Судья – Ионов И.А. 20.02.2019 года Дело №2а-5131/18- 33а-414/19
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего – Алещенковой И.А.
судей – Макаровой Л.В. и Павловой Е.Б.,
при секретаре Ивановой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2019 года по докладу судьи Павловой Е.Б. апелляционную жалобу Комитета финансов Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 19 ноября 2018 года, принятое по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области к Администрации Великого Новгорода, Комитету финансов Администрации Великого Новгорода, председателю Комитета финансов Администрации Великого Новгорода Медеевой Е.А. о признании действий незаконными,
у с т а н о в и л а:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (далее - Министерство) обратилось в суд с административным иском к Комитету финансов Администрации Великого Новгорода (далее – Комитет финансов) о признании незаконными ответов Комитета финансов от 15 августа 2018 года № 1425 и 21 августа 2018 года № 1470, которыми возращены без исполнения постановления от 23 июня 2017 года № 22/21 и от 24 ноября 2017 года № 5- 615/17 о назначении административного наказания в отношении Администрации Великого Новгорода, обязании Комитета финансов принять и осуществить действия по исполнению данных постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. по каждому постановлению.
В обоснование заявленных требований Министерство указало, что постановлениями о назначении административных наказаний от 23 июня 2017 года №22/21 и 24 ноября 2017 года №5-615/17 Администрация Великого Новгорода признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных (соответственно) частью 1 статьи 8.45 и частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначены наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. за каждое правонарушение. В добровольном порядке данные постановления о назначении административных наказаний Администрацией Великого Новгорода не исполнены. Оспариваемыми ответами Комитет финансов вернул названные документы без исполнения, указав, что постановление о назначении административного наказания от 24 ноября 2017 года №5-615/17 не является исполнительным документом в том смысле, в котором это понятие используется частью 1 статьи 2421 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Министерство полагает, что решения Комитета финансов о возврате без исполнения по указанным основаниям двух постановлений о назначении административных наказаний в виде административных штрафов на общую сумму 1 000 000 руб. является неправомерным, препятствующим достижению целей и задач административного законодательства и реализации назначенного Администрации Великого Новгорода административного наказания.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены председатель Комитета финансов Медеева Е.А. (должностное лицо, подписавшее оспариваемые ответы) и Администрация Великого Новгорода (орган местного самоуправления, в котором проходит муниципальную службу Медеева Е.А.).
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 19 ноября 2018 года административное исковое заявление Министерства удовлетворено, постановлено признать незаконными действия Комитета финансов, выраженные в его ответах от 15 августа 2018 года № 1425 и 21 августа 2018 года № 1470, которыми постановление департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года №22/21 и постановление мирового судьи судебного участка №30 Новгородского судебного района Новгородской области от 24 ноября 2017 года по делу № 5-615/2017 в отношении Администрации Великого Новгорода возращены без исполнения; на Комитет финансов возложена обязанность принять к исполнению постановление департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года №22/21, постановление мирового судьи судебного участка № 30 Новгородского судебного района Новгородской области от 24 ноября 2017 года по делу №5-615/2017 в отношении Администрации Великого Новгорода и в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда сообщить в Министерство и Новгородский районный суд Новгородской области об исполнении настоящего решения.
Не соглашаясь с решением суда, Комитет финансов в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное толкование судом первой инстанции норм Бюджетного кодекса РФ, противоречащего принципу иммунитета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Министерством представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых указывается на несостоятельность ее доводов и на законность и обоснованность решения суда.
Представители Министерства, Администрации Великого Новгорода, Комитета финансов, председатель Комитета финансов ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия в силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По результатам рассмотрения административного дела суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановлением о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года №22/21, вынесенным старшим государственным инспектором Новгородской области в области охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области ФИО2, Администрация Великого Новгорода признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечена к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Также постановлением о назначении административного наказания от 24 ноября 2017 года, вынесенным мировым судьей судебного участка № 30 Новгородского судебного района Новгородской области, Администрация Великого Новгорода признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечена к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
1 августа 2018 года Министерством в Комитет финансов направлены постановление департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области от 23 июня 2017 года №22/21 и определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 15 августа 2017 года по делу № 12-730/2017 об административном правонарушении в отношении Администрации Великого Новгорода и взыскании административного штрафа в размере 500 000 руб.
Письмом председателя Комитета финансов от 15 августа 2018 года № 1425 данные документы возвращены Министерству со ссылкой на то, что представленные документы не являются исполнительными документами в том смысле, в котором это понятие используется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Также 1 августа 2018 года Министерством в Комитет финансов направлены постановление мирового судьи судебного участка № 30 Новгородского судебного района Новгородской области от 24 ноября 2017 года по делу № 5-615/2017 и решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 15 января 2018 года по делу № 12-88/2018 (12-1241/2017) об административном правонарушении в отношении Администрации Великого Новгорода и взыскании административного штрафа в размере 500 000 руб.
Письмом председателя Комитета финансов от 21 августа 2018 года № 1470 данные документы возвращены Министерству со ссылкой на то, что представленные документы не являются исполнительными документами в том смысле, в котором это понятие используется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Признавая действия Комитета финансов по возврату Министерству 15 августа 2018 года и 21 августа 2018 года постановлений о привлечении Администрации Великого Новгорода к административной ответственности и взыскании административного штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия Комитета финансов основаны на неверном толковании закона, у Комитета финансов отсутствовали правовые основания для возврата без исполнения указанных постановлений.
Судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции правильным по следующим основаниям.
Согласно пунктам 6, 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях и постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 933, 934, 936, 1422, 1423, 1661, 218, 242 и 2426 данного Кодекса (пункт 1); обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных данным Кодексом (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 2425 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (пункт 12 статьи 2425 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исходя из системного анализа приведенных положений закона акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях являются исполнительными документами.
Как правильно указал суд первой инстанции, пункт 1 статьи 2421 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на который ссылается Комитет финансов, не имеет своей целью в системе действующего правового регулирования исполнения требований по обращению на средства бюджетов устанавливать и не устанавливает исчерпывающий перечень видов исполнительных документов.
Администрация Великого Новгорода как орган местного самоуправления, наделенный правами юридического лица (статья 31 Устава муниципального образования - городского округа Великий Новгород), является муниципальным казенным учреждением (часть 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Комитет финансов Администрации Великого Новгорода, так же обладающий правами юридического лица, исполняет судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета Великого Новгорода в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением; осуществляет открытие и ведение лицевых счетов для учета операций главных распорядителей, получателей средств бюджета Великого Новгорода, лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств, и иных лицевых счетов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (абзац четвертый раздела 1, абзацы двадцать седьмой и двадцать девятый раздела 3 Положения о комитете финансов Администрации Великого Новгорода, утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 21 марта 2014 года № 1529).
При таких обстоятельствах, Министерство правомерно направило постановления о взыскании с Администрации Великого Новгорода административных штрафов в Комитет финансов, а у последнего отсутствовали установленные пунктом 3 статьи 2421 Бюджетного кодекса Российской Федерации основания для их возврата без исполнения.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Новгородского районного суда Новгородской области от 19 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета финансов Администрации Великого Новгорода без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Алещенкова
Судьи Л.В. Макарова
ФИО3