ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-510/2022 от 07.09.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-15165/2022 (2а-510/2022)

город Уфа 07 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Куловой Г.Р.,

судей Зиновой У.В.,

Тазетдиновой Г.А.,

при секретаре судебного заседания Мухаметзянове Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан к Зубаировой ... о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени,

по апелляционной жалобе Зубаировой ... на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Зиновой У.В., судебная коллегия

установила:

административный истец обратился в суд с указанным выше административным иском, мотивировав его тем, что ... в отношении Зубаировой А.М. представило сведения о доходах в форме 2-НДФЛ за 2019 год, согласно которым Зубаировой А.М. в 2019 году получен доход в сумме 180000 рублей, налог с которого налоговым агентом не удержан. Налоговым органом в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации было сформировано и направлено в адрес административного ответчика налоговое уведомление от 01 сентября 2020 года № ... о необходимости уплаты начисленного налога на доход физических лиц в размере 23400 руб. Ввиду несвоевременной уплаты указанного налога административному ответчику начислены пени, и в установленном порядке направлены требования от 14 декабря 2020 года №92478 со сроком уплаты до 15 января 2021 года. По заявлению Межрайонной ИФНС России №40 по Республике Башкортостан мировым судьей судебного участка №7 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан 21 апреля 2021 года вынесен судебный приказ, который по заявлению должника 26 мая 2021 года определением того же мирового судьи отменен. В настоящее время задолженность налогоплательщиком не погашена.

На основании изложенного, административный истец просил взыскать с Зубаировой А.М. задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2019 год 23400,00 рублей, пени в размере 39,78 рублей.

Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан удовлетворены в полном объеме. В доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 903,19 рублей.

Не согласившись с указанным решением суда, Зубаирова А.М. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении административных исковых требований, поскольку 27 декабря 2021 года, то есть до вынесения обжалуемого решения задолженность по налогу погашена Зубаировой А.М. в полном объеме.

Принимая во внимание, что неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика Янгирова Р.Ф., судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Положениями статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации возникновение обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, установленного главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается с получением гражданами дохода от соответствующих источников.

Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что российские организации, с которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить НДФЛ.

Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 названной статьи.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что административным истцом срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением не пропущен, Зубаировой А.М. требование об уплате налога на доходы физических лиц исполнено не было, административным истцом были приняты достаточные и своевременные меры, направленные на принудительное взыскание задолженности по налогу, однако задолженность не была уплачена, доказательств оплаты имеющейся задолженности суду не представлено, пришел к выводу о законности заявленных требований.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 сентября 2018 года с ... в пользу Зубаировой А.М. взысканы неустойка в размере 180000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 руб., почтовые расходы. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 февраля 2019 года указанное решение оставлено без изменения.

...» в налоговый орган представлена справка формы 2-НДФЛ №3711 от 02 февраля 2020 года о получении в 2019 году Зубаировой А.М. дохода в размере взысканной указанным решением суда неустойки 180000 рублей (л.д. 10).

Из истребованных судебной коллегией документов следует, что согласно платежному поручению № ... от 02 апреля 2019 года ... перечислило Зубаировой А.М. денежные средства в счет исполнения указанного решения суда в общей сумме 188600 рублей.

Главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок уплаты налога на доходы физических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Положениями статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации возникновение обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, установленного главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается с получением гражданами дохода от соответствующих источников.

На основании статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения (Определения от 23 июня 2005 года № 272-О, от 15 мая 2012 года № 809-О, от 25 сентября 2014 года № 2014-О и др.).

Действуя в рамках предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации налог на доходы физических лиц (глава 23), установил объект налогообложения (доход), порядок определения налоговой базы (статьи 209 и 210). Для этих целей в силу статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 «Налог на доходы физических лиц» и 25 «Налог на прибыль организаций» данного Кодекса.

Такое налоговое регулирование предполагает необходимость налогообложения денежных средств, полученных физическим лицом, с учетом действия общего принципа определения дохода исходя из извлеченной налогоплательщиком экономической выгоды, т.е. в случае улучшения его имущественного положения для соблюдения указанного принципа федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации законоположение, содержащее перечень видов доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц (статья 217).

Нормы, регулирующие спорные отношения, не ставят обязанность уплаты налога физическим лицом в зависимость от способа получения облагаемого налогом дохода. Неустойка и штраф отвечают всем признакам экономической выгоды и, следовательно, являются доходом физического лица.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, установленный статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим. При этом доход в виде неустойки и штрафа в этом перечне не поименован.

При таких обстоятельствах, указанная сумма налога обоснованно начислена Зубаировой А.М. в связи с полученным ею доходом в виде взысканной судом неустойки.

22 сентября 2020 года в личный кабинет налогоплательщика Зубаировой А.М. направлено налоговое уведомление № 45774194 от 01 сентября 2020 года о необходимости уплаты начисленного в размере 23400,00 рублей налога на доходы физических лиц (л.д. 11-12, истребованные судебной коллегией сведения).

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В связи с неуплатой в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок указанного налога, 16 декабря 2020 года в адрес административного ответчика направлено требование № ... от 14 декабря 2020 года о необходимости уплаты в срок до 15 января 2021 года налога на доходы в размере 23400,00 рублей, начисленных за период с 02 декабря 2020 года по 13 декабря 202 года пени в размере 39,78 рублей (л.д.14, истребованные судебной коллегией сведения).

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно пункту 3 той же статьи требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок - 21 апреля 2021 года, что подтверждается входящим штампом на заявлении № ... (л.д. 1 административного дела № ...), налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание указанной задолженности.

В связи с поступившими возражениями Зубаировой А.М. определением мирового судьи судебного участка № 7 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 26 мая 2021 года судебный приказ от 21 апреля 2021 года по делу № ... о взыскании с Зубаировой А.М. задолженности по налогам отменен (л.д. 27 административного дела № 2а-1169/2021).

09 ноября 2021 года МРИ ФНС России № 40 по Республике Башкортостан обратилась с настоящим иском в суд, в связи с чем, срок на взыскание недоимок по налогам, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации после отмены судебного приказа, административным истцом также не пропущен.

Вместе с тем, из представленного Зубаировой А.М. платежного поручения от 28 декабря 2021 года усматривается, что 27 декабря 2021 года ею уплачена сумма налога в размере 23400 рублей (л.д. 57).

Согласно письму, поступившему в адрес судебной коллегии, задолженность по административному исковому заявлению Зубаировой А.М. погашена налогоплательщиком 27 декабря 2021 гола в полном объеме.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований к взысканию налога на доходы физических лиц с Зубаировой А.М, и начисленных пени, в связи с их уплатой до вынесения решения суда, а потому постановленное судом решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан в полном объеме.

Поступивший в суд апелляционной инстанции отказ от административного искового заявления не может быть принят судебной коллегией, поскольку представитель административного истца в суд не явился, а направленный письменный отказ не содержит указания на то, что административному истцу известны последствия прекращения производства по делу в связи с отказом от исковых требований.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 29 марта 2022 года на основании пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года отменить, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан к Зубаировой ... о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, пени.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Г. Р. Кулова

судьи У. В. Зинова

Г. А. Тазетдинова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 сентября 2022 года

Справка: судья Соколова И.Л.