ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-515/2022 от 07.07.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Власов Р.Г. Дело N 33а-1244/2022

Дело N 2а-515/2022

УИД: 26RS0030-01-2022-000184-22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 07 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,

судей Дубинина А.И., Полупан Г.Ю.,

с участием секретаря Матвиенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК министра ФИО4 на решение Предгорного районного судаот ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску исполняющего обязанности прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищного-коммунального хозяйствао признании незаконным бездействия, возложении обязанности

заслушав доклад судьи Дубинина А.И.

установила:

Исполняющий обязанности прокурора ФИО5 обратился в Предгорный районный суд с указанным административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Заявление мотивировано тем, что проведена проверка обращения жителей муниципального округа об отсутствии водоснабжения. Проведенной проверкой установлено, что в муниципального округа проживает 149 человек, в населенном пункте отсутствует централизованное водоснабжение.

Для питьевых и хозяйственных нужд население использует воду из подземных источников (колодцев).

Согласно информации ФГУП СК «водоканал» - Предгорный «Межрайводоканал» производственно-техническое подразделение Ессентукское, что ПТП Ессентукское осуществляет эксплуатацию централизованных систем водоснабжения населенных пунктов Предгорного муниципального округа, находящихся на балансе предприятия и переданных ему на праве хозяйственного ведения или по договорам аренды имущества.

Граждане, проживающие в муниципального округа, абонентами ПТП Ессентукское не являются, договора с жителями на холодное водоснабжение не заключались.

Согласно информации Министерства жилищно-коммунального хозяйствас целью организации подвоза питьевой воды жителям указанного хутора министерством в адрес региональной тарифной комиссиибыли направлены обращения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об установлении тарифа на подвоз воды для ГУП СК «водоканал».

В бюджетна 2022 год предусмотрены бюджетные ассигнования на разработку проектно-сметной документации по объекту «Водоснабжение муниципального округа». После выполнения проектирования, министерством будет проработан вопрос реализации строительно-монтажных работ в рамках краевых и федеральных программ.

С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по организации водоснабжения населения, а также иные полномочия, установленные Законом № 416-ФЗ, осуществляетв лице уполномоченного им органа - Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п. 15.1, п. 10.6 Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства» Министерство жилищно-коммунального хозяйстваосуществляет организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Данные изменения в п.10 Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ-п утверждены постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п.

Таким образом, обязанность по организации нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения при отсутствии централизованного водоснабжения в , в настоящее время возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

До настоящего времени Министерство жилищнокоммунального хозяйствамеры по обеспечению 3 водоснабжения и водоотведения в муниципального округа не приняты.

Постановлениями региональной тарифной комиссииот ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы ГУП СК «водоканал» на подвоз воды в 2020-2021 годах, а также перечень муниципальных образований, в которые осуществляется соответствующий подвоз воды. Установлено, что указанным постановлением подвоз воды в муниципального округа не предусмотрен. Изложенное свидетельствует о ненадлежащем принятии уполномоченным органом мер по организации водоснабжения и водоотведения в муниципального округа.

При таких обстоятельствах, вопреки требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, непринятие мер и бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства, нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Просил:

признать незаконным бездействие министерства жилищно-коммунального хозяйства, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения в муниципального округа;

обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйствав течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить нецентрализованное водоснабжение в муниципального округа с использованием нецентрализованной системы водоснабжения или подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ до обеспечения централизованного водоснабжения.

Обжалуемым решением Предгорного районного судаот ДД.ММ.ГГГГ административный иск исполняющего обязанности прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищнокоммунального хозяйствао признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе Министр жилищно-коммунального хозяйства СК ФИО4 указывает, что министерство с вынесенным решением не согласно, поскольку предприняты меры по обеспечению населения водоснабжения путем подвоза воды в , а также осуществляется деятельность по организации централизованного водоснабжения в спорном населённом пункте. Просит обжалуемое решение отменить, вынести новый судебный акт.

Письменных возражений не поступило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика ФИО6, представителя административного истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратурыФИО7 судебная коллегия по административным деламвого суда приходит к следующему.

Так, в подпункте 4 пункта 2 статьи 310 КАС РФ предусматривается в качестве основания для отмены судебного решения в апелляционном порядке нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что министерством жилищно-коммунального хозяйствадопущено бездействие, выразившееся в непринятии достаточных мер по решению вопроса об организации водоотведения и водоснабжения в населенном пункте муниципального округа.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.

В соответствии со статьей 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к вопросам местного значения.

В силу пункту 4.3 части 1 статьи 17 приведенного федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

Таким образом, органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

На территорииподлежали применению данные положения федерального законодательства до принятия ДД.ММ.ГГГГ-кз «О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образованийи органами государственной власти», на основании статей 2 и 3 которого полномочия по организации водоснабжения населения осуществляютсянепосредственно либо через уполномоченный им орган исполнительной власти, которым в соответствии с подпунктом 15.1 пункта 10.6 Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства» является министерство жилищно-коммунального хозяйства. Министерству с ДД.ММ.ГГГГ переданы полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

В связи с чем, до ДД.ММ.ГГГГ обязанность по организации водоснабжения была возложена на органы местного самоуправления, а с ДД.ММ.ГГГГ - на министерство.

Из материалов дела следует, что в муниципального округа проживает 149 человек, в населенном пункте отсутствует централизованное водоснабжение. Для питьевых и хозяйственных нужд население использует воду из подземных источников (колодцев).

Согласно информации ФГУП СК «водоканал» - Предгорный «Межрайводоканал» производственно-техническое подразделение Ессентукское, что ПТП Ессентукское осуществляет эксплуатацию централизованных систем водоснабжения населенных пунктов Предгорного муниципального округа, находящихся на балансе предприятия и переданных ему на праве хозяйственного ведения или по договорам аренды имущества. Граждане, проживающие в муниципального округа, абонентами ПТП Ессентукское не являются, договора с жителями на холодное водоснабжение не заключались.

Согласно информации Министерства жилищно-коммунального хозяйствас целью организации подвоза питьевой воды жителям указанного хутора министерством в адрес региональной тарифной комиссиибыли направлены обращения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об установлении тарифа на подвоз воды для ГУП СК «водоканал».

В бюджетна 2022 год предусмотрены бюджетные ассигнования на разработку проектно-сметной документации по объекту «Водоснабжение муниципального округа». После выполнения проектирования, министерством будет проработан вопрос реализации строительно-монтажных работ в рамках краевых и федеральных программ.

Постановлениями региональной тарифной комиссииот ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы ГУП СК «водоканал» на подвоз воды в 2020-2021 годах, а также перечень муниципальных образований, в которые осуществляется соответствующий подвоз воды. Установлено, что указанным постановлением подвоз воды в муниципального округа не предусмотрен.

В связи с принятиемот ДД.ММ.ГГГГ-кз «О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образованийи органами государственной власти», а также на основании ч.1.2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведения в».

С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по организации водоснабжения населения, а также иные полномочия, установленные Законом № 416-ФЗ, осуществляетв лице уполномоченного им органа - Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Согласно п. 15.1, п. 10.6 Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства» Министерство жилищно-коммунального хозяйстваосуществляет организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения, своих 6 обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Данные изменения в п.10 Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ-п утверждены постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п.

Таким образом, обязанность по организации нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения при отсутствии централизованного водоснабжения в , в настоящее время возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что до настоящего времени Министерство жилищно-коммунального хозяйствамеры по обеспечению водоснабжения и водоотведения в муниципального округа не приняты. Изложенное свидетельствует о ненадлежащем принятии уполномоченным органом мер по организации водоснабжения и водоотведения в муниципального округа.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела.