бюджета на разработку ПСД администрацией муниципального района направлен в министерство ЖКХ Хабаровского края Перечень перспективного строительства объектов коммунального хозяйства района. 9 июня 2023 года министерством ЖКХ Хабаровского края направлено в адрес администрации муниципального района письмо о согласовании перечня ПСО. После согласования Перечня, утвержденные мероприятия войдут в перечень софинансирования из средств краевого бюджета на разработку ПСД. После разработки ПСД и получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства будет подана заявка в министерство ЖКХ Хабаровского края о направлении предложений в Министерство строительства края по включению объектов строительства в краевой перечень инвестиционных проектов.
Определением Солнечного районного суда Хабаровского края от 28 июля 2023 года заявление удовлетворено частично, предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного суда до 30 ноября 2023 года.
В представлении на указанное определение межрайонный природоохранный прокурор просит отменить определение, разрешить вопроса по существу, отказав в предоставлении отсрочки исполнения решения.
В обоснование апеллянт указывает, что ранее административному ответчику уже дважды была предоставлена отсрочка исполнения решения суда, однако в указанные сроки решение суда ответчиком не исполнено. Объективных оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда административным истцом не представлено. Письмо министерства ЖКХ Хабаровского края не является официальным документом, не является основанием для предоставления средств из бюджета субъекта в бюджет муниципального образования, не является доказательством, подтверждающим принятие должником надлежащих мер по исполнению решения суда.
В письменных возражениях на представление прокурора администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края с доводами апеллянта не согласилась, просит определение суда оставить без изменения.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) частная жалоба рассмотрена в апелляционном порядке судьей единолично, без проведения судебного заседания.
Обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 315 КАС РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции, рассмотрения частной жалобы в судебном заседании, не установлено.
В соответствии со статьей 316 КАС РФ, суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу вправе: оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу без удовлетворения; отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, изучив доводы представления прокурора, прихожу к следующему.
Вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 КАС РФ).
Суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения (часть 1 статья 189 КАС РФ).
При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (часть 1 статьи 358 КАС РФ).
Перечень оснований предоставления рассрочки (отсрочки) исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.
Из содержания приведенных норм с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 104-О, следует, что основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению решения суда, а их применение должно обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, отвечать требованию справедливости и адекватности.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.
Удовлетворяя частично заявление администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 4 октября 2018 года по делу № 2а-508/2018 суд усмотрел в представленных заявителем обстоятельствах, подтвержденных соответствующими, имеющимися в материалах дела документами, основания, затрудняющие исполнение решения суда, указав что проведение капитального ремонта объектов коммунального хозяйства требует значительных финансовых затрат, которые непосильны для муниципального района с учетом объема собственных доходов района.
Соглашаюсь с выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы установленными по делу фактическими обстоятельствами, нормами действующего законодательства и являются верными.
Вопреки доводам апелляционного представления Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, материалами дела и заявления о предоставлении отсрочки подтверждается принятие администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края мер, направленных на исполнение судебного акта, что, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат.
Согласно предоставленной ОСП по Солнечному району информации, на исполнении в службе судебных приставов находится исполнительное производство № 62593/19/27010-ИП, возбужденное 26 ноября 2019 года в отношении администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности организовать на территории сельских поселений «Поселок Джамку», «Поселок Горин» Солнечного муниципального района Хабаровского края надлежащее водоотведение сточных вод, осуществить капитальный ремонт объектов централизованного водоотведения п. Эворон.
10 января 2022 года должнику направлено требование о предоставлении информации, подтверждающей исполнение решения суда, в ответ на которое, поступила информация о частичном исполнении решения суда.
4 апреля 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а также установлен новый срок для исполнения требований – 29 апреля 2022 года.
Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края дважды была предоставлена отсрочки исполнения решения Солнечного районного суда Хабаровского края - до 1 января 2022 года, до 30 июня 2023 года.
В обоснование настоящего заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда его подателем были предоставлены документы, подтверждающие проведение работы в целях исполнения решения суда после предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Так, отдел ЖКХ администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края обратился в ООО «ПРОСТО групп» о предоставлении информации о стоимости проектных работ. 21 февраля 2022 года ООО «ПРОСТО групп» поступило коммерческое предложение, согласно которому расходы на разработку проектной документации составляют 8-9 мл. рублей для одного проекта.
Согласно письму министерства ЖКХ Хабаровского края от 31 января 2023 года № 1523 «О предоставлении заявок на включение объектов в КАИП» софинансирование из средств краевого бюджета на разработку проектно-сметной документации возможно только по мероприятиям, включенным в Перечень перспективного строительства объектов.
14 февраля 2023 года для софинансирования расходных обязательств из краевого бюджета на разработку проектно-сметной документации администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края направлен в министерство ЖКХ Хабаровского края перечень перспективного строительства объектов коммунального хозяйства района.
9 июня 2023 года министерством ЖКХ Хабаровского края направлено в адрес администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края письмо № 9076 «О согласовании Перечня ПСО». После согласования Перечня утвержденные мероприятия должны войти в перечень софинансирования из средств краевого бюджета на разработку проектно-сметной документации. После разработки проектно-сметной документации и в случае получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства будет подана заявка в министерство ЖКХ Хабаровского края о направлении предложений в министерство строительства Хабаровского края по включению объектов строительства в краевой перечень инвестиционных проектов. В письме указано, что следующая корректировка Перечня ПСО планируется в ноябре 2023 года.
Таким образом, соглашаюсь с судом первой инстанции о том, что администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края предоставлены в обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда надлежащие доказательства, подтверждающие, что им предпринимаются меры, направленные на исполнение решения суда.
При этом судом обоснованно предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 30 ноября 2023 года, исходя из информации министерства ЖКХ Хабаровского края о проведении повторной корректировки перечня ПСО в ноябре 2023 года.
Не нахожу оснований согласиться с доводами представления Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора о том, что указанное выше письмо министерства ЖКХ Хабаровского края не является доказательством, подтверждающим принятие должником надлежащих мер по исполнению решения суда.
Так, для софинансирования из средств краевого бюджета разработки проектно-сметной документации, требующей значительных финансовых затрат, необходимо согласование министерства ЖКХ Хабаровского края включения объектов коммунального хозяйства муниципального района в перечень ПСО, что является первоначальным обязательным условием для производства работ по ремонту/капитальному ремонту системы водоотведения.
Доводы апеллянта о том, что администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края уже дважды была предоставлена отсрочка исполнения решения суда, основанием для отмены определения не являются. Действующее законодательство не содержит запрета на обращение с повторными заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Отсрочка исполнения решения суда может быть установлена неоднократно, при условии обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Учитывая изложенные административным ответчиком обстоятельства, не усматриваю оснований считать предоставленную судом отсрочку исполнения судебного акта не отвечающей требованиям справедливости и соразмерности, поскольку неисполнение решения суда в установленный таким решением срок в рассматриваемом случае ставится в зависимость от прохождения процедуры согласования всех этапов, предшествующих непосредственному ремонту объектов коммунального хозяйства в «Поселке Горин», «Поселке Джамку», «Поселке Эворон» Солнечного муниципального района Хабаровского края.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о предоставлении административному ответчику отсрочки исполнения решения суда сроком до 30 ноября 2023 года.
Доводы представления прокурора не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене определения суда, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого определения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Солнечного районного суда Хабаровского края от 28 июля 2023 года оставить без изменения, представление Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Судья