ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5181/19 от 08.10.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Ермолов Г.Н. Дело № 33а-37384/2019 (№2а-5181/19)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Ефименко Е.В., Суслова К.К.,

по докладу судьи Лободенко К.В.,

при ведении протокола помощником судьи Черниковым О.Ю.

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ленц Михаила Андреевича на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 06 июня 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Ленц М.А. обратился в суд с административным иском к администрации МО г. Краснодар о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора на основании договора аренды без проведения процедуры торгов земельного участка с кадастровым номером <...> по <...>, понуждении к устранению нарушенных прав. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником нежилых помещений <...> на первом этаже площадью <...>, по адресу: <...>. Ленц М.А. обратился в администрацию муниципального образования, с просьбой о заключении с ним договора аренды земельного участка без проведения торгов под принадлежащими ему нежилыми помещениями. Однако получил отказ, поскольку в соответствии с генеральным планом на испрашиваемом земельном участке предусмотрено размещение дороги. Считает данный отказ незаконным.

Обжалуемым решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 06 июня 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Ленц М.А. отказано.

В апелляционной жалобе Ленц М.А. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение незаконно и необоснованно, поскольку вынесено при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Ленц М.А. по доверенности Добродомовой Е.В., представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности Берегового Д.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как усматривается из материалов дела, в собственности Ленц М.А. имеются нежилые помещения <...> на первом этаже площадью <...>, по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.01.2009 года.

Ленц М.А. 16.11.2018 года обратился в администрацию МО г.Краснодар с просьбой о заключении с ним договора аренды земельного участка под принадлежащими ему нежилыми помещениями без проведения торгов.

Ответом администрации МО г. Краснодар от 04.12.2018 года Ленц М.А. отказано, поскольку в соответствии с генеральным планом на испрашиваемом земельном участке предусмотрено размещение дороги.

Согласно справке АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 24.11.2017 года определен размер долей в праве общей долевой собственности на общее имущество - земельный участок общей площадью <...> с кадастровым номером <...>, находящийся по адресу: <...>, как общее имущество в нежилом здании по адресу: <...>

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка <...> от 24.06.2014 года, земельный участок с кадастровым номером <...>, из земель населенных пунктов - под молочный комбинат, по адресу: <...>, состоит на кадастровом учете с 24.06.2014 года.

Генеральным планом МО г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана МО г. Краснодар», на испрашиваемом земельном участке предусмотрено размещение объекта местного значения (дорога).

В представленных материалах землеустроительного дела отсутствуют документы, подтверждающие неактуальность ранее выявленных замечаний.

В силу ч. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Согласно акту осмотра часть помещений используется под склад, тогда как согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19.02.2018 года <...> вид разрешенного использования испрашиваемого цельного участка - «под молочный комбинат».

Частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

На основании ч. 2 ст. 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

При разрешении споров в отношении государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, основная часть на планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых в том числе отображаются границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Текстовая часть проекта межевания территории, подготовка которого осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, включает в себя перечень образуемых земельных участков и сведения об их площади, возможные способы их образования, а также вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории (ч.ч. 2 и 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 данной статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.

Таким образом, Земельный кодекс РФ предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию, предоставление указанного участка возможно только на платной основе посредством торгов, в связи с чем, отказ администрации МО г. Краснодар в предоставлении земельного участка является законным.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Ленц М.А. требований.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве оснований к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

Судебная коллегия считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 06 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ленц М.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи